Что было до фонографа?
В предыдущей статье я рассказал о появлении в Херсоне на грани наступления ХХ века музыкальных аппаратов – фонографа и патефона. И всё же не стоит воспринимать их как первые механические аппараты, воспроизводящие звук
Попытки создания чего-либо подобного делались еще в Древней Греции задолго до нашей эры. Некоторые примитивные механические имитаторы музыкальной мелодии появлялись и в Средние века. Но всё же высший рассвет «механической музыки» приходится на начало XIX века. Тогда в распоряжении богатой знати стали появляться заводные механические шкатулки, ящики, табакерки и даже флаконы духов, воспроизводившие легкую примитивную мелодию.
В 1796 году один из женевских часовщиков изготовил первый музыкальный механизм, который был способен воспроизвести сложную музыкальную мелодию. Затем его изобретение претерпело ряд существенных изменений. Основой аппарата стала «музыкальная гребенка» – цилиндр со штырьками, расположенными в определенной последовательности. Во время работы вращающийся цилиндр цепляет штырьками язычки-«молоточки», которые создают звук определенной тональности. Совокупность звуков сливается в определенную мелодию. Стоит, пожалуй, заметить, что этот вращающийся цилиндр музыкальной шкатулки вдохновил Эдисона использовать нечто подобное в устройстве фонографа.
Конечно, принцип воспроизведения мелодии механической музыкальной шкатулки и фонографа или граммофона был совершенно разным. И если шкатулка, а позднее – механическая пианола (механическое пианино), герофон, манопан и роялофон – могли воспроизводить лишь заданную механическую музыку, вручную установленную на медном диске или барабане, то более совершенные фонограф и граммофон воспроизводили ранее записанный человеческий голос со всеми его оттенками и интонациями.
В начале ХХ века в местной херсонской газете «Югъ», которую с 1898 года начал издавать секретарь статистического управления, собиратель и хранитель коллекции археологического музея Виктор Гошкевич, появляется первая графическая реклама. И одним из первых рекламных предложений стала реклама «новейших музыкальных шкатулок “Фортуна” с переменными нотными металлическими листами». Большой выбор сей механической продукции в Херсоне предлагал известный в то время фабрикант музыкальных инструментов и музыкальный издатель, эксклюзивный поставщик музыкальных инструментов для российской армии, немец Юлий Циммерман.
Цены музыкальных шкатулок Циммермана были адаптированы под определенного покупателя. Так, ручную шкатулку с нотами в 25 копеек можно было приобрести за 6 рублей. Заводные с нотами по 50–70 копеек стоили от 50 до му700 рублей.
В 1903 году в «Юге» можно было отыскать рекламу: «Новый, самый усовершенствованный ручной орган с приятным мелодичным тоном. Очень удобный для танцев. Большой выбор русских пьес!
Кабинетный “Оргофон” с 26 двойными голосами – 35 руб.
С одиночными – 25 руб.
Салонный “Оргофон” с 26 двойными голосами.
Автоматически играет громче и тише – 50 руб.
Ноты стальные для всех сортов – 80 коп.».
Интересно, что еще в 1904 году, когда в Херсоне граммофон уже не был диковинкой и его в любое время можно было лицезреть в витринах магазинов Шаха или Фрикке на улице Суворовской, в «Юге» появилась реклама роялофона. «Инструмент с ручкой в виде рояля итальянского производства» – значилось в ней. Итальянский роялофон представлял собой аппарат, в котором «музыкальная партитура» в виде аккуратных круглых отверстий была нанесена на картонные листы, складывавшиеся в книжку-раскладку – своеобразную перфоленту. Исполнитель
вращал ручку барабана, барабан в свою очередь продвигал картонную перфоленту, и при совпадении отверстий с «молоточками» раздавался мелодичный звук.
Примерно с 1906–1908 годов эра «механической музыки» начинает двигаться к своему закату. На улицах Херсона еще появляются старые шарманщики со своими раскрашенными ящиками духовых шарманок, в которых главным рабочим механизмом была всё та же «музыкальная гребенка» – барабан со штырьками. Однако с каждым годом их становится меньше. Из газет окончательно исчезает реклама аппаратов, воспроизводящих «механическую музыку». Уходят в прошлое герофоны, роялофоны, оргофоны и музыкальные ящики, век которых оказался совсем не долгим – каких-то 15–20 лет. Их место прочно заняли граммофоны различных конструкций, а с 1913– 1914 годов – продержавшиеся на уже советском рынке не менее пятидесяти лет патефоны.
Теги: музыка