«Херсон», построенный в Херсоне
Самое первое судно, получившее своё имя в честь нашего города, было спущено на воду почти одновременно с 66-пушечным фрегатом «Слава Екатерины». Это был фрегат «Херсон»
Причём некомпетентность руководителя работ по постройке военного флота в Херсоне поставила под угрозу выполнение этого проекта. И только личное вмешательство Потёмкина, назначившего новым руководителем строительства деятельного и боевого адмирала Фёдота Клокачева, позволило в короткие сроки осуществить спуск судов на воду. Новый фрегат «Херсон» в совокупности с первыми построенными 22 военными судами стал ядром Черноморского флота. Буквально спустя несколько лет в борьбе за морское первенство молодой флот нанёс серьезное поражение многочисленному опытному флоту турков и занял лидирующее положение в черноморских водах.
Доброволец со славным именем «Херсон»
После славных морских побед, одержанных Российской империей, в результате которых она прочно закрепилась в северном Причерноморье, страна приступила к освоению новых земель и строительству городов?портов. Однако итоги неудачной Крымской войны 1853–1856 годов, следствием чего явился невыгодный для империи Парижский договор, свели «на нет» все предыдущие успехи. Так, одним из пунктов этого договора России запрещалось иметь военный флот на Чёрном море и вводились некоторые ограничения на торговлю с приморскими странами. Однако страна остро нуждалась в военном флоте, являющемся гарантом незыблемости южных рубежей. А увеличивающиеся послевоенные объёмы грузоперевозок (главным образом экспортного хлеба из южных портов страны) требовали интенсивного развития торгового флота. Поэтому сразу же после войны здесь была создана первая акционерная компания «Русское общество пароходства и торговли» (РОПиТ), призванная восстановить прерванные войной сообщения на внутренних Черноморско-Азовских линиях. Укрепление российских позиций на Чёрном море и на Балканах совсем не входило в планы воинствующих европейских государств. Британская броненосная эскадра, готовая войти в Чёрное море, дежурила у Босфора. Как ни странно, именно эта угроза со стороны Британии спровоцировала в России патриотическое движение по сбору средств на постройку специальных «военно-торговых» судов. В мирное время эти суда должны были служить торговым целям. В военное же – после установки соответствующего вооружения они становились крейсерами. Всего лишь за месяц, с апреля по май 1878 года, по подписке было собрано более 2 миллионов рублей, а уже в июне в Германии куплены три первые парохода, получившие названия «Россия», «Москва» и «Петербург». Следующим стал пароход «Нижний Новгород», вошедший в их число уже в сентябре того же года. Седьмым по счёту военно-торговым судном стал приобретенный в Британии в 1893 году пароход «Херсон».
В 1896 году «Херсон» совершил свой первый 37-дневный рейс из Одессы во Владивосток, куда он доставил сухопутные войска. Впоследствии рейсы Одесса–Владивосток–Одесса стали регулярными. Кроме войск пароход «Херсон» доставлял на Дальний Восток различные военные грузы. Так, в течение только одного 1896 года во Владивосток на судне были доставлены два небольших разобранных миноносца водоизмещением 120 тонн. Меж тем обстоятельства во внешней политике изменились в лучшую сторону. Угроза войны миновала, и суда стали использовать уже в сугубо мирных целях. Теперь пароход «Херсон» доставлял во Владивосток мирные грузы и переселенцев. А однажды, в годы англо-бурской войны, прямо из-под носа англичан экипаж парохода спас от неминуемой гибели четырёх пленных буров. Случилось это в новогоднюю ночь 1901 года. Буры под покровом темноты сбежали из британской плавучей тюрьмы и преодолели в водах, кишащих акулами, более 4 миль, прежде чем достигли спасительного «Херсона». Случай этот облетел все газеты мира, а моряки, не выдавшие спасенных по требованию британцев, стали героями. Впоследствии во время Первой мировой войны один из тех буров – Вилли Штейн – командовал полком стрелков. На гербе полка был изображен человек, плывущий к кораблю. Но самое интересное, что своего младшего сына полковник Штейн назвал Владимир Петрофф – в честь старпома парохода «Херсон» Владимира Петровича Кизимова. Старший сын Вилли занимался преподавательской деятельностью, выйдя на пенсию поселился близ Лейденбурга (ЮАР) на ферме, названной им «Херсон».
С началом русско-японской войны 1904–1905 годов пароходы Добровольного флота вновь стали использовать в военных целях. «Херсон», перешедший в собственность Морского ведомства, был переименован во вспомогательный крейсер «Лена». Во время войны с японцами крейсер ничем особо не отличился. Единственный его рейд окончился неудачей. Захваченное судно было интернировано в Сан-Франциско и вошло в спецлитературу под именем «пропавший крейсер». В 1906 году пароход был возвращен Добровольному флоту с тем, чтобы через 10 лет, в 1916 году, войти в состав Черноморского флота в качестве транспорта. Тогда же судну было возвращено его первое название «Херсон».
