Тайны херсонских подземелий
Недра под Херсоном полны ещё не раскрытых тайн. А посему иногда приходится в очередной раз обращаться к неразрешенному вопросу о таинственных подземельях в старой части города
Обычно всплеск такого широкого интереса к херсонским катакомбам появляется после серьезных аварий на подземных коммуникациях, неожиданно открывающих неизвестные рукотворные пустоты. А также порой случающихся провалов на проезжей части улиц исторического центра города.
Недавнее проседание земли на улице Михайловича, открывшее очередное неисследованное подземелье («Субботний выпуск» сообщил об этом в № 30 в фотоинформации «Дорога ушла в катакомбы?»), – не исключение, а факт, активизировавший вокруг себя множество различных слухов. Потому мы решили воспользоваться комментариями херсонского краеведа Сергея Макарова, длительное время занимающегося тайнами местных подземелий.
— Вследствие случившегося в конце июля провала проезжей части улицы обнаружилась неизвестная ранее часть подземных магистралей, – рассказывает краевед. – Причем произошли почти одновременно несколько провалов на расстоянии нескольких метров друг от друга. Более крупный из них случился на пересечении подземных ходов.
Я осмотрел часть открывшихся подземелий. Высота и ширина выкопанных в глине ходов везде примерно одинакова и колеблется в пределах 130–140 сантиметров. Недалеко от провала, по подземной магистрали вдоль улицы Михайловича, были обнаружены две небольшие «комнаты». Ход из одной вел в сторону Днепра, из другой – по направлению к Забалке. Магистраль, идущая параллельно улице Советской, ничем особым не отличалась, разве что сохранилась несколько хуже, а стены и полукруглый потолок были покрыты глубокими трещинами. За неимением под рукой снаряжения и при явной опасности обвала исследования ходов пришлось прекратить. Однако с полной уверенностью можно предположить, что обнаруженные ходы являются частью подземной системы и соединяются с другими магистральными подземными ходами, которых особенно много в этом районе города.
Примерно на той же глубине всего лишь в десятке метров от нынешнего провала проходит также частично исследованный магистральный ход, идущий параллельно улице Советской. Этот ход соединен с ходом под улицей Рабочей, который ведет под Привозную церковь. Как я уже говорил, все ходы проложены в глинистой почве и ничем не укреплены. Лишь часть подземелья у церкви выложена камнем. В свое время мне удалось пройти этот участок и увидеть всё своими глазами. Однако я слышал и херсонские легенды о тех, кому удавалось пройти подземными коммуникациями от церкви до порта.
— Как вы считаете, каково предназначение херсонских подземелий? Кто, когда и для чего соорудил их под городом?
— Трудный вопрос, на который конкретного ответа нет уже, пожалуй, сотню лет. Конечно, часть из них является просто «ледниками», помещениями для хранения скоропортящихся продуктов, построенными во времена, когда еще не было привычных нам холодильников. Зимой эти подземелья заполняли крупными глыбами льда вперемешку с соломой. Летом, когда на поверхности всё выгорало от палящих солнечных лучей, здесь держалась минусовая температура.
Другая часть ходов – следствие строительной деятельности городских обывателей. Старый город возводили из подручных материалов, основным из которых была глина. Ее для постройки стен домов брали тут же, у себя под ногами. Впоследствии образовавшиеся пустоты могли использовать опять-таки в хозяйственных целях – скажем, под кладовые и склады.
Назначение же магистральных ходов, расположенных вдоль городских улиц, окончательно не выяснено. Не буду утверждать, но возможно это всё же фортификационные сооружения.
— Согласно информации в газетах начала прошлого века, в дореволюционном Херсоне также существовала проблема проседания и разрушения домов, стоящих над подземными ходами-«минами», а также часто случавшихся провалов городских мостовых. В частности, в 1902 году произошло разрушение двухэтажного дома Беновича (сейчас на этом месте стоит здание, известное херсонцам как дом Скарлато). После чего Городская управа даже вынуждена была потребовать от домовладельцев подробные схемы имеющихся под домами подземных сооружений. Однако из-за боязни наказания за несанкционированные работы домовладельцы предоставить их не спешили, и общая карта-схема херсонских подземелий до революции так и не была составлена. Потом, уже в советское довоенное время, ходили слухи о том, что якобы у кого-то из местных краеведов такая карта имелась, но некое «очень серьезное» ведомство у него ее изъяло. Теперь же все это рассказывают на уровне «легенд старого города». Так все же существовала такая карта или нет?
