Панкратьевский мост рухнул из-за подтоплений
В середине XIX века в Херсоне по ул. Рабочей (Панкратьевской) был построен каменный мост через балку. Мост соединил Херсон с Забалковским предместьем. Недавно часть моста рухнула, остановив интенсивное движение по этому участку. Сейчас идут работы по его спасению и возобновлению движения по этой магистрали.
И это радует нас, что в такое тяжелое время мэрия все-таки изыскала деньги на ремонт моста.
Мост построен каменный из местного материала. Камень для постройки брался на Ингульце. Было два вида: твердый шел на фундаменты и цоколи, а мягкий — на стены, облицовку и вымащивание улицы вокруг пешеходных дорожек. В некоторых местах клали этот камень и на дорогах. Интересное инженерное решение было сделано при строительстве старого моста. Отличная дренажная система спасала мост от разрушения. До наших дней и до ремонта моста хорошо сохранилась правая часть моста с дренажными сооружениями. Они не только спасали мост от разрушения, но и придавали мосту неповторимый архитектурный облик и красоту.
В левой части моста дренажная система была давно нарушена и уничтожена еще в советские времена. Плюс неправильные прокладки инженерных сооружений под мостом с нарушением всех правил безопасности. Все это и привело к развалу левой части моста. До революции под мостом проходила дорога, вымощенная гранитом и соединяющая вокзал, кладбище с корабельной площадью. Дренажная система не позволяла затапливать эту магистраль. Есть даже снимки, как под мостом ездят биндюжники. Нынче при ремонте моста экскаватор вскрыл старую дренажную систему. Ход высотой 1,5 метра и шириной 1,5 метра весь выложен камнем. До моста шел сначала открытый ход метров 8, а потом он исчезал под дорогой ул. Гирского, превращаясь в подземную галерею. Проходя под дорогой, галерея поворачивает под мост, а другая ее часть идет вниз в сторону балки. С другой стороны был вход высотой 2 метра, куда с моста спускались красивые и удобные ступеньки. Часть дренажной системы со стороны ул. Рабочей еще во времена советской власти соединили трубой (200-миллиметровой) с коллектором, проложенным под мостом. К сожалению, обрушив часть хода, невозможно проследить за дальнейшим разветвлением ходов. Но кладка хорошо просматривается и по-видимому есть продолжение. Несмотря на свою долговременную эксплуатацию, дренажная система оставалась в очень хорошем состоянии и могла бы работать еще столько, сколько она проработала. Экскаватор все это разгреб и положили там трубы.
Судя по опыту сегодняшнего дня, системы Херсонского водопровода и канализации быстро приходят в негодность. Жизнь современных систем всего лишь каких-то 50 лет. А за границей до сих пор в старых районах работают почти 200-300-летние старые дренажные системы, не подвергая старый город разрушению. А наш старый Херсон затапливается от советской системы, которую строили как можно дешевле. Из-за подтоплений старый город разрушается. И мы рискуем потерять лучшую часть из того, что еще осталось. И сваливают все на Каховскую ГЭС, мол, она виновна в подтоплении города, повышая грунтовые воды. Пора давно основательно решить этот вопрос. Ведь на постоянных ремонтах мы теряем в 10 раз больше, а то и более. В газетах пишут, что Водоканал должен получить деньги на полную реконструкцию всей системы. Возможно, уже сейчас надо объявить конкурс на лучший проект реконструкции старой системы и кардинально, по-новому, решить этот сложный вопрос. В обязательном случае необходимо проследить, чтобы эти деньги ушли по назначению. Вот где поле для деятельности наших депутатов!
Сергей МАКАРОВ