Неисчерпаемая сила песни
Вокальный ансамбль «Тавричанка» при Херсонском культпросветучилище (сейчас училище культуры) просуществовал почти 40 лет. За это время у него сменилось 8 составов вокалистов. Песни в исполнении ансамбля никого не оставляли равнодушными. Звучали красиво, мелодично, захватывающе, воспринимались легко и навсегда
КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ
В 1960-м году из Закарпатья на родную Херсонщину вернулась молодая чета — Алла Домарацкая и Виктор Сметана. В свое время, после «семилетки» в Великой Лепетихе, Алла закончила дирижерско-хоровое отделение Артемовского культпросветучилища, а Виктор, детдомовец, — Херсонское музучилище по классу баяна. Их приняли в качестве преподавателей Херсонского культпросветучилища. Тогда-то у Аллы и созрела мысль создать этакий эталонный, показательный вокальный ансамбль, на который бы ориентировались самодеятельные коллективы Херсона и области. Ведь училище готовило кадры культпросветработы, руководителей кружков художественной самодеятельности прежде всего для своей области. Основной поток учащихся шел из сельских районов, причем — талантливой молодежи. Алла Ивановна отобрала 20 самых лучших, любящих песню девушек. Они оказались очень способными, трудолюбивыми. Песня для них — словно воздух. Сказался и полученный четой опыт работы с малыми вокальными формами в Закарпатье. Росла и грамотность Аллы как специалиста: заочно она училась в Киевской консерватории.
Помнится, когда «Тавричанка» впервые вышла на сцену в облдрамтеатре, зрители встали, долго аплодировали одному её появлению. И не случайно. До этого на Херсонщине сценические костюмы изготавливали (или закупали) по общепринятому шаблону. Домарацкая поломала эту традицию. Посоветовавшись со специалистами-модельерами, стилистами, певцы задумались: что такое Херсонщина? Земли её — плодородные черноземы, поля -золотистые хлеба, омывающие моря — нежная синь, днепровские плавни — сочная зелень верб и камышей. Эти цвета, штрихи, рисунки и стали доминирующими в тонах, фоне, орнаментах сценических костюмов ансамбля. Только в одном концерте их приходилось менять три-четыре раза.
Безусловно, это стоило немалых средств. Заботу об ансамбле, вскоре ставшем визитной карточкой Херсонщини в республике, Союзе, за рубежом, проявляли многие: и Дина Осиповна Проценко — председатель облисполкома, и её заместитель Александра Ильинична Кобзун, и Александр Петрович Балабай — первый секретарь горкома партии, трепетно относившиеся к музыке, песне, искусству. Эдакой требовательной и заботливой матерью коллектива была Антонина Поликарповна Кержковская -директор училища. От ансамбля требовалось всегда быть на высоте, в хорошей творческой форме, нести людям песню. Огромную пользу, участвуя в ансамбле, извлекали девушки как будущие специалисты-хормейстеры.
РУКОПЛЕСКАЛИ ЗА РУБЕЖОМ
Это началось в 1966 году. Тогда в моду входило братание городов, областей разных стран. По приглашению болгарского города Шумен в составе большой делегации от Херсонщины поехали «Тавричанка» и ансамбль танца судостроителей «Світанок», которым тогда руководил Леонид Малинский. Трудно передать ту огромную радость, сердечность, теплоту, которые пришлось испытать херсонцам и «братушкам»-болгарам…
Этим зарубежные гастроли не ограничились. «Тавричанка» побывала в Румынии, Венгрии. Непростой оказалась поездка в Чехословакию — сразу после вывода из неё советских войск. В памяти местных жителей еще свежи были картины расстрелов, подавление советскими танками основ зарождающейся демократии. В херсонский автобус однажды полетели камни. Девчатам было страшно и обидно: они к людям с песнями, а те к ним — с камнями. Однако после выступления ансамбля все изменилось с точностью до наоборот. Люди восторженно восприняли песни, сердечно благодарили девушек.
Основу репертуара ансамбля составляли песни украинских композиторов: Билаша Майбороды, Поклада, Цегляра, Горчинского, Кос-Анатольского, из русских — Фрадкина, Шаинского, Понома-ренко, Френкеля. Много пели украинских и русских народных песен. Песни разного плана и характера — и веселые, и грустные, и озорные, и конечно же. патриотические. Партия за этим следила строго. Ну а пели девушки со всей душой, с настроением. Алле Ивановне приходилось много работать, чтобы они чувствовали себя свободно, раскованно, чтобы их плечики не были угловатыми. чтобы светились их лица. Всё продумывал ось. отрабатывалось до мелочей. А еще стоит заметить, все девчонки были красавицы — как на подбор. Не было зрителя, которого они не смогли бы «растопить», завести своим видом, настроением, мастерством.
ДУХ СОРЕВНОВАНИЯ
Желание увидеть рядом других, посостязаться с ними, всегда присутствовал и у девушек, и у художественного руководителя. Не могли же они замыкаться в себе. Хотелось, как говорится, и других посмотреть, и себя показать. Если учесть, что в подобных мероприятиях участвовали десятки исполнителей, причем, высочайшего класса, то польза была значительной, а состязание порой дух захватывало от напряжения.
— Однажды в Ворошиловграде (ныне Луганск. — Прим. авт.) нас постиг досадный случай. — как-то рассказывала Алла Ивановна.
