Вам зарплату? Пожалуйста!
Наше предприятие — одно из немногих в Херсоне, да, наверное, и в области, которое не имеет задолженности по зарплате. Более того, наша прибыль дает право выплачивать лучшим рабочим и ИТР также премии и другие виды материального поощрения, а также материальные пособия. Однако финансовые трудности, которые, как и всех, держат нас в жестких тисках, не позволяют реализовать это право в полном объеме.
Обстановку на финансовом фронте лучше, чем кто-либо, знает «командующий» этим фронтом — наш главный бухгалтер И. Г. Самойлова. Предоставим же ей слово, послушаем Инну Гавриловну:
— Да, мы два года выплачивали всем работающим зарплату. За счет чего, откуда деньги? За счет банковских кредитов. Речь о коммерческом залоговом кредите в Укрэксим-6aнке. Разумеется, за кредитование платим соответствующие проценты из прибыли предприятия. А что делать?
Главный бухгалтер Инна Гавриловна САМОЙЛОВА проводит анализ работы |
ГКП «Херсонтеплокоммунэнерго» существует главным образом за счет платежей населения. В большинстве своем предприятия города, пораженные глубоким, затяжным экономическим кризисом, либо стоят, либо работают в полсилы, а то и в треть или в четверть. Понятно, что их финансовое положение жалко, и они не в состоянии оплачивать теплообеспечение. В должниках находится и большинство населения города. Самая дисциплинированная категория его, как ни странно на первый взгляд, — это те, кто сам наиболее нуждается в социальной поддержке и защите, а именно: пенсионеры и малообеспеченные. Впрочем, ларчик открывается просто: они вынуждены платить за тепло, иначе им не оформят социальные субсидии.
Но практически «Херсонтеплокоммунэнерго» работает прибыльно. По своей экономической природе наше предприятие и не может быть убыточным, если, разумеется, как и предусмотрено законодательством, из госбюджета нам будет выделяться дотация на покрытие, возмещение убытков, связанных с государственным регулированием тарифов для населения на коммунальные услуги, в данном случае — на теплообеспечение.
Так должно быть. Но истинная картина малоутешительная. Вместо положенных дотаций из бюджета мы из года в год получаем одни лишь обещания. С 1993 года долг местного бюджета предприятию уже превысил 19 миллионов гривень. А ведь, помимо этого, предусматривается также возмещение льгот по коммунальным платежам, в т. ч. и за теплоснабжение. А знаете, сколько у нас категорий этих льготников? 27! Здесь ветераны воины, чернобыльцы, семьи инвалидов и еще многие другие. Наконец, субсидии для возмещения оплаты населением коммунальных услуг: назначая их отдельным семьям, служба субсидий, производит нам зачеты, самих же денег — извините.
Я назвала сумму задолженности бюджета предприятию за последние 5 лет — 19 миллионов гривень. Но это просто к сведению любознательных читателей. Потому что мы не питаем никаких иллюзий о том, что эти долги когда-нибудь будут погашены. У государства нет денег, и в ближайшее время, похоже, не будет. Так что долги прошлых лет при разработке местного бюджета на последующие годы не то что не погашаются, но вопрос об этом даже не ставится вообще. Год закончился, и то, что государство осталось нам должно, нам же великодушно «прощается». Спасибо, мы очень тронуты. В течение трех лет эти долги мы еще числим на своем балансе, затем, вздохнув, переводим, списываем на свои убытки.
В такой ситуации, казалось бы, между госпредприятием и госфинансистами должно было установиться молчаливое джентльменское соглашение: ладно, одна сторона не может реально помочь другой, в таком случае пусть хотя бы не вносит в ее рабочий процесс аритмию и нервозность, не отвлекает от работы беспрерывными проверками. Честное слово, это уже какое-то стихийное бедствие. Мы подсчитали: в течение 1996-97 гг. комиссии всевозможных контрольных служб побывали на «Херсонтеплокоммунэнерго» с проверками свыше 30 раз! В среднем по полторы проверки ежемесячно. Налоговая администрация, контрольно-ревизионное управление, антимонопольный комитет, управление по делам защиты прав потребителей, инспекция по контролю за ценами и т. д. и т. д. И у всех — плановые проверки, у всех — по поручению облгосадминистрации.
Мы заранее знаем, что в конце каждой проверки непременно будут «серьезные выводы», догадываемся даже, примерно на какую сумму та или иная комиссия наложит на нас штрафные санкции для последующего перечисления в местный бюджет. Не во имя ли этого проверки и затеваются так часто и следуют друг за другом? В этом убеждает и то, что проводятся они, как правило, на работающих предприятиях, на тех, у которых шевелятся деньги в кассе. На «лежащие» заводы ревизоры идут неохотно и редко — какой смысл, что с нищих возьмешь? А между тем, их присутствие именно на таких предприятиях, может, более необходимо. При условии, конечно, что каждая проверка должна проводиться с целью не найти недостатки, за которые можно оштрафовать, а для того, чтобы квалифицированно помочь разобраться во внутренних причинах отставания, в просчетах или злоупотреблениях местного руководства, дать дельные советы и рекомендации: что необходимо сделать, чтобы отстающее предприятие заработало энергичней. Одним словом, оставить по себе благодарную память, оставить след, а не просто наследить. Кто бы не порадовался таким проверкам и таким проверяющим, кто бы не сказал им спасибо!