Пароход «Херсон» стал одним из последних кораблей, покинувших Крым в 1920 году. Остатки «Русской эскадры» Врангеля, под завязку забитые разгромленными белогвардейскими частями, беженцами и просто случайными людьми, подхваченными диким хаосом, уходили за границу.
«Пишу на “Херсоне”, который полным ходом несёт нас в Константинополь, а дальше… в Японию, Францию, Индию или еще куда – никто по-настоящему не знает…» – писал в своём дневнике один из тех, кого гражданская война лишила родины. Для многих покинувших страну это было лишь началом нового длинного и тернистого пути. Однако для черноморских судов, уведённых врангелевцами за границу, это было началом конца. Долгое время русские суда простояли на рейде Константинополя, затем были переведены на французскую военно-морскую базу Бизерта. Там после неудачных переговоров между советским правительством и французами в 1926 году они были проданы на слом. Не избежал таковой участи и пароход «Херсон»…
Ещё один дальневосточный «Херсон»
В период Великой Отечественной войны из США в Советский Союз через Тихий океан и дальневосточные порты осуществляли доставку военных грузов и продовольствия. Одним из судов, выполнявших эту задачу, был сухогруз «Херсон», пришедший на смену своему уведённому Константинополь собрату. Союзная Германии Япония всячески препятствовала прохождению советских судов. Подводные лодки и самолёты врага охотились за караванами, сделав практически непроходимым удобный в навигационном отношении пролив Лаперуза. Пользуясь плохими погодными условиями, случавшимися в этих широтах довольно часто, моряки-дальневосточники сравнительно благополучно справлялись с возложенной на них задачей. До поры до времени и «Херсону» удавалось счастливо избегать встреч с противником. Однако его подстерегла иная беда – 4 июля 1943 года судно попало в жестокий шторм у юго-восточного побережья Камчатки. Груженое судно раскололось пополам и было выброшено на мелководье. Однако на этом судьба парохода не закончилась. Обе половины судна отбуксировали в Петропавловск. Затем, во время строительства Петропавловско-Камчатского порта, носовая часть «Херсона» была установлена на берегу и долгое время служила казармой, в которой жили солдаты-строители.
Пароход «Херсон» фашистам не служил
До Великой Отечественной войны грузовой пароход «Херсон» постройки 1912 года, принадлежавший Черноморскому пароходству и приписанный к Херсону, совершал регулярные рейсы между южными портами страны. С началом войны работы экипажу судна значительно прибавилось. Порой под бомбёжками и яростным огнём немецких штурмовиков пароход без устали перевозил войска и военные грузы, доставлял в тыл раненых и беженцев. Однако очень скоро германские войска стремительным напором оттеснили Красную армию к Днепру. Менее чем через два месяца после начала войны фашисты были уже под Херсоном. В середине августа 1941 года советские войска уходили из нашего города. Чтобы не оставлять врагу не успевшие покинуть Херсон пароходы и другие более мелкие плавсредства, их решили затопить. Получивший во время налёта фашистской авиации серьезные повреждения «Херсон» также попал в число приговоренных. Пароход затопили 18-го, а 19 августа в город уже вошли немцы. В течение длительного периода немецкие спасатели занимались очисткой от затопленных кораблей херсонского порта и фарватера рек Днепр и Кошевая, так как «топляки» сделали совершенно невозможным проход немецких судов к Херсону. Пароход «Херсон» был поднят и отбуксирован в док на ремонт.
Только в конце октября 1943 года «Херсон», получивший новое название «Теодорих», вышел из ремонта, а уже 12 ноября в составе военного конвоя отправился в свой первый рейс под фашистским флагом. Однако спустя всего лишь сутки на траверзе Шаболатского лимана, вблизи города Белгород-Днестровский, конвой подвергся нападению советской подводной лодки М-111 под командованием будущего Героя Советского Союза капитан-лейтенанта Иоселиани. Торпеда попала в корму «Теодориха», и судно, несмотря на все старания спасательной команды, довольно быстро затонуло со всем грузом.
И вновь «Херсон»…
В послевоенные годы страна приступила к восстановлению народного хозяйства, разрушенного войной. Наряду с восстанавливаемыми предприятиями строили новые мощные комплексы. Так, 12 октября 1951 года в Херсоне вступил в строй крупный современный судостроительный завод. А уже 2 декабря 1953 года со стапелей будущего флагмана судостроительной промышленности Украины сошло первое современное судно-танкер, получившее имя «Херсон».