Юбиляр с улицы Паровозной
Пожалуй, невозможно переоценить значение железнодорожного транспорта в современной жизни
Это и быстрая, комфортная доставка пассажиров на большие расстояния, и транспортировка крупных объёмов различных хозяйственных грузов. Конечно, все мы, время от времени пользующиеся этим транспортом, видим лишь вершину железнодорожного «айсберга», состоящую из находящейся на поверхности обозримой его части: рельсы, поезда, вагоны… Всё же остальное, без чего не могла бы существовать эта сложная, слаженно действующая структура, в том числе и обеспечение безопасности подвижного состава, скрыто в глубине и чаще всего недоступно для посторонних глаз.
Наверное, не многим херсонцам известно о том, что в числе городских предприятий в Херсоне имеется на улице Паровозной эксплуатационно-ремонтное вагонное депо, осуществляющее ремонт и техническое обслуживание грузовых вагонов. Это достаточно крупное предприятие с серьёзной производственной и социальной базой, где на сегодняшний день трудятся порядка 500 человек. Ныне же имеется весьма веская причина рассказать о нём, так как в эти первые июньские дни эксплуатационно-ремонтное вагонное депо в Херсоне отмечает свой пятидесятилетний юбилей.
История депо началась в июне 1967 года, когда Министерство путей сообщения СССР приняло решение о создании в Херсоне на базе паровозного депо нового предприятия, которое должно было осуществлять техническое обслуживание и ремонт в первую очередь грузовых вагонов и подготовку их под погрузку. Тогда, в конце 1960-х, новому депо в «наследство» досталось производственное помещение ангарного типа, в ко-тором на трёх железнодорожных колеях можно было одновременно производить ремонт трёх вагонов. Однако уже первоначальный план предполагал ремонт 1540 грузовых и 5 пассажирских вагонов в год. То есть большая часть подлежавших ремонту железнодорожных вагонов ремонтировалась на открытой площадке вне зависимости от погодных условий. Как бы ни было трудно, коллектив депо с задачей справлялся. С первой половины 1970-х начался новый этап развития предприятия. Строились новые цеха, служебно-производственные помещения, на территории депо был возведён новый многоэтажный административный корпус со столовой, мед-пунктом, спортивно-оздоровительным комплексом, актовым залом, бытовками. Укрепилась и производственная база. Коллектив осваивал новые передовые методы ремонта грузовых вагонов.
Даже в середине 1990-х, когда страна начала уже скатываться в пропасть постигшего её кризиса, вагонное депо в Херсоне не только крепко держалось «на плаву», но и продолжало наращивать производственные показатели. В 1996 году, на фоне общего падения экономики страны и разрыва прежде крепких партнёрских связей меж предприятиями, Херсонское эксплуатационно-ремонтное вагонное депо сумело увеличить темпы ремонта до 5600 вагонов в год. Что, несомненно, говорило об умелом руководстве и чёткой, слаженной работе всего коллектива. Вместе с тем никогда не забывали здесь и о простых тружениках – главной ценности предприятия. В сложный период перестройки и провозглашения независимости Украины в депо был построен и сдан в эксплуатацию 236-квартирный дом. Чуть ранее на Черноморском побережье начала работать база отдыха предприятия, которая, в отличие от таких же заведений многих производственных «монстров» Херсона, в лихие годы похоронивших свою сферу соцкультбыта, действует до настоящего времени.
Ныне ремонтное депо, которым руководит Владимир Васильевич Шилов (чей трудовой стаж только в Херсоне превысил тридцать лет), – успешное во всех отношениях производство. Причём сейчас деятельность его совсем не ограничивается территорией херсонского участка депо. Сегодня в его состав входят пункты технического обслуживания на станциях Херсон, Николаев, пункты контрольно-технического обслуживания на станциях Каховка, Снигирёвка, Ясная Заря. Пункты подготовки вагонов под загрузку на станциях Херсон-порт, Николаев-грузовой.
«Нельзя сказать, что в нашей работе тот или иной участок менее важен, – комментирует работу депо старший мастер колёсно-ремонтного цеха Александр Цивильный. – Все участки в равной степени важны, как нет неважных узлов в хорошо отлаженном механизме. Любая мелочь, гайка, болт, любая неисправность может повлечь за собой аварию, жертвы. Современный локомотив набирает скорость до 100 км/час всего лишь за 5 минут. А ведь грузовые составы идут по тем же линиям, что и пассажирские. Поэтому весь наш коллектив в полной мере осознаёт свою особую ответственность за безаварийную работу подвижного состава».
Благодаря достигнутым трудовым успехам коллектив депо неоднократно становился победителем в отраслевых соревнованиях. Вот и сейчас к своему пятидесятилетию предприятие пришло с достойными показателями. 13 его работников награждены знаком «Почётный железнодорожник», двое – знаком «Железнодорожная слава ІІ степени», ещё двое награждены знаком ІІІ степени. Вместе с ветеранами предприятия со стажем 25–30 лет на производстве трудится много молодёжи, для которой здесь созданы все условия. Рядом с проходной – велостоянка под навесом и ухоженная спортплощадка, где проходят соревнования по мини-футболу, чемпионаты по волейболу. А ещё здесь любят шахматы…
Не забыты на предприятии и духовные потребности верующих: среди аккуратно постриженного газона в окружении пушистых ёлочек – небольшая деревянная часовенка. Похоже, с такой заботой о трудящихся у предприятия явно имеется достойный потенциал дальнейшего развития – ещё как минимум на ближайшие пятьдесят лет!