А до войны оставались считанные дни…
К началу 1940-х годов жизнь в Херсоне, перенесшем революционные события, Гражданскую войну, частые смены власти, а также две смертельные голодовки стала входить в привычное русло. По воспоминаниям местных старожилов, в 1934 году в магазинах стал появляться хлеб. В 1936–1937 годы в продаже уже было полно продуктов, начиная от хлеба и заканчивая мясом. «В 1938–1939 годы всё уже было хорошо. Перед войной жизнь у нас наладилась. Колхозы заработали в полную мощь, хлеб пошел и голодовки кончились…
Нашу пшеницу даже за границу отправлять стали, – рассказывает бывший житель одного из пригородных хуторов Евгений Юдин. – В Германию вагонами с Херсонщины пёрли».
Несколько сохранившихся в фондах отдела краеведения областной библиотеки экземпляров газеты «Надднiпрянська правда» за июнь 1941 года также рассказывают о трудовых достижениях херсонцев в довоенной жизни. В трех июньских номерах 1941-го можно найти упоминания о работе завода имени Петровского, переходе консервного завода имени Сталина с консервации шпината на выпуск консервированной черешни. А также о награждении передовиков производства, которых ставили всем в пример: «Команда пароплава “Фрунзе” нагороджена похвальною грамотою наркомрічфлоту СРСР. Рівняймося на передовиків!»
Здесь же можно увидеть объявления о приеме на работу на различные городские предприятия. А администрация консервного завода приглашала на время каникул для работы во фруктово-овощных цехах молодёжь в возрасте от 16 лет. Сообщала газета и о дальнейшем росте бытового, социального и культурного уровней жизни трудящихся. В частности, о том, что «до херсонського Будинку туристів почали прибувати перші групи туристів. 9 червня в Херсоні перебувала група туристів – учителів Львівської і Станіславської області».
В середине июня 1941 года в гостях у херсонских зрителей побывал Николаевский областной театр имени Валерия Чкалова. Он представил популярную в то время пьесу Николая Погодина «Кремлевские куранты». «За 5 днів, – сообщала “Наддніпрянка”, – звуковий художній фільм “Фронтові подруги”, який демонструється в кіно “Спартак”, переглянуло 10400 дорослих і 3000 дітей». Здесь же следующее сообщение: «Главкінопрокат випускає на екрани Херсона новий американський музичний фільм “Песнь о любви”».
«В технікумі (машинобудівному. – Прим. ред.) закінчилися іспити. Студенти 1 та 2 курсів з 1 червня почали проходити виробниче навчання на заводі імені Петровського та в майстернях ремісничого училища № 4. 1 липня починаються канікули. Кращі відмінники навчання поїдуть до будинків відпочинку і в санаторії». «Почалась виробнича практика студентів моррибтехнікуму».
С мирным тоном этих сообщений диссонируют лишь передовицы газет, посвященные войне в Европе, да военизированные мероприятия, проводимые в Херсоне. Так, в июне штаб местной противовоздушной обороны сообщал о результате городских учений по светомаскировке. Результаты учений оказались достаточно слабыми. С высоты 700 метров проверяющие заметили вспышки электросварки в закрытых помещениях завода имени Петровского, свет керосиновых фонарей на железной дороге, отдельные огоньки в жилом секторе. Было отмечено неумелое пользование синими маскировочными фонарями на консервном заводе.
В газете от 13 июня читаем: «Вже скоро місяць, як група снайперів в 19 чоловік, теоретично підготовлених стрілецьким клубом міськради ТСОАВІАХІМу, перебуває у таборі. Там вони проходять практику, стають відмінними стрільцями надвлучного вогню. 17 червня вони закінчують практичне навчання».
Долгожданный июнь был месяцем начала школьных каникул. Этому главному событию лета было посвящено обширное количество газетного материала: «В цюрупинські табори Херсонторгу виїхало 120 піонерів і жовтенят. Діти будуть відпочивати в таборі 25 днів…»
«8 червня до Цюрупинська на відпочинок в піонерські табори виїхали питомці будинку іспанських дітей. Вони пробудуть в Цюрупинську 3 місяці».
«З 15 червня в Цюрупинську відкриється дача “міськнародосвіти” для дітей дошкільного віку…»
Словом, июнь 1941-го был самым обычным летним месяцем вошедшей в колею мирной жизни страны. Херсонцы, как и все граждане Советского Союза, строили планы на предстоящее лето. Однако уже где-то там, за пределами огромного государства, набирала обороты пущенная в ход гитлеровская военная машина. А до войны оставались лишь считанные дни…