Песни сердца
Сергей Сильванский увлекался не только библиографией, экслибрисами, историей культуры, собиранием книг и коллекционированием предметов искусства, В 1928 году в Херсоне вышла его первая и единственная стихотворная книжечка «Песни сердца». На ее фронтисписе автор поместил рисунок работы М.Ф.Андреенко-Нечитайло не сохранившегося до нашего времени надмогильного памятника начала XIX века.
Он находился на старейшем кладбище города, распложенном возле церкви Всех Святых, — «Херсонском Некрополе», как его называл Сильванский. «Подробность графического языка, — характеризует этот рисунок искусствовед Л.И.Корсакова, — с использованием линейного контура и штриховки, отвечает романтическому характеру изображения, исполненного явно с натуры».
Помещенные в книге «Песни сердца» десять стихотворений нельзя с полным правом назвать поэзией, поскольку едва ли не каждый стих содержит различные версификационные ошибки, несовпадение ритма, явно ученический, подражательный стиль. Видно, стихосложением Сильванский занимался нечасто, а только тогда, когда его сердце воистину пело.
Содержание стихотворений говорит о том, что чаще всего поэтическое вдохновение приходило к нему под воздействием любовных чувств. К сожалению, не все стихи в книге «Песни сердца» датированы, а потому трудно установить, в какой именно период жизни Сильванский больше всего томился любовными переживаниями. Книга не предназначалась для продажи и была отпечатана крохотным тиражом в 25 экземпляров для близких автору людей. Имеющийся сейчас в Херсоне единственный экземпляр «Песен сердца» — № 21 — хранится в фондах Краеведческого музея. На нем надпись: «Василию Васильевичу Матяшу автор. 24/1 — 28 г.». Такая датировка позволяет предположить, что книга «Песни сердца» вышла в свет либо в последних числах декабря 1927 года, либо в середине января 1928 года.
Сильванский подарил этот экземпляр своего уникального издания, полиграфически выполненного весьма скромно, Василию Васильевичу Матяшу (1907-1942) — и как талантливому журналисту, и как своеобразному, поэту, члену Херсонской Ассоциации пролетарских писателей (ХАПП). Его стихи, преимущественно публицистического характера, носившие на себе печать подражания «революционной» поэзии В.В.Маяковского, часто появлялись в херсонских газетах 1920-х годов «Рабочий», «Червоний селянин», «Экстренный выпуск», «Наддніпрянська правда». Вот один из образчиков поэзии Матяша 1928 года, имеющий общественное звучание:
В ПОХІД
Удосвіта гудки стривожили квартали,
Удосвіта пролинули гудки…
І гамором пісень бадьоро розірвали
Нічну пітьму коммольці-юнаки!
В похід! В похід! — гучить ріжок.
Шикуються і хлопці, і дівчата…
Рушай! І рушив молоди поток,
Минаючи поснулі хати.
А місто спить і блимають зірки.
На вулицях — вітрець і спокій.
У марші й у піснях дзвінких
Далеко десь завмерли кроки…
Из десяти стихотворений этой уникальной книги Сильванского четыре представляют собой своеобразные стихотворные пейзажи — «Желание» (1913), «На Днепре» (1914), «В минуты воспоминаний» (1919) и «Утро в городе» (без даты). Остальные — дань неразделенной любви. В них лирический герой (автор) всей душой, всем сердцем тянется к той, единственной, любовь к которой доставляет ему столько переживаний и мук. Страдания его сердца особенно рельефны в стихотворении «Не люби!», в котором он в самой категорической форме из строфы в строфу несет, как флаг, отчаянный рефрен: «Не люби! Никогда не люби!». Да и названия некоторых стихотворений буквально кричат о его раненой любовью душе.
К сожалению, пока не удалось установить предмет столь бурных душевных страданий Сильванского, запечатленных всего в нескольких дошедших до нас не совсем умелых его стихотворениях, выдающих пылкую, страстную натуру автора. Скорее всего, они посвящались той женщине, которая стала его первой женой.
В 1923 году Сильванский пишет стихотворение «После встречи», в котором говорит о неразделенной, безнадежной любви:
…Сегодня вновь я встретил Вас нежданно.
И сердце вновь томится и болит…
И молотом в мозгу одна лишь мысль стучит —
Зачем, зачем, когда любить не данно?..
Примерно в то же время им было написано стихотворение без названия, последняя строфа которого звучит так:
…Но помыслы мои и все мои мечтанья
Прикованы лишь к Вам — избраннице раба…
И я боюсь теперь последнего свиданья,
Боюсь, что сказку оборвет жестокая судьба…
Но едва ли не самым примечательным стихотворением книжечки Сильванского «Песни сердца» можно назвать четырехстрофный стих «Утро в городе». Автор вдохновенно описывает в нем — поет даже! — утро в современном ему Херсоне, Под его пером обыденная картина просыпающегося города становится гимном любви к своей малой родине. Да иначе и быть не могло: не любя так страстно уютный, зеленый, тихий провинциальный Херсон, Сергей Сильванский не смог бы отдать ему столько своих душевных и интеллектуальных сил, стремясь сохранить в разнообразных книгах, исследованиях, брошюрах, статьях, экслибрисах, письмах память о его истории, культуре, людях.