Хронология херсонского хронометра
Это здание на улице Ленина, построенное в стиле эклектизма (сочетание элементов ренессанса и классицизма), на протяжении почти века остаётся самым красивым и монументальным в Херсоне
Какие бы учреждения и организации в нём ни находились, оно всегда было и есть «визитной карточкой» города. Последние четверть века в нём располагаются экспозиции художественного музея имени А. Шовкуненко.
Два архитектора (одессит Адольф Минукс и херсонец Антон Сварик), проектировавшие строение, не предусматривали наличие часов (хотя они сами собой напрашивались) в круглых окнах башни, венчающей сооружение. Скорее всего окна имели утилитарное назначение: ослаблять силу воздушного потока при сильном ветре.
Идея установить часы в круглых проёмах башни на манер западноевропейских ратушей возникла у сотрудников горисполкома, когда он располагался в этом здании. В начале 1960-х годов глазницы окон башни были закрыты белоснежными циферблатами и каждый час через алюминиевые репродукторы-«колокольчики» звучала мелодия песни «Ой, Дніпро, Дніпро…» с последующим соответствующим времени числом ударов колокола. Часы были оснащены серийно выпускаемыми электромеханическими устройствами. Чтобы сохранить синхронность хода часов, в районе цифры «3» были предусмотрены «форточки», через которые смотритель периодически выставлял единое время. А вот озвучивание курантов стало самым трудным делом. Но выкрутились. В то время при литературном факультете пединститута был оркестр народных инструментов. Используя домру-тенор и домру-бас, на магнитофонную ленту записали мелодию и звук, имитирующий колокол. Гораздо сложней было добиться сочетания работы часов с включением звукового сопровождения: лентопротяжный механизм магнитофона периодически изнашивался. Это приводило либо к опережению, либо к опозданию включения звука. За процессом следили два смотрителя часов.
Отработав более 15 лет, куранты начали сдавать. Первым «закашлял» звук. Он мог часами отбивать «колокол» или хрипеть мелодией. А вскоре время остановилось и для самих часов: отвалились обе стрелки.
Мертвые часы не один год взирали на херсонцев своими бесстрелочными «глазами». И казалось, что в городе никому нет до них дела. Но это не так. Был в Херсоне человек, который на протяжении многих лет пытался реанимировать «время» в городе — Алина Доценко, директор художественного музея имени А. Шовкуненко. А если сильно хотеть, то можно достичь желаемого. И вот уже в наши дни во всем комплексе курантов надежная электроника. Так что часы прослужат херсонцем еще много десятилетий.