Образ Николая Чудотворца на меднолитых иконах
Черников В.А.
(Херсон)
В христианском мире многие исторические лица в своем служении Богу обрели благодать, прославились благочестием, праведностью, посредничеством между Богом и людьми, за что были причислены Церковью к лику святых. Некоторые из них были особенно любимы и глубоко почитаемы народом. К таким святым, несомненно, относится Николай Чудотворец.
Биографические повести о святом Николае, так называемые жития, унаследовались православной Русью от Византии сразу после крещения. Кроме этого существует о нем бесчисленное множество пересказов, легенд и народных сказаний. Достоверных же сведений о его жизненном пути очень мало (в сущности, не знают даже точных дат его рождения и смерти) и сейчас уже невозможно точно определить грань между правдой и вымыслом.
Едва ли не самый популярный, простой и доступный святой православной Руси, Николай Чудотворец почитался как покровитель мореплавателей и путешественников, рыбаков и плотников, маленьких детей и школьников, торговцев и вступающих в брак; защитник от иноземных захватчиков, от пожара, от сглаза, дьявола, чертей, упырей и прочей нечисти. Его заступничество считалось в народе наиболее надежным, а молитвы к небу наиболее доходчивыми.
В большинстве легенд — Никола Угодник, Никола Заступник, Никола Милостивец, «всех предстатель и заступник, всех скорбных утешитель, всех сущих в бедах прибежище, благочестия столп, верных поборник».
Уроженец Малой Азии, он был епископом в г. Миры Ликийские (отсюда его имя — святой Николай, Мирликийский Чудотворец), где стал свидетелем и гонений на христиан, и того ведущего положения, которое заняла Церковь в Римской империи при Константине Великом (середина IV в.).
Еще при жизни Николай принадлежал к святителям, т.е. к высшим должностным лицам в церковной иерархии (епископам, митрополитам), приобретшим святость в пастырском служении Церкви. Все свои благодеяния он старался творить тайно, славы не искал.
Трудно объяснить, почему так пришелся по душе русским православным людям святитель из неведомого им города, почему приобрел в народе понятный и близкий облик доброго, а иногда и требовательного наставника. Почитание святого Николая стало неотъемлемой частью культуры нашего народа, в его честь назывались крепости и города, строились храмы, монастыри и часовни. Первая церковь его имени была построена в г. Киеве в 882 году на могиле князя Аскольда, и сейчас, пожалуй, нет ни одного города без Никольского храма. Дважды в год отмечает православная Церковь его праздник и еженедельно, по четвергам, особо чтит его память. Иконы с изображением Николы обязательно есть не только в каждом храме, но и в доме каждого верующего.
Из всего множества изображений Николая Чудотворца на меднолитых иконах традиционно выделяются три основных иконографических типа:
— «Святитель Николай Чудотворец» — поясное изображение святого с благословляющей правой рукой и Евангелием в левой;
— «Никола Можайский» — изображение святого в полный рост с обнаженным мечем в правой руке и храмом (городом) в левой;
— «Никола Зарайский» — изображение святого в полный рост с воздетыми руками, правой он благословляет, левой держит Евангелие.
Вместе с пришедшим из Византии христианством православная Русь получила в наследство детально разработанную иконографию святого по первому типу. Этот иконографический сюжет проник и в народное прикладное искусство (в частности на медно-литые иконы) и стал одним из наиболее распространенных. Здесь Никола изображается по пояс (реже по грудь), в строго фронтальной, торжественной позе; характерный образ старца с высоким лбом с залысинами, с небольшой округлой и кучерявой бородой всегда безошибочно узнается людьми.
Большое значение в этом иконографическом варианте имеют положения рук. Десница (правая рука) поднята в жесте обращенного к этому миру благословения, в левой руке, перед грудью, он держит Евангелие — знак принесенного людям учения Христа. Евангелие может быть изображено открытым или закрытым; если оно открыто, то на его страницах дан отрывок из Святого Писания.
Различаются и способы сложения пальцев благословляющей десницы. Когда большой палец соединен с безымянным и мизинцем, а указательный и средний сомкнуты и подняты вверх, такой способ называют древним перстосложением. Если большой и безымянный пальцы образуют кольцо, а остальные несомкнутыми подняты вверх, причем указательный и средний слегка перекрещиваются, это — именословное перстосложение. Круг (кольцо) обозначает вечность, а вытянутые три пальца — символическое изображение имени Иисуса Христа в греческом начертании.