Бухгалтерия предприятия |
К сожалению, чувство благодарности нам приходится испытывать очень редко, чаще остаются обида, раздражение, горечь от несбывшихся в очередной раз надежд: думалось, что в лице проверяющих придут люди, вместе с нами заинтересованные в улучшении дел на предприятии, а оказалось, что побывала очередная команда охотников за денежными штрафами и за налогами даже на то, что таковыми не облагается.
Но довольно об этом! А то, чем чаще сталкиваешься с подобными явлениями, тем тоскливей становится на душе. Найдем ли мы и коллективы других работающих предприятий в лице контрольных органов и их комиссий соратников и помощников в работе, или же их «экспедиции» к нам и дальше будут носить такой же целенаправленный характер, как до сих пор, — но мы все равно будем работать, решать проблемы теплообеспечения города, удешевления производимого тепла, улучшения своего финансового положения. Чтобы и впредь ежемесячно могли сказать своим рабочим слова, вынесенные в название этой главы.
Задачи, стоящие перед ГКП «Херсонтеплокоммунэнерго», усложняются, совершенствуется работа финансово-экономической службы предприятия. В ней собралось много опытных специалистов, получивших современную подготовку и переподготовку. Пример истинно творческой работы подает всем нам заместитель директора по экономике кандидат технических наук В. А. Мирошниченко. Мы знаем: у Виктора Александровича лежит почти готовая докторская диссертация по проблемам теплотехники, да за повседневными хлопотами все некогда ему закончить ее. А дела, которые разворачивает и проворачивает Мирошниченко, интересны. Чего стоит одна система перерасчетов, возврата населению оплаты за недополученное в квартирах тепло. Этой разработкой заинтересовался даже Кабинет Министров Украины и запросил наши расчеты для изучения и распространения положительного опыта. Внедряются и другие новшества.
Так, уже компьютеризированы расчеты с потребителями, с поставщиками, начисление зарплаты, работа с банком. А начинали наши предшественники, да и кое-кто из теперешних работников бухгалтерии с деревянных конторских счет, чудом бухгалтерской техники долго оставался арифмометр. От счет до компьютера — этот крутой взлет произошел, на глазах и памяти одного поколения работников.
Сейчас мы работаем по модемной связи с банком. Наши компьютеры непосредственно контактируются с банковскими, это значительно упрощает работу бухгалтерии, делает ненужными некоторые формальные, технические звенья ее. С фирмой «Монада» заключен договор об оборудовании наших котельных автоматическими средствами учета, с помощью которых в каждой из них можно будет оперативно получать полную информацию об отпуске теплоэнергии. Предполагается также установка сетевой компьютерной связи и единой информационной базы для всех отделов. Любой из них может быстро получить необходимые данные, а это огромная экономия времени и сил. Начало такой связи положено в нашей службе учета и сбыта теплоэнергии.
Инна Гавриловна могла бы добавить, что с ростом научно-технической базы растут и специалисты, вооруженные современными знаниями. Вот, например, заместитель главного бухгалтера Н. В. Лактионова, ветеран предприятия, работает на нем с 1971 года. В бухгалтерию перешла из планового отдела и оказалась здесь во всех отношениях на своем месте, работает творчески — такая оценка любого специалиста сегодня, наверное, наиболее исчерпывающая. В прошлом году Нина Васильевна поступила на заочное отделение технического университета на факультет повышения квалификации бухгалтерского учета и аудита, за полтора года получит еще одно высшее образование. Вместе с ней на тот же факультет поступила и бухгалтер материального отдела О. А. Кучма. На первом курсе этого факультета заочно учится экономист по финансовой работе И. Б. Мыцак, на втором курсе — бухгалтер СУСТа Т. И. Максименко, а главный бухгалтер СУСТа Н. К. Засеченко в нынешнем году заканчивает его. Г. А. Качан был нашим стипендиатом, закончил индустриальный институт, освоил программирование, сейчас работает в СУСТе. Всего же за счет предприятия в вузах и техникумах учатся 7 наших будущих специалистов. В такое время живем: шагай в ногу с жизнью, если не хочешь отстать.
Что касается бухгалтерии, то отличными работниками зарекомендовали себя здесь бухгалтер расчетного отдела Е. А. Ротонос, она трудится на предприятии уже 20 лет, кассир Н. Н. Ризаненко, которую любовно называют в коллективе «наш огонек» — за ее инициативность, деятельность, готовность на любые добрые дела.
Не могу не повторить того, что уже говорил раньше: замечательные люди, отличные специалисты своего дела — это наша самая большая и непреходящая ценность, наш воистину золотой фонд.