К истории церковных старообрядческих общин в Херсонской губернии в XIX в. (Ланцев К.В.)
Ланцев К.В. (г.Херсон)
К уникальным экспонатам коллекции Херсонского областного краеведческого музея относятся предметы связанные с религиозной традицией старообрядцев на Юге Украины. Среди них выделяются Евангелие и Псалтырь начала XVII века, которые поступили в музей из старообрядческой церкви Белокриницкого согласия г. Херсона и серебряная риза для Тихвенской иконы Божией Матери начала XIX века из Корсунского единоверческого монастыря [17, с. 58, 59, 102]. Кроме этих уникальных экспонатов коллекция музея обладает псалтырями, прологами, триодями и другими богослужебными книгами употреблявшимися старообрядцами с конца XVIII по XX век. Письменные и материальные памятники древней обрядовой традиции, сохранившиеся в стенах музея, свидетельствуют о заметном присутствии старообрядчества в истории Херсона. Наличие целой группы предметов в коллекции связанных со старообрядческой традицией требует исторической разведки, проливающей свет на историю старообрядческих общин в Херсонской губернии. Под термином старообрядцы мы понимаем общность людей православного вероисповедания, приемлющих священство и совершающие богослужение по дореформенному обряду. В рамках данного определения мы будем выделять старообрядцев поповского толка, пребывающих в расколе и старообрядцев воссоединённых с Церковью или единоверцев. Исходя из вышеизложенного, предметом исследования является история церковных общин старообрядцев поповского толка и старообрядцев единоверцев в городе Херсоне. Темы старообрядчества в Херсонской губернии, так или иначе, касались такие исследователи: А. А. Скальковский, Н.Н. Мурзакевичь, архиепископ Гавриил (Розанов), священники П. Колосов и В. Флоровский, Д.И. Багалей, А.В. Макидонов и др. Однако, отсутствуют работы посвященные истории старообрядчества в губернском центре — городе Херсоне.
Административным центром Херсон становится в 1803 году, когда была образована Херсонская губерния [16, с. 40]. В церковном отношении Херсон до конца XX века не являлся местом пребывания правящего архиерея, но не смотря на это само имя города стало символом возрождения православной веры в степях Таврии. Этот символизм вплоть до сего дня сохранил титул правящего епископа, который неизменно именовался «Херсонский» [11, с. 464].
К моменту образования Херсонской губернии во всех крупных городах и во многих селениях существовали старообрядческие общины [11, с. 105, 106]. Старообрядцы начали заселять Юг Украины с первой половине XVIII века [1, с. 68, 69]. В царствование Петра III и Екатерины II светская власть, руководствуясь началами терпимости, стала постепенно расширять гражданские права «ревнителей древнего благочестия». Расширение южных границ империи в конце XVIII века и необходимость заселять неосвоенные территории открывали для старообрядцев новые перспективы. Новороссийская губерния стала территорией, на которой старообрядцы не подвергались былым притеснениям. Без жёстких административных мер пресечения раскола церковная власть на территории губернии получила уникальную возможность самостоятельно путём диалога попытаться уврачевать старый недуг. Образованная в 1775 году Славянская и Херсонская епархия стала одной из площадок, где появился прецедент воссоединения раскольников с Церковью. Этому способствовал тот факт, что на протяжении почти 20 лет (с 1775 по 1793 гг.) епархию возглавляли епископы греки (Евгений Булгарис и Никифор Феотоки). Их свежий взгляд на проблему раскола в русской церкви способствовал упразднению искусственных средостений между раскольниками и Греко-Русской Церковью. Проблема отличия в обряде глазах епископов греков не могла быть камнем преткновения, поскольку традиционно православная церковь не занималась повсеместной унификацией обряда, исповедуя принцип единства в разнообразии.
Одновременно с либерализацией политики относительно старообрядцев внутри Церкви и в раскольничьей среде наметилось движение к воссоединению. Раскольники Знаменской слободы, Елисаветградской провинции, Новороссийской губернии (территорию которой и охватывала Славянская и Херсонская епархия) первыми положили начало примирения между расколом и православной церковью. Церковная община Знаменской слободы создала первый прецедент воссоединения с Церковью с сохранением всего дореформенного обряда [13].