Облачен Никола в епископскую одежду, характерной деталью которой является омофор (греч. — наплечник). Это длинная, широкая полоса из ткани, украшенная крестами; у епископа она лежит на плечах, одним концом опускаясь на грудь, другим — на спину.
По обе стороны нимба святителя даны небольшие полуфигуры Христа и Богородицы в облаках, протягиваюш;их ему Евангелие и омофор — знаки епископского сана. Этот сюжет объясняется следующим преданием из жития святого. В 325 году он присутствовал в числе 318 отцов Церкви на Первом Вселенском соборе. Выступая в защиту чистоты христианской веры и желая посрамить еретика Ария не только словом, но и делом, он ударил его по щеке. Отцы собора сочли этот поступок дерзким и недостойным архиепископа; посоветовавшись, они лишили Николая архиерейского достоинства, отобрав у него Евангелие и омофор. Но Христос и Богородица, взирая свыше на подвиг Николая, не осудили, а благословили его за ревность в вере. Многим отцам собора было чудесное видение: с одной стороны святого появился Христос, а с другой — Богоматерь, которые протягивали угоднику Божию отнятые у него принадлежности. Возвратив ему Евангелие и омофор, они восстановили и как бы навсегда укрепили его в епископском звании.
На иконах, писаных красками, Никола часто изображается с головным убором — епископской митрой. В народе такое изображение называют «Никола-зимний», в отличии от «Николы-летнего (вешнего)», когда Никола без митры.
«Святой Николай, Мирликийский Чудотворец»
(«Никола- зимний»). Образок, латунь, штамповка нач. XX века.
На иконах отлитых из медных сплавов изображение святого в митре практически не встречается.
Вокруг головы Николы изображается круглый нимб, символ святости; по православным иконографическим канонам на поле нимба святых не должно быть ни надписей, ни украшений. Однако, на меднолитых иконах с изображением Николая Чудотворца встречаются как чистые нимбы, так и нимбы, поле которых украшено стилизованным растительным орнаментом.
В ХIII веке, в период татаро-монгольского нашествия, образ святителя Николая был переосмыслен и трактовался как защитник русских городов от поработителей. В одной из легенд ярко описано его чудесное появление над осажденным татарами городом Можайском, после чего захватчики отступили.
Уже в XIV веке изображения Николы Можайского, как отражение этой легенды, были известны и в живописи, и в скульптуре, и в мелкой пластике.
Так появился второй, один из интересных, иконографических типов на меднолитых иконах — «Никола Можайский» (в народе часто называемый — «Никола с мечем и градом»).
Монументальная, прямостоящая фигура святого дана в полный рост, с отведенными в сторону руками. В правой руке он держит поднятый обнаженный меч, в левой — храм (иногда крепость, монастырь).
Это символический образ того, что святой Николай взял под свое покровительство, под свою защиту русскую церковь, русский народ.
По сторонам нимба Николы, как и на иконах первого типа, изображены Христос и Богородица, возвращающие несправедливо отнятые у него святительские знаки. Святой стоит на подножии, за которым условно изображена городская стена.
К ХIII веку относится изображение Святого Николая, получившего название Зарайского. Эта иконография восходит к изначальной живописной иконе перенесенной из Корсуня (Херсонеса) в Рязанское княжество. Согласно русской летописи «Повесть о Николае Заразском» икону эту в 1226 году перенес священник Евстафий, которому было видение Николы, сказавшего: «Астафий, возьми мой чудотворный образ Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Астафия и иди в землю Рязанскую. Там хочу пребывать, и чудеса творить, и место то прославить».
На меднолитых иконах Никола Зарайский представлен в полный рост, строго фронтально, облаченным в фелонь-ризу (длинная и широкая священническая одежда без рукавов), поверх фелони — крестчатый омофор. Правая рука поднята в благословляющем двуперстно жесте, в левой руке он держит закрытое Евангелие на уровне плеча, в некоторых случаях и выше, как бы благословляя двумя руками.
Икона «Никола Зарайский», медьу литье XVI век.(?)
Как правило, в этой композиции по сторонам от Николы нет изображений Христа и Богородицы, присутствующих на иконах первого и второго типов.
