Строки, написанные кровью
Ф. А. КОМКОВ («Михаил Меченый»),
один из бывших руководителей подпольной
организации, действовавшей в Николаеве и Херсоне
В период временной оккупации Херсона фашистскими захватчиками в городе активно действовала подпольная организация «Центр». Работала она под руководством Николаевской областной организации, также именуемой «Центром» — тогда Херсон входил в состав Николаевской области. Организация была разбита на боевые группы, которыми руководили коммунисты Григорий Михайлович Годун, Василий Климович Дедов, Иван Иванович Макулин, Петр Яковлевич Яковлев, Николай Иванович Напор-ко, Людмила Николаевна Воеводина, Мефодий Григорьевич Скворцов.
Через группу Г. М. Годуна в 1942 году «Центр» руководил подпольной молодежной группой братьев Запорожчуков и Чернявских. Прямая связь была и между «Центром» и молодежной организацией Ильи Кулика.
Когда каратели разгромили николаевский «Центр», заместитель его руководителя Филипп Антонович Комков (подпольная кличка «Михаил Меченый»), скрываясь от преследования, прибыл в Херсон. Здесь он возглавил городскую подпольную организацию, сплотил вокруг себя наиболее активных участников подполья.
Но и в Херсоне начались массовые провалы и аресты. Подпольная организация была фактически разгромлена. Комков и несколько подпольщиков сделали попытку уйти из Херсона в Знаменские леса (Кировоградская область) к партизанам, но по пути были схвачены немецкими карателями и расстреляны.
Чудом сохранился дневник Комкова. Он сейчас хранится в областном партийном архиве. Это небольшая ученическая тетрадка, написанная в тяжелые дни подполья. Дневник приподнимает пелену времени над событиями тех далеких дней…
«Запись и документацию веду я —Меченый. Кто найдет эту тетрадь, направьте ее по адресу: разведуправление или разведотдел 56-й армии. Прошу сообщить по адресу: Омская область, г. Омск, Газетный пер., 8, кв. 24, Комковой Марии Антоновне (сестра). 1943 год. Херсон. Забалка.
В основном наша работа велась по подготовке вооруженного восстания при поддержке десанта с фронта. Но так как нормальной связи с фронтом не было, приходилось все откладывать. Занимались добычей оружия и боеприпасов. Наряду с подготовительной работой производили диверсионные акты, убивали провокаторов и организовывали саботаж на заводах и в колхозах, а также занимались разложением немецких и румынских солдат. На заводах рабочие-подпольщики выполняли заказы недоброкачественно, затягивали срок их выпуска, производили взрывы, пожары.
Колхозники гноили хлеб, овощи, устраивали побеги и переправку командиров Красной Армии, находившихся в плену.
Начали заниматься пропагандой среди населения — выпускали листовки и распространяли их, главным образом, сводки Совинформбюро. Из-за провокаторов, которых сразу распознать не удалось, начались провалы, в результате чего пришлось уйти в глубокое подполье.
…Есть наши люди на ремонтно-тракторном заводе, электростанции, элеваторе, мельнице, хлебозаводе, заводе имени Коминтерна, консервном, имени Петровского, стеклотары, на железной дороге, нефтебазе, в батальоне полиции, в порту, на мебельной фабрике. Назначены связные с ними.
…3 января 1943 года выехал из Николаева в Херсон.
4 января. Проводил совещание на квартире т. Федорова по Пушкинской улице с представителями Херсонского центра.
5 января вечером встретился с Жуковым, которому дал задание 6 января встретиться с руководителями групп и дать им задание вывезти продовольствие и денежные средства в безопасные места. 6 января Жуков в назначенное место не явился. Гестапо начало производить аресты. На квартире, где стоял радиоприемник, арестовано 3 человека. В результате репрессий мне, Вале, Тасе (Шубиной), Дуброву пришлось уйти в подполье.
7 января. На связь с Николаевом послал Валю (Мацулевич).
9 января. Явился… заявил что на… произошел арест.
12 января. Послал Валентина вторично.
16 января. Валентин вернулся, заявил, что на квартире по Спасской, 59, был арест. Хозяйка Корень арестована. Володя и Тамара Корень с мужем Сашей Николаевым бежали. 8 января Володя пошел на квартиру Севастопольская, 85. Там была засада. Хозяйка не предупредила Володю. Из комнаты открыли стрельбу по Володе, он был ранен в руку, ногу и в бок…
18 января. Дал Валентину пароль и адреса конспиративных квартир в Николаеве. Завтра он должен идти туда, чтобы связаться с Николаевским подпольем.
Я и Николай Дубров уходим в Чернобаевку, Музыковку, Зеленооку и др. для подыскания конспиративных квартир, в Херсоне с этим трудно.
22 января. Вернулись в Херсон. Узнал, что сюда прибыли Саша Николаев и Володя Корень. Они рассказали, что в Николаеве репрессии и что там дальше оставаться нельзя, что Василий Задорожный, Василий Соколов и Леонид Лебедев арестованы.
Валентин, Саша и Тася выехали в Николаев. Майор госбезопасности, установивший рацию, дал задание Саше привезти в Николаев Тасю. Ее оставили у майора для работы на рации.