Время основания и заселения города Херсона совпало с процессом колонизации края как жителями внутренних губерний империи так и иностранцами. Новороссийский генерал-губернатор Светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин, будучи заинтересован в скорейшем заселении края, способствовал переселению русских старообрядцев и всячески им покровительствовал. В Херсоне первые старообрядцы появились ещё при жизни князя. Все старообрядцы принадлежали либо к купеческому, либо к мещанскому сословию. Предприимчивые купцы старообрядцы играли видную роль в экономическом развитии города. Старообрядцы занимались подвозкою товаров из внутренних губерний России в Херсон, они же первыми рискнули отправлять товары и лес путём сплава. Именно сплав леса по Днепру впоследствии позволил Херсону не потерять торгового значения. Вплоть до развития железнодорожного транспорта доставка товаров водою оставалась наиболее быстрой и востребованной [9, с. 14]. Среди купцов старообрядцев были выходцы из Калуги, Новомиргорода, Елисаветграда [3, с. 39]. Сохранились имена купцов-старообрядцев проживавших в Херсоне на 17 апреля 1818 года: Андрей Козарезов, Лука Тропин, Алексей Посников, Василий Водолеев, Клим Рындин, Кузьма Бодров, Василий Густов, Михей Тропин, Антон Сапожников и другие. Всего к купеческому сословию было приписано 214 душ мужского пола и 219 женского [3, с. 53-58]. Будучи людьми крайне религиозными старообрядцы не могли обойтись без часовни, которая и была построена в конце XVIII века [9, с. 10]. Согласно требованию власти внешний вид её не должен был бать подобен зданию православной церкви [2, с. 2]. Часть старообрядцев проживала на греческом рынке, где они имели деревянную часовню, возможно, это была не единственная часовня в городе. Не смотря на то, что она тщательно поддерживалась и обновлялась, старообрядцы решили построить каменный молитвенный дом [3, с. 15]. С разрешения Херсонского военного губернатора герцога де Ришелье в Херсоне согласно плану и выбранному месту в 1805 году была заложена каменная церковь для старообрядцев. Закладку церкви проводил старообрядческий священник-раскольник Самсон Успенский, закладка производилась публично в «присутствии многих чиновников» [3, с. 14]. Можно с уверенностью утверждать, что в Херсоне священник Самсон Успенский служил вплоть до 1807 года, он не скрываясь, в священническом облачении отправлял по городу требы по старому обряду. 1 мая 1807 года был задержан полицией и вскоре выпущен, дальнейшая его судьба не известна [3, с. 15]. Строителями церкви указывались три херсонских купца Тропин, Казарезов, Рындин [3, с. 35]. Поскольку раскольничья церковь строилась официально, то по повелению Ришелье на постройку храма были ссужены деньги как на строение украшающие город [3, с. 49]. Ктитором новостроящегося храма стали купцы Канон Сувидов и Иван Гуров [3, с. 21]. В начале XIX века городским головой был купец-старообрядец Андрей Козарезов, за его подписью была заведена специальная книга для сборов пожертвований на строительство старообрядческой церкви. Книга была заверена печатью Городской Думы и в неё заносились имена жертвователей. Старообрядцы свободно ходили по всему городу и испрашивали пожертвования [3, с. 45]. Жертвовали на строительства храма не только старообрядцы, но и православные жители Херсона, так по свидетельству православного священника Иоанна Глобачева 50 человек грекороссийской церкви (православные) пожертвовали на строительства храма 1242 рубля 40 копеек [3, с. 41]. Жертвовали не только херсонские старообрядцы. Купцы-староверы развернули широкую деятельность по сбору пожертвований по многим крупным общинам старообрядцев. Средства приходили из Харькова, Кременчуга, Николаева [3, с. 45]. Согласно плану крестова-купольная церковь должна была иметь колокольню и абсиду, должна была быть украшена фронтоном в барочном стиле, строилась она во славу праздника Покрова Пресвятой Богородицы [14, с.51]. Не смотря на все усилия средств на окончание такого проекта у старообрядцев не хватало. Поэтому 9 декабря 1809 года строительный комитет города Херсона, войдя в положение просителей, отпустил ктитору церкви купцу Ивану Гурову 10 тысяч рублей беспроцентной ссуды [3, с. 45]. Капитальное строительство было окончено в 1812 году, но окончательно церковь была готова в 1814 году [3, с. 45]. Однако, долг общине, через Ивана Гурова, пришлось выплачивать с несколькими отсрочками до 1819 года [3, с. 19, 45]. Очевидно, что именно финансовые затруднение вынудили строителей значительно упростить проект. До 1818 года старообрядческая община жила полноценной церковной жизнью. К 1818 году в храме служил священник Василий Сергеев, который был законно рукоположен епископом Феоктистом, викарием Московской епархии в 1786 году и имел соответствующую грамоту об этом событии [3, с. 27,28]. В храме была вся необходимая утварь и ризница [3, с. 35]. В новой каменной часовне (каковой строение официально считалось), фактически построенной в виде храма, регулярно совершались уставные богослужения: вечерня, утреня, часы, всеночное бдение и, что самое важное, совершалась Божественная Литургия [3, с. 27]. На апрель 1818 года в приходе насчитывалось 60 домов, прихожанами храма были 433 человека (включая детей) среди них 17 купцов все остальные мещане. Клир храма состоял из священника Василия Соколова, уставщика и пономаря [3, с.35, 53-58]. Старостой храма был купец Михей Тропин [3, с. 23]. Для полного упокоения религиозной совести старообрядцев не хватало лишь освящения храма. Столь спокойное течение приходской жизни, возможно, притупило бдительность раскольников, которые ещё недавно считались государственными диссидентами. Херсонские купцы-старообрядцы в 1818 году дерзают просить у министра народного просвещения князя Александра Голицына позволения освятить церковь раскольническими священниками. Князь для исследования дела в письме к архиепископу Екатеринославскому, Херсонскому и Таврическому Иову (Потёмкину) просит дать разъяснение раскольники какой секты к нему обратились и не согласятся ли они присоединиться к единоверию [3, с. 1]. За полгода до этого обращения Херсонский губернатор граф Сен-При на основании Высочайшего повеления приказывает полиции следить за старообрядцами, дабы впредь они не строили молитвенных домов и богаделен. К этому времени, по сведениям губернатора, уже были выстроены старообрядческие часовни в виде полноценных храмов в Херсоне, Николаеве, Елисаветграде, Крылове и Тирасполе [3, с. 25].
Просьба старообрядцев об освящении храма стала поводом для церковного разбирательства. Летом 1818 года в Херсон со специальным поручение от епархиального начальства прибыл архимандрит Единоверческого Корсунского монастыря Кирилл. Архимандрит Кирилл должен был выяснить обстоятельства строительства старообрядческого храма в Херсоне и склонить старообрядцев к присоединению к церкви. Сразу по прибытии в Херсон отец Кирилл прибыл к Херсонскому губернатору графу Сен-При, который уже был осведомлён о прошении старообрядческой общины [3, с. 27], и решительно заявил, что храм будет освящен не иначе как через него (архимандрита Кирилла) и только тогда когда раскольники присоединяться к Церкви [3, с. 32]. Сразу началось церковное расследование, к которому были подключены херсонский священник Иван Глобычев и благочинный старообрядческих церквей Кондрат Парфёнов. Священник Иван Глобычев собирал сведения о том кто и сколько жертвовал на постройку раскольничьего храма в Херсоне, а Кондрат Парфёнов допрашивал одного из крупных жертвователей купца Канона Сувидова [3, с. 38]. Венчал усилия трёх священников рапорт архимандрита Кирилла в Екатеринославскую Духовную Консисторию в августе 1818 года. Из рапорта следовало, что раскольники решительно не желают присоединяться к Церкви. Даже после увещеваний архимандрита они продолжали просить позволить им освятить храм, прибегнув к помощи беглых попов на старинном антиминсе [3, с. 34-35]. Ввиду упорства старообрядцев правящий архиепископ Екатеринославкий, Херсонский и Таврический Иов указом от 10 сентября 1818 года запретил раскольникам в Покровской церкви служить литургию [3, с. 40]. Столь крайние меры вынуждали херсонских старообрядцев к началу диалога. 28 сентября 1818 года херсонские купцы-старообрядцы обратились с письмом к архиепископу Иову, в котором свидетельствуют свою правую веру с тем различием, что в богослужении употребляют старопечатные книги, поэтому именование себя сектантами решительно отвергают и прилагают к себе название «старообрядцы». Свои надежды они возлагают на приезд Государя Императора Александра Павловича в Херсон, и просят архиепископа испросить у Государя позволение на освящение их храма во время его визита священником греко-российской церкви [3, с. 59-60]. Невозможно представить, чтобы православный священник освятил раскольничий храм без присоединения общины храма к Церкви, вероятно и эта просьба старообрядцев не была удовлетворена. Наше допущение подтверждает тот факт, что Единоверческим храм Покровы Богородицы стал лишь в 1840-1844 гг. [9, с. 54]. За несколько лет до присоединения старообрядческая община Покровской церкви осталась без священника, поскольку в 1836 году допущений к совершению треб старообрядческий священник Григорий Скворцов подал прошение о присоединении к православию [5, с. 2]. Поэтому к Пасхе 1837 года старообрядцы остались без положенного богослужения. Кроме того вообще всё богослужение и колокольный звон в Покровской церкви был запрещен. Поэтому херсонские старообрядцы были вынуждены обратиться за помощью к Херсонскому гражданскому губернатору и Новороссийскому и Бессарабскому генерал-губернатору с одной просьбой — разрешить им свободно отправлять богослужение даже без священника [5, с. 3, 5].