Приведенное выше деление образа святого Николая на три типа весьма условно и служит лишь ориентиром при изучении и описании меднолитых икон. Следует заметить, что в музеях и частных собраниях изображений «Святителя Николая Чудотворца» гораздо больше, чем «Николы Можайского», а иконы с образом «Николы Зарайского» встречаются крайне редко.
Христиане стран Западной и Восточной Европы ежегодно торжественно отмечают праздники, связанные с Николаем Мирликийским: 19 декабря — день кончины святителя, а 22 мая — перенесение его мощей в 1087 году из Малой Азии в итальянский город Бари.
Описание икон с изображением Николая Чудотворца.
Ниже дан перечень икон, приведенных в настоящей статье в качестве иллюстраций, с кратким их описанием. Наибольшее затруднение в атрибуции вызывает определение времени изготовления, т.к. ни года, ни клейма мастера, ни указания на место нахождения мастерской на меднолитых иконах массовой работы (за редчайшим исключением) не ставилось. Поэтому датировки сделаны на основании зрительно-ассоциативного восприятия и сравнения этих икон с рядом других, подобных по стилю и технологическим особенностям изготовления, имеющих аргументированные датировки.
Более или менее убедительно можно говорить, определяя время изготовления, о начале, середине и конце соответствующего века. Поскольку все иконы отлиты из медных сплавов, то материал из которого они изготовлены в описании не указан. Все размеры даны в миллиметрах: первое число — высота, второе — ширина; в скобках указаны размеры: высота нагрудной иконы без учета выступа для шнура, для складня — ширина в сложенном виде.
Принятые сокращения: св. — святой, сет. — святитель.
1. Свт. Николай Чудотворец
В центре иконы изображена поясная фигура святителя Николая с крестчатым омофором на плечах; в левой руке он держит закрытое Евангелие, подложенное краем омофора, а правой — благословляет двумя перстами, направленными почти горизонтально (старое перстосложение). Поле нимба гладкое, плавно углублено к контуру головы, слева и справа от святителя расположена надпись: СТЫI НИКОЛ…… Верх иконы закруглен, к нему примыкает квадратное оглавие с образом Спаса Нерукотворного и монограммой IС ХС; на обороте оглавия — ушко для шнура.
Изображение Николы окружено узкой гладкой рамкой, ограниченной двумя бортиками.
Нагрудная, 50×34, начало ХVIII в. Найдена у с. Софиевка в урочище Глубокая Пристань (Белозерский р-н. Херсонской обл.)
2. Свт. Николай Чудотворец.
В центре иконы изображена поясная фигура святителя Николая в архиерейском одеянии; в его левой руке, прикрытой краем одежды, раскрытое евангелие с текстом, правой он благословляет на уровне груди именословным перстосложением. В верхней части иконы, по сторонам нимба надпись: СТЫИ НИКОЛАЕ ЧЮДОТ-ВОРЕЦ. Плоский нимб окантован зигзагообразной линией, поле нимба украшено стилизованным растительным орнаментом. По обе стороны от Николы — небольшие полуфигуры Христа и Богородицы, протягивающие ему Евангелие и омофор; над их нимбами монограммы: ІС ХС и МР9У; облака под ними обозначены кругами. К верхнему краю иконы примыкает килевидное завершение, окруженное шестью серафимами; на поле завершения изображен Христос Великий Архиерей, благословляющий двумя руками; по сторонам его нимба надпись в две строки: ІС ХС и ЦРЬ ЦРЕМ.
Фон прямоугольной части иконы заполнен мелкой горизонтальной штриховкой.
Киотная, 129×81, середина ХVIII века.
3. Свт. Николай Чудотворец.
В центре иконы — поясная фигура святителя Николая в архиерейской одежде. Правой рукой (десницей) он благословляет двумя перстами, левой, прикрытой краем омофора, поддерживает у груди закрытое Евангелие; на переплете книги изображен восьмиконечный крест.
Нимб святителя окантован рельефной зигзагообразной линией, над нимбом, по обе его стороны расположена надпись: СТЫИ НИКОЛАЕ. Слева и справа от святителя небольшие полу фигуры Христа и Богородицы в облаках обращены к Николе, в руках у них возвращаемые святителю знаки епископского сана: Евангелие и омофор. Над их нимбами монограммы: IС ХС и МРОУ.
