Первый днепровский пароход был приписан к Херсону
Ровно 200 лет назад, 11 февраля 1809 года, американский изобретатель Роберт Фултон запатентовал построенный им первый пароход
Уже через несколько лет изобретением Фултона заинтересовалось правительство России во главе с императором Александром I. С изобретателем заключили долгосрочный контракт на постройку российских пароходов. Однако Фултон к сделке отнёсся халатно, нарушив обязательства в трёхлетний срок представить стране первый пароход. Контракт был расторгнут, и за постройку первого российского парохода взялся петербургский предприниматель, владелец первого механическо-литейного завода Чарльз Берд. В 1815 году при огромном стечении народа пароход «Елизавета» был спущен на воду. Он совершал рейсы между Санкт-Петербургом и Кронштадтом. Примечательным в этом пароходике была его кирпичная труба, которую спустя некоторое время всё же заменили металлической.
По свидетельствам документов, через 7 лет после этого события пароход впервые увидели и жители Херсона. В июне 1822 года в херсонский порт, тогда еще мало приспособленный для приёма большегрузных судов, вошел небольшой пароход, принадлежавший Черноморской эскадре. Паровое судно встречали всем городом, ведь для местных обывателей это было невиданное чудо. Впоследствии паровые буксиры и мелкие черноморские пароходики стали появляться в Херсоне чаще, однако интерес жителей к ним не ослабевал. Каждый такой приход парохода собирал в порту толпу зевак всех сословий и рангов. Еще три года спустя у города появилось регулярное сообщение с Николаевым, что стало возможным благодаря стараниям губернатора Новороссийского края графа Воронцова. В 1823 году в Киевской губернии, в имении графа на реке Ольшанка, был спущен на воду первый построенный на Днепре примитивный пароход «Пчёлка». Его строили 500 крепостных крестьян графа под руководством двух опытных механиков-немцев. После двухлетних испытаний судно было проведено через днепровские пороги в Херсон.
Паровые суда оказывали всё большее влияние на развитие южного региона. Однако их владельцы попадали в затруднительное положение из-за поломок еще несовершенных пароходных машин. Каждая такая поломка приносила значительные убытки. Так как херсонские полукустарные предприятия не занимались ремонтом пароходных машин и механизмов, приходилось выписывать специалистов и детали из Одессы или Николаева, на что уходило много драгоценного в навигацию времени.
В 1853 году местный кузнец-предприниматель Жозеф Вадон, освоивший ремонт пароходных двигателей, открыл с сыновьями на берегу Днепра (в районе современного элеватора) мастерскую с пристанью для ремонта пароходов и парусных судов. Здесь, также впервые в Херсоне, начали строить железные баржи, а потом освоили и плавучие элеваторы. Спустя несколько лет Вадоны расширили своё производство — открыли чугунно-литейный завод. Улица, на которой находился завод, до сей поры носит название Литейная.
Новые мощности производства позволили развернуть строительство пароходов в Херсоне. За 50 лет существования предприятия здесь построили около 20 пароходов. В 1912 году внук Жозефа Александр Вадон через Комитет по усилению военного флота на добровольческие пожертвования заключил контракт с Морским министерством на сборку в Херсоне трёх миноносцев. Весной 1914 года состоялся торжественный спуск со стапелей нового судостроительного завода, построенного на Карантинном острове, первого херсонского миноносца «Счастливый». А в начале лета были спущены миноносцы «Быстрый» и «Пылкий». Тогда же в прессе промелькнуло сообщение, что предприниматель ведёт переговоры о постройке в Херсоне подводной лодки, однако этому помешала война. Херсонские миноносцы успешно сражались в составе кораблей Черноморской эскадры в годы Первой мировой и гражданской войн. А завод Вадона, национализированный новым правительством после революции 1917 года, стал основой для Херсонского судостроительного судоремонтного завода имени Коминтерна.