Особое беспокойство у старообрядцев Покровской церкви вызывало отсутствие позволения с молитвой в храме встретить праздник Светлого Христова Воскресения. Генерал-губернатор внял прошению старообрядцев и разрешил им отправлять богослужение, но только «без всяких действий, сопряженных с Богослужением одному священству предоставленным и без колокольного звона», следить за исполнением предписания поручалось херсонскому полицмейстеру [5, с. 6]. Херсонская полиция и ранее имела старообрядцев в поле зрения, поскольку с 1835 года под тайным полицейским надзор находился священник Григорий Скворцов [5, с. 7]. К 1840 году отношения к раскольникам еще более ужесточилось. Указом императора от 21 ноября 1840 года колокольный звон не только запрещался, но давалось указание колокола с раскольничьих церквей снимать и передавать в православные и единоверческие церкви, раскольникам запрещалось публичное отпевание умерших [5, с. 12]. Церковный звон в старообрядческих раскольничьих часовнях был предметом пристального внимания правящих архиереев с начала XIX века. Поскольку православная традиция церковного звона у старообрядцев могла смущать православных верующих. Поэтому ещё в 1801 году преосвященный Афанасий епископ Новороссийский и Днепровский распорядился дать справку о количестве и месторасположении старообрядческих часовен с колокольнями [8, с. 1]. Ужесточение отношения к раскольникам со стороны государственной власти должно было способствовать их скорейшему воссоединению с Церковью. Именно на середину XIX века приходится пик миссионерских усилий Церкви по присоединению раскольников. Особую ревность по присоединению старообрядцев к единоверию проявлял архиепископ Херсонский и Таврический Гавриил (Розанов). Он убедил Николаевских раскольников воссоединиться с Церковью, в 1841 году к Церкви присоединились раскольники поселения Ровного, одновременно стала единоверческой Успенская церковь в Одессе. Вскоре были присоединены старообрядцы Елисаветграда, Новогеоргиевска, селения Калиновки и Клинцов [12, с. 307]. Именно в середине XIX века присоединяются к Церкви и старообрядцы церкви Покрова Богородицы в Херсоне. Однако, не все старообрядцы присоединились к единоверию, помимо созданной Афанасием Тропиным старообрядческой церкви на Кузнечной улице [14, с. 139], до начала 80-х годов XIX века существовали ещё две часовни [4, с. 9]. Помимо них существовали 3 молельни в частных домах херсонских купцов-раскольников. Как сообщает благочинный церквей Херсонского округа священник Алексей Буримовичь, в приходе Успенского собора проживают 19 раскольников и устроена молельня в доме купца Мясоедова, где он сам является уставщиком. В приходе Свято-Духовской церкви проживают 103 раскольника, которые имеют две молельни: одна в доме херсонского купца Зайцева, где уставщик мещанин Михаил Иванов, а другая в доме Рымарева, уставщиком там мещанин Никита Васильев [4, с. 39]. В Херсоне в 1882 году больше всего старообрядцев проживало на Забалке — 176 человек (по сведениям полиции). Всего в Херсонском уезде в 1882 году проживало 7 тыс. 846 человек старообрядцев-поповцев [4, с. 18]. На протяжении всей второй половины XIX века в Херсоне, равно как и во всей губернии, продолжали существовать одновременно старообрядцы-единоверцы и не воссоединившиеся с Церковью старообрядцы-раскольники. Старообрядцы-единоверцы продолжали служить и молиться по старопечатным книгам и даже хоронили их на отдельном старообрядческом кладбище [7].