К верхней кромке иконы примыкает прямоугольное оглавие с образом Спаса Нерукотворного на убрусе (платке) и монограммой IС ХС.
Фон орнаментирован штриховкой в косую клетку, на обороте оглавия — ушко для шнура.
Нагрудная, 63×43, середина ХVIII в.
4. Свт. Николай Чудотворец.
Образ святителя Николая, представленный на иконе, аналогичен по своей иконографии и стилю изображения с описанным под № 3. Среди композиционных отличий между ними следует отметить следующие: изменена надпись — СТЫ НIКОЛА; монограммы Христа и Богородицы расположены в две строки; окантовка нимба ровная, а не зигзагообразная; поле нимба вогнуто к контуру головы; присутствует относительно широкая кайма, орнаментированная в нижней части концентрическими окружностями; фон иконы украшен голубой эмалью.
Эта икона — левая часть от нагрудного трехстворчатого складня, со спиленными петлями шарнира; на обороте изображен символический Голгофский крест, 46×43, конец ХVIII в.
5. Свт. Николай Чудотворец с предстоящими.
В центре иконы изображена поясная фигура святителя Николая в архиерейской одежде, правой рукой он благословляет двуперстно, левой — держит у груди закрытое Евангелие. На уровне плеч Николы, по обе стороны, надпись: С НИКОЛА ЧЮДОТВОР. В верхних углах иконы, окруженные облачными сегментами, полуфигуры обращенных к святителю Христа и Богородицы, над их нимбами монограммы: IС ХС и МРОУ. В нижних углах — две небольшие фигуры в полный рост, обращенные «молебно» к Николаю; это, предположительно, святые Власий и Сергий. Поле иконы заполнено геометрическим орнаментом.
Нагрудная, с граненым выступом для шнура, 63(58)х53, начало XIX в.
6. Свт. Николай Чудотворец. Праздники.
На средней части иконы со створками изображена поясная фигура святителя Николая в архиерейском одеянии; в его левой руке раскрытое Евангелие с текстом, правой он благословляет на уровне груди именословным перстосложением. В верхней части, по обе стороны нимба, на узкой полосе надпись: СТЫІ НІКОЛАС ЧЮ-ДОТВОРЕЦ; поле нимба украшено растительным орнаментом. Слева и справа от святителя, в облаках, — небольшие полу фигуры Христа и Богородицы, которые протягивают ему Евангелие и омофор.
Над их нимбами монограммы: ІС ХС и МР ОУ. К верхнему краю иконы примыкает килевидное завершение, на котором изображен Христос Великий Архиерей, благословляющий двумя руками; по сторонам его нимба надпись в две строки: ІС ХС и ЦРЬ ЦРЕМ. На левой и правой створках иконы даны праздничные сюжеты: Благовещение, Вход в Иерусалим, Сретение, Воскресение, Вознесение с соответствующими надписями.
Фон средника и поля створок орнаментированы геометрическим узором.
Икона со створками, киотная, 107×149 (81), начало XIX в.
7. Свт. Николай Чудотворец.
В центре иконы изображена поясная фигура святителя Николая в богато украшенной архиерейской одежде; его правая рука поднята на уровень груди в благословляющем жесте, левой он поддерживает раскрытое Евангелие с текстом. Поле его нимба углублено к контуру головы, вверху — надпись: СТЫИ НИКОЛАЕ ЧЮДТВОР. По сторонам от Николы, в облаках, — полу фигуры Христа и Богородицы; над их нимбами монограммы: ІС ХС и МР ОУ. По контуру иконы расположена орнаментированная растительным узором кайма; фон иконы залит синей эмалью.
Нагрудная, с граненным выступом для шнура, 115(110)х97, середина XIX в.
8. Свт. Николай Чудотворец.
На иконе изображены Христос, Николай Чудотворец и Богородица. В центре — поясная фигура святителя с благословляющей десницей и Евангелием в левой руке; его фигура окружена четырехугольной, двойной линейной рамкой. В руках у Христа и Богородицы возвращаемые святителю Евангелие и омофор; вверху, над фигурами надпись в одну строку: ІС ХС СТЫ ШКОЛАС МРОУ.
Фон иконы орнаментирован рельефными перегородками в виде треугольников и окружностей, на поверхности перегородок — поперечная штриховка. Лицевая поверхность покрыта слоем позолоты; оборотная сторона украшена стилизованным орнаментом в виде цветочной розетки, полуовалов и кружков.