Дубров связался с группой городской интеллигенции. Она располагает медикаментами и типографией. Группа присоединилась к нам. 6 января был арестован сторож конторы «ОСТ» Дедов.
23 января. Встретился с Федоровым. Дал задание изъять оружие —10—12 пистолетов, приготовить машину для отъезда в лес, к 5 февраля заготовить продукты и деньги.
4 февраля. Выпустили воззвание к украинскому населению на украинском языке —150 штук. Распространил В. А. Лягин (подпольная кличка В. Коренев) на предприятиях города.
6 февраля. Встреча с Федоровым. Он сказал, что машина будет готова к 15—17 февраля. Все остальное — к 10-му.
8 февраля. От Кирюнникова получил, санитарную сумку с медикаментами. Дал ему текст листовки, которую нужно выпустить к 15 февраля. Листовка специальная — для полиции и казаков.
9 февраля. Дубров доложил, что 200 кг бензина и 20 кг масла получены, а оружие, — нет, так как человека, который должен его выдать, нет дома.
10 февраля. Встретился с Кирюнниковым, который доложил о готовности листовок в количестве 500 штук. Он сообщил, что гитлеровцы минируют все предприятия. С 15 февраля начинается мобилизация мужчин для трудовой повинности. По набережной Днепра строятся дзоты. Дал ему задание к 15 февраля установить точные места закладки мин и строительства дзотов и по возможности вытаскивать детонаторы из мин, распустить через агентуру слух о мобилизации и распространить к 15 февраля листовки.
10 февраля встречался с Дубровым.
И февраля. Встреча с Сашей и Валей, которым дал инструктаж и 250 листовок для распространения в Николаеве. Они должны, выехать туда для передачи связи с херсонским связным. Если отыщут Володю, вручить ему пароль и адреса конспиративных квартир. Володя также должен проследить за движением войск по кировоградско-вознесенской дороге и узнать, проверяют ли машины по дорогам. На 16 февраля намечен выезд через Николаев на Звенигородку и т. д.
Встретился с Дубровым. Дал ему задание подыскать две квартиры с подвалами и достать бумаги для листовок — к 23 февраля. С 5 января Дубров активно работает и я его использую на связи.
Прибыло тысяч 5 войск СС, много раненых и войск ВВС. В Херсоне все большие здания заняты под госпитали и казармы. Идет передвижение войск на Николаев.
16 февраля. Овод (Дубров) доложил:
- Иван Иванович согласен выдать оружие 18 февраля. Овод должен указать ему место, куда доставить оружие, и дать ему в обмен 100 кг картошки.
- В город все прибывают и прибывают войска и раненые. Солдаты и офицеры, размещаются по квартирам: у населения забирают койки, одеяла, подушки для вновь организованных госпиталей.
Жук (Яблуновский) сообщил, что Заец (Федоров) не может выполнить данные ему задания, мотивируя тем, что его преследуют и он должен уйти в подполье.
Дал задание Оводу: доставить картофель Ивану Ивановичу и забрать оружие; поручил Жуку узнать, куда уходит Заец и прекратить всякие встречи с ним; дал задание группам заняться изысканием оружия: срезать его у немецких офицеров в общественных местах. Жуку приготовиться к выезду в Николаев 20 февраля.
20 февраля. Овод доложил: Заец явился к Жуку и заявил, что немецкое командование дало приказ всем шефам и немцам-колонистам приготовиться к эвакуации, и спросил: что делать с продуктами питания, винтовкой и двумя гранатами, что есть в порту. Дал задание Оводу забрать оружие, 21 февраля встретиться с Вороном (Кирюнтисовым), забрать листовки к 25 годовщине РККА (800 штук) и указать, где их расклеить.
22 февраля. Овод доложил, что 21 февраля немецкий солдат просит от имени 32 солдат и 24 офицеров, прибывших сюда из Майкопа (разбитые части), чтобы их переодеть и спрятать до прихода Красной Армии, а потом передать в штаб фронта.. Они соглашаются при этих условиях сдать свое обмундирование и оружие.
Дал задание Оводу: достать питание для рации; к 26 февраля дать фамилии, адреса и место работы всех директоров, начальников, инженеров, мастеров для вручения им под расписку приказа № 1 по Николаевской области по сохранению на местах всего оборудования предприятий Херсона. Провести переговоры с немецкими солдатами и ‘офицерами о сдаче оружия.
28 февраля. Сигимицу (Мацулевич) доложил о том, что рация проверена и отремонтирована. Дал ему задание быть готовым к выезду 4 марта, а 3 марта получить инструктаж, задание, деньги у меня, передать жене Овода (Дуброва), чтобы она никуда не выходила.
16 марта 1943 года. Встреча с Александром Николаевым, Валентином Мацулевичем, Николаем Дубровым. Решили послать трех человек в лес к партизанам, а если не будет возможности связаться с ними, двоим остаться в лесу, приготовить место для создания партизанского лагеря. Третий вернется и проведет в лагерь всех, кто живет нелегально, так как здесь стало невозможно работать, гитлеровцы озверели, идут большие аресты, а с квартирами очень скверно и в городе, и в селе.
17 марта, Таня Шубина и Катя Водяницкая доложили, что в городе облавы, окружен базар, проверяют документы…»