В 1844 году в Херсонской, Екатеринославской и Таврической губернии насчитывалось 26 тыс. 614 человек раскольников различных толков. Из них 18 тыс. 918 были раскольники старообрядцы поповского толка. Число их было незначительным в сравнении с общей численностью населения этих губерний (2 млн. 750 тыс. 702 человек), но большинство из них проживали в крупных города, они принадлежали к купеческому или мещанскому сословию и в вопросах веры были непреклонны [15, с. 171]. В самом Херсоне в 1853 году насчитывалось 178 человек раскольников различных сект, но абсолютное большинство из них принадлежало к старообрядцам, не принявших единоверия [6, с. 11]. Поскольку угроза распространения раскола сохранялась, для эффективной миссионеркой деятельности, в том числе и с раскольниками, было учреждено Херсонское викариатство, специальное миссионерское отделение при херсонской семинарии, и, наконец, создана отдельная Таврическая епархия. В 1858 году радикально меняется государственная политика относительно старообрядцев. Указом Министра внутренних дел запрещалось преследование старообрядцев-раскольников, но и им, в свою очередь, запрещалась пропаганда раскола [12, с. 307]. Помимо единоверческой Покровской церкви в Херсоне существовала единоверческая церковь Рождества Богородицы. Здание конца XVIII века, обозначенное на плане 1792 как складское [14, с. 157]. По сведения собранным благочинным единоверческих церквей Кондратом Парфёновым в 1818 году, здание принадлежало херсонскому купцу Конону Сувидову и на момент продажи Единоверческому Корсунскому монастырю было жилым помещением, это жилое здание монахи монастыря обратили в единоверческую церковь [3, с. 38]. Поскольку в Корсунском монастыре в середине XIX века перестали придерживаться строго обряда, можно допустить, что и в церкви их подворья также эта традиция прервалась. Однако, церковь Рождества Богородицы продолжала считаться единоверческой, в 1883 году в ней не было священника, а прихожан насчитывалось всего 36 человек [4, с. 4].
Таким образом, с момента основания города старообрядцы играли заметную роль в экономическом развитии города. В уезде и в Херсоне они основали несколько церковных общин. В созидании полноценной церковной жизни им покровительствовал князь Потёмкин, в строительстве церкви герцог Ришелье. На протяжении первой половины XIX века старообрядцы вынуждены были преодолевать сопротивление церковной светской власти, усилия которых были направлены на присоединение старообрядцев к Церкви через единоверие. В начале XIX века в Херсоне и появились единоверческие общины. В середине XIX века после присоединение к единоверию части раскольников, старообрядчество в Херсоне разделилось. Положение это сохранялось вплоть до закрытия церквей в годы советского гонения.
На примере истории старообрядческих общин в города Херсона хорошо видна светская и церковная политика относительно старообрядцев на протяжении всего XIX века. Она состояла в уврачивании раскола через инструмент единоверия, конечным результатом которого являлась полное упразднение культового своеобразия старообрядцев. Системное последовательное воплощение этой политики привело практически к полному переходу раскольников в единоверие, а единоверцев в «православие».
Список источников и литературы:
- Багалій Д. І. Заселення Південної України (Запорожжя й Новоросійського Краю) і перші початки її культурного розвитку. — Харьків, 1920. — 110 с.
- ГАОО.-Ф.37. — Оп.І.-Д. 342.-2 л.
- ГАОО.-Ф.37.-Оп.І.-Д. 831.-61 л.
- ГАОО. — Ф.37. — On. 1. — Д. 3240. — 133 л.
- ГАХО.-Ф.1.-Оп.І.-Д. 2.-24 л.
- ГАХО.-Ф. 1.-Оп.І.-Д. 34.-20 с.
- ГАХО.-Ф.137.-ОП. 39.-Д. 1,2,4.
- ГАХО. — Ф207. — Оп.І.-Д. 416 -8 л.
- Горловский Д. Н. Итоги двадцатипятилетия Херсонского городского самоуправления: Краткий ист.-экон. Очерк г. Херсона. /Сост. Член управы Д.Н. Горловский. — Херсон: Тип. О. Д. Ходушиной, 1896. — 184 с.
- Горностаев Е. В. По страницам истории правосланых церквей Херсона: хронологико-исторической описание. — Херсон,1998. — 106 с.
- Кабузан М. Заселение Новороссии в XIII первой половине XIX века. — М.: Издательство «Наука”, 1976.
- Лиман І. І. Російська православна церква на півдні України останньої чверті XVIII — середини XIX століття. — Запоріжжя: РА „Татем — У”, 2004. — 488 с.
- Макидонов А. В. К светской и церковной истории Новороссии (18-19 вв). Издание 3-є, исправленное и дополненное. — Запорожье: Просвыта, 2008. -140 с.
- Пиворович В. Б., Беляев С. н. Херсон и его жители. — Херсон, 2011. — 300 с.
- Скальковский С. М. Опыт статистического описания Новороссийского края. -Одесса, 1850. Ч. 1.
- Херсону 200 лет 1778-1978. Сборник документов и материалов. Киев: «Наукова думка», 1978. — 408 с.
- 120 раритетів Херсонського краєзнавчого музею Т. Г. Братченко [та ін.]; Херсон, обл. краезн. музей. — Херсон: Гілея, 2010. — 126 с.