Нагрудная(?), 31×30, середина XIX века, (использована форма правой стороны двустворчатого складня).
9. Свт. Николай Чудотворец с избранными святыми.
В центре иконы изображена поясная фигура святителя Николая в богато украшенной архиерейской одежде; его правая рука поднята на уровень груди в благословляющем жесте, левой он поддерживает раскрытое Евангелие с текстом. Поле его нимба углублено к контуру головы, вверху — надпись: СТЬЕНІНИКО-ЛАЕ ЧЮДТВОР. По сторонам от Николы, в облаках, — полуфигуры Христа и Богородицы; над их нимбами монограммы: ІС ХС иМРОУ.
Изображение святителя окружает широкая кайма, на которой размещены 18 медальонов с полуфигурами святых. На верхнем поле каймы расположен традиционный пятифигурный Деисус: в центе Спас Вседержитель, по правую руку от него — Пресвятая Богородица и архангел Михаил, по левую руку — Иоанн Креститель и архангел Гавриил; на остальных медальонах — избранные святые.
Надписи их имен расположены на узкой гладкой рамке по периметру иконы. Промежутки между медальонами украшены цветочно-растительным орнаментом.
(Известна серия из 9 икон с подобной каймой из 18 медальонов с этими же святыми, но различными изображениями в центре).
Киотная, 143×123, середина XIX в.
10. Св. Никола Можайский.
На иконе изображен святой Николай в полный рост; в распростертых в стороны руках он держит меч и храм. Его столпообразная фигура имеет архаичные, непропорциональные формы; меч в правой руке — тяжеловесный, грубого вида, храм в левой — изображен упрощенно, условно. Овальный край фелони (верхнее одеяние) орнаментирован полоской из «бусинок». В нижней части иконы дано символическое изображение городской стены; свободное пространство композиции заполнено четырьмя розетками. По периметру иконы расположена кайма, орнаментированная стилизованным растительным узором; на верхнем поле каймы горизонтальная надпись: СТЫИ НИКОЛАЕ МЖАИСКИИ.
В верхней части иконы — оглавие с образом Спаса Нерукотворного; в оглавии — горизонтальное отверстие для шнура.
Нагрудная, 73×52, конец ХVII в.
11. Св. Никола Можайский.
В центре иконы — монументальная фигура святого Николая в полный рост, одетого в фелонь-ризу; в правой руке он держит воздетый меч, в левой — однокупольный храм, увенчанный шестиконечным крестом. На правом бедре Николы — палица (набедренник, обязательная часть епископской одежды) ~ символ меча духовного. По сторонам от него «во облаце» изображены Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором; над их нимбами монограммы: ІС ХС и МРОУ. Фон орнаментирован стилизованным растительным орнаментом.
К верхней кромке иконы примыкает составное оглавие: в центе — Ветхозаветная Троица, по бокам — два шестикрылых серафима на штифтах, вверху на прямоугольной пластине — образ Спаса Нерукотворного на убрусе и монограмма ІС ХС. Над тремя ангелами в композиции Троицы надпись в рамке: СТАЯ ТРОИЦА. По углам иконы расположены четыре петли для крепления створок (створки утрачены).
Нагрудная, средник иконы со створками, 91×58, начало XIX в.
12. Св. Никола Можайский.
В центре иконы — величественная фигура святого Николая в полный рост, одетого в фелонь-ризу; в правой руке он держит воздетый меч, в левой — однокупольный храм, увенчанный восьмиконечным крестом. На правом бедре Николы — палица (набедренник, обязательная часть епископской одежды) — символ меча духовного. Нимб окантован зигзагообразной линией, поле нимба плавно углублено к контуру головы. Сверху надпись в две строки: СТЫІ НИКОЛАЕ МОЖАИСКІЙ. По сторонам нимба Николы, на круглых медальонах — небольшие поясные фигуры Христа и Богородицы, над ними монограммы: ІС ХС и МРОУ. Внизу — стилизованная городская стена. Поле иконы украшено геометрическим и растительным орнаментом.
Верх иконы ~ трехлопастное завершение, к которому в середине примыкает прямоугольное оглавие с образом Спаса Нерукотворного; на обороте оглавия — ушко для шнура.
Нагрудная, 132×82, начало ХVIII в.