Циклодром Петра Батенко
С появлением на улицах Херсона в конце XIX- начале XX столетия первых механических средств передвижения открылась новая страница в истории развития города. Самым первым таким необычным средством передвижения стал обыкновенный, теперь уже такой привычный для всех нас велосипед
Буквально с самого начала появления его на городских улицах завязалась непримиримая война между велосипедистами, полицейскими, пешеходами и наполняющими город бродячими собаками. Собаки и городская полиция гонялись за неумелыми еще ездоками, не подчиняющимися никаким правилам движения. Те в свою очередь сбивали на тротуарах зазевавшихся пешеходов, пугали внезапным появлением и резкими сигналами лошадей, тем самым подвергая опасности пассажиров городского гужевого транспорта. Порой велосипедисты сами становились жертвами своей легкомысленности. Все эти свалившиеся на городского полицмейстера заботы вынудили его принять ряд обязательных постановлений, касающихся ограничений велосипедной езды по городу, запрета велодвижения по тротуарам, аллеям парков и скверов. Впоследствии решением Городского управления для нужд велосипедистов была все же отведена одна из аллей Александровского сада (ныне парк имени Ленина). Хотя, впрочем, эти меры так и не смогли искоренить «велолихачества» на улицах города.
Видя такую приверженность молодых херсонцев к новому транспортному средству, местный предприниматель Пётр Батенко в конце февраля 1910 года представил в Городскую управу проект «циклодрома и скетинг-ринга», для проведения велосипедных гонок и катания горожан на роликовых коньках. На удивление быстрое решение управы об отведении городской земли на Ярмарочной площади (нынче площадь Свободы) под устройство нового и неизвестного еще для большинства жителей города предприятия, позволило предпринимателю уже 4 марта 1910 года приступить к строительству. Оно было закончено через месяц, и уже в середине апреля под бравурные звуки духового оркестра, комплекс был торжественно открыт. Он состоял из кольца удобных велодорожек циклодрома и огражденной площадки скетинг-ринга с деревянным полом, для катания на роликовых коньках. По согласованию с Городской управой цена билетов за вход была назначена в 20 копеек катающимся и 12 копеек зрителям. Вечернее катание публики сопровождалось игрой духового оркестра. Здесь же для любителей пассивного отдыха был открыт буфет.
9 мая 1910 года на циклодроме Батенко состоялись первые в Херсоне велогонки, которые стали впоследствии традиционными. Со временем в херсонских гонках принимали участие и приглашенные знаменитости веломоторного спорта. Частым гостем херсонцев был чемпион Греции, победитель олимпийских игр в Афинах Франческо Полидулис, который безотказно принимал приглашения Батенко на участие в гонках и был основным противником херсонского городского чемпиона Ветамотса. Так уж сложилось, что два гонщика, имевшие равные силы, долгое время не могли определить лидера. Крупные пари (на сумму не менее ста рублей), заключаемые ими, переходили от одного к другому. Все же после нескольких неудачных выступлений Ветамотса пальму первенства получил грек Полидулис. Наградой победителю стал золотой жетон, украшенный алмазами. Помимо Полидулиса, на херсонском циклодроме соревновались чемпион Киева Панин, известный российский спортсмен-велосипедист Яков Соболев, обладатель Гран-при международных гонок в Варшаве 1910 года спринтер Ткачик и многие другие.
Зимой 1911 года предприниматель Петр Батенко доставил в Херсон большую партию велосипедов известных фирм: «Дукс» московской фабрики Меллера, английские «Гумбольдт», германские «Некарсульм», «Панцер». Помимо того, в открытом им магазине были представлены немецкие мотоциклеты «Вандерер». Подобную машину херсонцы впервые увидели на трек-заборе гастролировавшего в городе в 1904 году цирка Александра Девинье, теперь е по прошествии 7 лет появилась возможность ее приобрести. Конечно, ввиду высокой цены это могли сделать только зажиточные горожане. Тогда даже обыкновенный велосипед по своей цене был практически недоступен простому обывателю. Кроме продажи, Петр Батенко осуществлял и ремонт велосипедов, для чего открыл при магазине ремонтную мастерскую. «Починка велосипедов не такая простая работа и выполнить ее безукоризненно местными силами не представляется никакой возможности. Ввиду этого я отправил своего брата в Москву на велосипедную фабрику Меллера для изучения правильного ремонта под руководством специалистов. Таким образом, в моей мастерской можно производить ремонт, чего в Херсоне до сих пор никто не мог достичь», — было сказано в рекламном листке мастерской Петра Ба-тенко.