— Одна из моих дальних родственниц до начала Великой Отечественной войны работала в Херсонском горисполкоме. Она рассказывала, что подобная карта была, родственница видела ее и даже держала в руках. А так как оснований не доверять ей я не вижу, то смею утверждать, что такая карта существовала. Вот только начавшаяся вскоре война внесла свои коррективы, и о дальнейшей судьбе карты теперь ничего не известно.
— Возможно ли в наше время пусть не восстановить полностью, но хотя бы частично воссоздать схему подземных сооружений под городом?
— Это сопряжено с определенными трудностями. В советское время были попытки серьезных исследований местных подземелий, однако разрешение для начала работ получено не было. Отказ мотивировали отсутствием в экспедиции специалиста-сапера.
Исследования частного характера связаны с еще большими трудностями. Во-первых, частные владельцы, в чьем ведении находятся подвалы с начинающимися из них подземными ходами, неохотно пускают на принадлежащую им территорию исследователей. Затем необходимость тщательной подготовки, экипировки, приобретение средств защиты, вплоть до газоанализаторов и противогазов с кислородными баллонами. Ведь кто знает, с чем придется столкнуться в подземном лабиринте на глубине 5–7 метров! Тем более что многие подземелья уже заполнены водой из прохудившихся водопроводных линий или нечистотами из дворовых туалетов, а в некоторые из-за их ветхости просто не стоит и лезть.
— И всё же херсонские диггеры (люди, увлекающиеся исследованием искусственных подземных сооружений), невзирая на здравый смысл и предупреждения, рвутся на покорение таинственных подземелий. По крайней мере, несколько раз на интернет-форумах я встречал приглашение прогуляться подземными ходами Херсона. Понятно – молодежь, адреналин… А еще многие по-детски надеются отыскать в недрах некие сокровища, спрятанные здесь то ли турками, то ли казаками. И даже передают из уст в уста старинную легенду о том, что якобы где-то под городом спрятана золотая карета императрицы Екатерины II. Что за находки попадались лично вам и было ли среди них что-либо ценное?
— Конечно, золото и бриллианты в местных подземельях диггеры вряд ли отыщут. Ну а те редкие находки, которые порой случаются, способны заинтересовать в большей степени лишь музейных работников. К примеру, однажды в одном из подземелий мы нашли старый фонарь из тех, что устанавливали в старом городе для освещения улиц. Потом, уже в другом, – фонарь железнодорожный. Такие фонари использовали на железной дороге лет 100 назад. Находили и старинные бутылки из-под вина, старую, почти превратившуюся в труху мебель. А однажды нам повезло – наткнулись, по-видимому, на подпольный цех по изготовлению лошадиной сбруи. Множество уздечек, вожжей – как готовых, так и деталей к ним. Находили в подземных лабиринтах элементы от телег: колёса, оси, крепления. Последней нашей находкой при обследовании подземелий были почти «новые» мельничные жернова. Из опасных находок можно упомянуть старый ржавый «наган», две гранаты и несколько патронов.
— Исходя из вышесказанного можно ли с полной уверенностью сказать, что слухи о том, что где-то под Херсоном спрятана золотая карета императрицы Екатерины ІІ, явно преувеличены?
— Наверняка. Тем более что и в Николаеве, и в Одессе, где также существуют подземные коммуникации, вам расскажут такую же легенду о «екатерининской карете». И даже то обстоятельство, что названные города были основаны гораздо позже посещения императрицей Херсона, по словам рассказчиков, не играет существенную роль. Это всё красивые легенды, как оказался всего лишь легендой и подземный ход, якобы начинающийся в старинном колодце на территории Херсонской крепости. Недавняя чистка колодца это подтвердила. Жаль, конечно, что развенчана еще одна подземная тайна старого Херсона. Однако и на поверхности в нашем городе достаточно исторических загадок, которые еще ждут серьезного исследования.