Из истории частного извоза
Сегодня трудно представить себе, как бы перемещались херсонцы в черте города, не будь маршруток, общественного транспорта, ловких предпринимателей. Частный извоз был всегда делом прибыльным, хотя и довольно хлопотным. Был он в Херсоне и век назад, с той разницей, что лошадиная сила была не единицей измерения мощности, а основным движителем транспорта. Что мы знаем о нём?
Среди множества видов конного транспорта (карета, ландо, дрожки, фаэтон, бричка, пролетка, двуколка, линейка, тарантас, шарабан и тому подобное) для общественной перевозки пассажиров властями допускались только фаэтоны и брички. Последние отличались отсутствием откидного кожаного верха. Причём их конструкция и окраска были строго «стандартизованы». Все они должны были быть снаружи покрыты черным лаком или лаковой кожей. Сиденье и спинки обивали материалом черного или красного цветов, а у извозчика — обычным сукном синего цвета. Для ночных поездок по бокам козел (место кучера) устанавливали два фонаря, в которых горели свечи или карбидный газ. Кроме откидного кожаного верха, в фаэтоне находился фартук из кожи, который защищал ноги седоков от ветра и дождя. Фаэтоны были двухместными. Но в их конструкции предусматривалась откидная скамеечка для третьего пассажира, который сидел спиной к извозчику. Все фаэтоны должны были быть четырехрессорными.
Извозчиков обязывали носить форменную одежду по единому образцу: суконные синие поддевки до пят с завышенной талией и множеством складок сзади. Это одеяние называлось «волан». Застегивался он на левую сторону (до пояса) на маленькие металлические пуговицы. Волан перепоясывали матерчатым поясом, свитым жгутом. На голове у извозчиков был особый (он так и назывался — извозчичий) цилиндр. Обувались извозчики в высокие сапоги, а зимой носили валенки. Непременным атрибутом профессии являлся кнут, заткнутый за голенище сапога. Была в Херсоне среди извозчиков своя «каста» — лихачи. Но фаэтоны были, скорее, средством развлечения для любителей быстрой и лихой езды, чем транспортом. Лихачей всегда можно было выделить среди обычных извозчиков: белые перчатки из оленьей кожи, на поясе висели большие карманные часы, волосы завиты и напомажены, а цилиндры только из велюра.
Режим работы извозчиков Херсона был круглосуточным, подразделяясь по оплате на дневной (с 6 до 22 часов) и ночной (с 22 до 6 часов утра). Ночной тариф превышал дневной на 10 копеек, но не более.
По договоренности с извозчиком оплату производили по двум вариантам: часовому и маршрутному. Самыми дорогими были поездки к казенному саду (пересечение улиц Ильича и Полтавской) и к скотобойням (улица Нефтяников, городской мясокомбинат). За поездку по этим адресам с каждого пассажира извозчик взимал 70 копеек. Для сравнения — фунт (454 г) свинины тогда стоил 20 копеек. Повысить тариф на поездку вплоть до тройного извозчик имел право только в праздники: Рождество, Пасху и Новый год.
Легковые извозчики имели свои постоянные стоянки. К примеру, на улице Суворова их было три: угол Потемкинской (ныне Карла Маркса), угол Ришельевской (ныне Октябрьской революции) и угол Воронцовской (ныне Коммунаров).
Извозчики большей своей частью арендовали фаэтоны и лошадей у извозопромышленников. Каждый из них регистрировался в Городской управе, где ему выдавались медные бляхи, на которых было вытеснено «Херсонская Городская управа. Извозчик №…» Знак выдавали на один год. Повторно его владелец мог получить только после уплаты налогов на последующий год и долгов, если таковые за ним числились.
В 1910 году в Херсоне проживали 67673 человека. А по городской статистике были зарегистрированы 227 легковых фаэтонов.
Извозчики как основной вид общественного транспорта Херсона просуществовали до конца 1930-х годов. В 1927 году горожане впервые оценили передвижение по Херсону на автобусах отечественного производства «ЯЗ», предусматривающих 22 сидячих и 6 стоячих мест.