А тем временем циклодром приобрел большую популярность среди горожан. По примеру укоренившихся в городских биоскопах дополнительных представлений, привлекавших публику возможностью созерцать «два нумера по цене одного». На циклодроме сверх программы гонок устраивали яркие и опасные для жизни исполнителей шоу: «»Несгораемый человек» покажет опыты борьбы с огнем! Перелет воздушных велосипедистов братьев Петерс на «Диаплато-диаволо» через циклодром на высоте 30 аршин (21 метр. — Прим. авт.)!» — приглашали посетителей насладиться игрой со смертью афиши того времени. Конечно же, не все трюки проходили гладко. Так, в один из июльских вечеров 1911 года произошел несчастный случай с известным не только в России, но и далеко за ее пределами, прыгуном Вильямсом Де-Царил. Незадолго до этого злосчастного вечера в Омске, в цирке Коромыслова при исполнении подобного трюка погиб его родной брат Фрид Де-Царил, с которым Вильям выступал в паре. Номер прыгуна заключался в совершении головокружительного прыжка с высокой мачты в мелкий, наполненный водой бассейн. Иногда, дабы пощекотать нервы публике, поверх воды в бассейн наливали какую либо нефтяную смесь, которую затем поджигали. Отчаянный исполнитель бросался вниз головой в огонь… В Херсоне Вильямс Де-Царил, исполняя трюк, должен был прыгнуть в бассейн, наполненный водой всего лишь на один аршин (70 сантиметров)! Прыжок закончился неудачно. Когда прыгуна вытащили из воды, со многими дамами в публике произошла истерика. Тем не менее неудачливый прыгун остался жив и получил-таки свои контрактные 40 рублей за смертельный прыжок.
С 1911 года в городе появляется новый гонщик-чемпион. Им становится сын хозяина циклодрома Ефим Батенко, лидирующий в гонках на мотоциклетах. Экс-чемпион Ласточкин, пытаясь вернуть себе почетное звание, несколько раз вызывал Ефима на соревнования, но всегда приходил к финишу только вторым, объясняя свои неудачи, поломкой мотоциклета или нездоровьем. В последний раз Ласточкин попытался вернуть себе потерянный титул в августе 1911 года, предложив Ефиму Батенко новое пари. «Гонка на моторах Ефима Батенко и Ласточкина (по вызову на пари в 50 рублей) завершилась торжественным поражением Ласточкина. На этот раз виновником своего поражения Ласточкин считает уже не мотор, а солнце, слишком рано завершившее свой заход. А так как Ласточкин не дальнозоркий, то есть не то, чтобы обидеть его, а просто близорукий, то в темноте он не мог нагнать Ефима Батенко и победить его. Благодаря такому объяснению Ефим Батенко отказался от 50 рублей», — так прокомментировала эти гонки херсонская газета «Родной край».
Между тем деятельный владелец циклодрома продолжал внедрять в жизнь новые формы состязаний. Так, с 1912 года на циклодроме проходили интереснейшие соревнования между скаковыми лошадьми и мотоциклетами или велосипедами. Помимо этого Петр Батенко взял в аренду пришедший к этому времени в упадок биоскоп Зайлера. Правда, предприятие оказалось настолько невыгодным, что буквально через несколько месяцев он от аренды отказался. Следующим крупным шагом предпринимателя было устройство в 1913 году на углу Суворовской и Потемкинской улиц стоянки автомобилей. По сути, эти автомобили и были первыми херсонскими такси. Таким образом, создатель и владелец херсонского циклодрома положил начало использованию новой автомобильной техники с пользой для жителей города.
Теги: спорт