«Я слышу шум прибоя!»
Лариса Лужина принадлежит к числу тех женщин, вслед которым непременно оглядываются представители сильного пола. А если к иному добавить, что её, киноактрису, как-то сразу узнала и полюбила вся страна, то она надолго стала личностью, к которой было приковано пристальное внимание: следили чуть ли не за каждым ее шагом — и в творчестве, и в жизни
Детство у Ларисы было трудным, голодным. Собственно, как и у большинства ее сверстников послевоенной поры. После школы посту пила во ВГИК, лопала в творческую мастерскую прославленной киношной пары — Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Многим они дати путевку в волшебный мир кино. Народная артистка России Лариса Лужина — в их числе.
Ей, еще студентке, предложили главную роль Светланы Ивашевой в фильме «На семи ветрах». Снималась увлеченно, вкладывая в роль всю свою душу, все, чему успели научить ее во ВГИКе. После выхода фильма на большой экран в 1962 году ее знала вся страна. Огромный успех! Всесоюзная известность! Голову можно было потерять. «Восходящая звезда советского кино» — такое определение преподносили критики, так воспринял ее кинозритель.
После окончания ВГИКа Ларису приняли в театр киноактера. Таковых — восходящих, блестящих и уже закатывающихся заезд там собралось немало. Были совершенно потрясающие имена. В театре, постоянно собиравшем аншлаги, ставили спектакли, проводили творческие вечера. Но роли градом не сыпались. Востребованность приходилось ждать подолгу.
Только через два года Ларисе досталась роль Нины в фильме «Тишина». А затем была замечательная картина Станислава Говорухина и Бориса Дурова «Вертикаль». Партнером Ларисы был Владимир Высоцкий. Фильм снимали в горах. Высоцкий пламенно влюбился в Ларису, не раз объяснялся ей, страдал, жил надеждой. Вся киноэкспедиция с напряжением следила за разворачивающимся «служебным романом», ждала какой- то развязки. И только однажды произнесенное Ларисой откровенное признание: «Володя, будем друзьями. Я люблю другого» — отрезвило, охладило сердечные порывы Высоцкого. Этим другим был кинооператор Алексей Чардынин — спокойный, уравновешенный красавец, вскоре ставший ее мужем. Как подтвердило время, это была единственная женщина, отвергнувшая любовь легендарного актера, певца, поэта. Об этой любовной истории мне рассказала в ноябре 1967 года, вскоре после выхода на экраны «Вертикали», Галина Васильевна — жена популярного киноактера Бориса Андреева.
Это уже потом, спустя почти 30 лет, данный факт «смаковали» московские и киевские газеты. А тогда, в ноябре 1967 года, киноэкспедиция Станислава Говорухина, занятая в съемках фильма «День ангела» на пароходе «Крым» (по фильму «Цесаревич») прибыла в Херсон, Стоянка заняла больше недели. Съемок не было. Им нужно было море, движение судна. Члены кино-группы буквально изнывали от безделья. Борис Андреев и Иван Переверзев «ударились» в рыбалку прямо со шкафута «Крыма» — ловили тарань-мелочовку и верховодку у херсонского причала. (Вечерами судовые повара жарили улов). Николай Крючков с Наталией Фатеевой укатили в Очаков, где жил её дядюшка. Алексей Чардынин (главный оператор фильма), актеры Роман Хомятов (кстати, именно ему выпало сыграть почти все роли Михаила Фрунзе в кино), Михаил Васильев (артист «Ленфильма»), Валентин Кулик (мастер эпизодических ролей в кино), Валентин Баглаенко (артист театра «Ромэн») днем слонялись по городу, посещали Центральный рынок или же «забивали козла» в кают-компании.
В конце рабочего дня мы, работники Херсонского клуба моряков. устраивали вечера, встречи киногруппы с портовиками, моряками загранплавания судов, стоявших у причала и на рейде. Лариса Лужина не была занята в «Дне ангела». Она приехала проведать своего мужа, да также, как и Галина Васильевна, прижилась в киноэкспедиции, причем добросовестно отрабатывала свой «хлеб». Цветущая, красивая женщина, известная киноактриса, без преувеличения, она была украшением вечеров-встреч. Рассказывала о работе в кино, о коллегах по фильмам, о всяких забавных и курьезных случаях, читача Блока. Есенина.
В клубе моряков чета Андреевых и Лариса с Алексеем Чардыниным частенько «ныряли» в мой кабинет (я работал директором клуба), чтобы поболтать о том, о сем, выкурить хорошую сигарету , попить заморского пивка. Закрытый бар для иностранных моряков в то время снабжался лучшими «забугорными» напитками от Торгмортранса. В основ ном «щебетати» женщины, а мы, мужчины, внимательно слушали их. Как-то внимание Ларисы привлекла огромная морская раковина стоявшая на журнальном столике и служившая пепельницей для гостей. Мне её подарили моряки «Файзабада» — великолепного судна Азовского морского пароходства. Лариса множество раз прикладывала ее к уху, просила тишины и восхищенно восклицала: «Я слышу шум прибоя!» Я понял: с раковиной придется расстаться. И не ошибся. Вскоре Лариса попросила подарить её. Кто мог отказать в просьбе такой женщине?..
С той поры миновано без матого 40 лет. Недавно по телевизору показывали (говорят, в который раз!) киноочерк «В гостях у Ларисы Лужиной». Я подключился к нему случайно. Боже мой, какая встреча! Как безжалостно работает время над нами!.. А вот манеры, движения рук, головы, сверкание озорных глаз, неторопливый ход мыслей все те же, прежние.
По ходу ее рассказа о житье-бытье объектив камеры неспешно двигался, выхватывая детали интерьера ее уютной московской квартиры. И вот на одно мгновение он застыл на огромной морской раковине в серванте. Сердце мое вздрогнуло. А потом как-то приятно потеплело на душе — то была моя раковина. Интересно, издает ли она шум прибоя в далекой, теперь уже «забугорной» Москве?
Октябрь 2006 года