— В цирке проходил зональный отборочный тур популярной телепередачи Александра Маслякова «Алло, мы ищем таланты!» Результаты конкурса поручили огласить члену жюри, широко известному тогда Владиславу Титову, автору нашумевшей повести «Всем смертям назло». То ли Владислав растерялся от включенных прожекторов и микрофонов (шла телезапись), то ли сказалось отсутствие у него обеих рук. он, вставая, зацепил протезом протокол жюри и тот улетел под стол, установленный в центре арены цирка. И Владислав — по памяти — стал называть тех, кто прошел на Москву, основательно все перепутав. «Тавричанки» среди них не оказалось. Что тут началось! Переполненный зал цирка скандировал: «Херсон! «Тавричанка»!» Девушки из замечательного ансамбля «Камышинка» из-под Ростова подошли к нам и заявили: «Мы отдаем вам свое место на Москву. Лучше вас никто не пел!» Конечно, во всем потом разобрались. Мы поехали-таки в Москву.
И в Концертном зале «Россия», и в Останкино Украина тогда покорила всех. К «Тавричанке» ведь подключились победители другого региона, а ими оказались Василий Зинкевич, Иван Попович, Назарий Яремчук. Тогда они были участниками художественной самодеятельности. Кто бы мог в то время предположить, что именно они станут первыми настоящими звездами украинской эстрады, народными артистами Украины.
ЗДРАВСТВУЙ, ЗЕМЛЯ РОССИЙСКАЯ!
Однажды турпоездом маршрута «По местам боевой славы» «Тавричанка» прибыла в Волгоград. Был чудесный солнечный день. По тропинкам Мамаева кургана неторопливо сновали люди. Было много ветеранов войны с поблескивающими орденами и медалями. На небольшой концертной площадке застыла наша «Тавричанка». Баянисты Виктор Сметана и Валентин Татарин проигрывают вступление, и низкий сильный голос Вали Розум запевает песню «Степом» Анатолия Пашкевича. Все вокруг остановились, замерли, прислушиваясь к словам и мелодии. По их застывшим позам, влажным глазам было видно, что хотя песня звучала на украинском языке, ее понимали и чувствовали все.
Когда ансамбль закончил петь, ветераны ринулись к девушкам.
— Откуда будете, красавицы? — спрашивали.
— Из Украины! Из Херсона! — отвечали они.
Невозможно было сдержать слез радости и благодарности и ветеранам, и нашим певуньям. Так случилось, что этот фрагмент выступления и общения херсонок с ветеранами засняли московские телевизионщики. Вскоре Центральное телевидение передало его в эфир — на всю страну: Киев, разобравшись что к чему, обратился к Москве с просьбой: дайте нам этот телесюжет, хотим, дескать, еще раз показать Украине. Москва долго торговалась — своих, мол, нужно знать в лицо и… ценить. Но все же уступила просьбе. Всесоюзное телевидение не забывало «Тавричанку», долго не оставляло её в покое — приглашало на все новые и новые телепередачи.
Как-то ЦК ВЛКСМ в агитпоезде «Красная стрела» направил ансамбль по городам Сибири. Побывали в местах, где тянули газопровод, добывали нефть, строили новые города. Пели девчата и для строителей БАМа. Долго потом вспоминали город Рубцовск в Алтайском крае, где после концерта к ним подошел председатель колхоза «Пограничный», дважды Герой Социалистического труда с украинской фамилией Буханько и сказал: «Родные украиночки наши, просим погостить в нашем колхозе!» Погостили. Колхоз, наполовину состоящий из выходцев из Украины, принимал их как родных. Откормили девчат, отпоили, еще и на дорожку собрали всякой всячины. В поезде-то было голодновато: комсомол, как всегда, лозунг кинул, а до конца не сработал. Перепели с колхозниками все песни своего репертуара. На прощание, не без слез, говорили «нашим»:
— Увидели вас, девчонки, послушали ваши песни, словно родной землицы рукой прикоснулись. Поклонитесь от нас Украине!
— Вот оно — чувство родины, чувство землячества за тридевять земель! Вот она, неисчерпаемая сила песни! — подытожила свой рассказ Алла Домарацкая при нашей последней встрече. Всего лишь за полгода до её кончины.
КОНЕЦ «ТАВРИЧАНКИ»
Осенью 1998 года в стенах родного училища — там, где «Тавричанка» когда-то спела свою первую песню, спела она и… последнюю. Поаплодировали чиновники от культуры и… разошлись. Спустя несколько дней окольными путями Алле Домарацкой передали, что работу с ансамблем прекращают, так как нет средств… Разошлись, как говорится, не простившись.
…В тот памятный весенний день 2001 года мы с Аллой Ивановной и Виктором Степановичем долго перебирали ворох фотографий. С каждой из них на нас глядели веселые, жизнерадостные лица красивых девчат. Алла Ивановна всматривалась в них с каким-то затаенным восторгом, умилением, как смотрят счастливые матери на своих резвящихся детишек. И все же, нет-нет, да и приходилось ей порой смахивать набежавшую слезу-предательницу.
«Неисчерпаемая сила песни!» — вспомнились мне её слова. Десяткам тысяч людей согревали сердца и души песни «Тавричанки!» А вот растопить чиновничьи сердца, похоже, не удалось.
Апрель 2007 года