Деда Мороза приговорили?!
Пожалуй, каждый современный человек согласится с утверждением, что Интернет – очень удобная штука! По крайней мере, с появлением «международной паутины», опоясавшей всю нашу планету, не надо перерывать горы литературы и справочников в поиске крупицы нужной информации
Хотя порой случается, что Интернет приносит весьма ощутимый ущерб, снабжая пользователей, мягко говоря, не совсем верной информацией, а порой и ложными сенсациями.
Вот, скажем, в преддверии Нового года возник слушок, что будто бы на волне всеобщей «декоммунизации» в Украине запретили Деда Мороза и Снегурочку из-за их «советского прошлого». Стоит отметить, что подобные слухи, несколько омрачающие подготовку ко всеми любимому празднику, будоражат умы не один уже год.
Меж тем пресс-служба Министерства культуры Украины всячески открещивается от сих «несправедливых обвинений», заявляя, что их ведомство никоим образом не влияет на проведение новогодних празднеств, оставляя за их организаторами право выбора. Во всяком случае так об этом пишет «УНН». Другие источники Сети утверждают, что Минкульт всё же «кривит душой», настоятельно рекомендуя в период «новогодних ёлок» использовать вместо Деда Мороза Святого Николая и Зиму-Зимушку вместо Снегурочки…
Ну и кто тут говорит правду? Впрочем, искать истину – себя не уважать: всё давно уже решено. Похоже, в ближайшем будущем, по-видимому, таки приговорят «коммуниста» Деда Мороза и его внучку – «комсомолку» Снегурочку к высшей мере, а там, возможно, и черёд новогодней ёлочки придёт, ведь красовалась же на верхушке её в недавнее ещё время большевистская красная пятиконечная звезда.
Да что звезда! В послевоенные годы реабилитированную в 1936-м советскую ёлку украшали шариками и флажками с портретами Ленина, Сталина, Карла Маркса. Висели на ветвях ёлки стеклянная хрущёвская кукуруза, «серебряные» пароходики с серпом и молотом на трубах, краснозвёздные самолёты, а позже – ракеты и спутники с гордой надписью «СССР». А это преступление по нынешним меркам почище дед-морозовского будет!
Дед Мороз, Снегурочка и Св. Николай
Впрочем, если копнуть чуть глубже, Дед Мороз родился совсем не в советскую эпоху, а чуточку раньше, и звали его Рождественский Дед(по сути, всё тот же Святой Николай), хотя языческая генеалогия его корней уходит ещё дальше в глубь веков, к истокам, где (судя по подаркам и любви к развлечениям) «добрый» Дедушка Мороз был «коварным
и злым» волшебником.
Примерно с 1910 года Дед уже практически официально стал «носителем и дарителем» подарков – любимцем детей богатеньких родителей в дореволюционном прошлом. И совсем не виноват он в том, что в средине 1930-х, в обмен на реабилитацию, ему пришлось поменять политическую ориентацию и надеть халат цвета советского знамени.
В этом случае наши политики, с корыстной выгодой легко меняющие свою политокраску, куда страшнее Деда Мороза! Впрочем, если быть внимательным, то на старых дореволюционных открытках Дед Мороз, или Рождественский Дед, чаще всего одет в халат красного цвета с красной же шапкой на голове. Реже встречались «деды» в голубом, белом, жёлтом и даже зелёном нарядах.
Что же до Снегурочки, то и её генеалогические корни также тянутся к истокам язычества. А явил её в новом образе на свет в 1873 году классик русской литературы Александр Островский, опубликовавший написанную им сказку.
Чуть позже, в 1882 году, появилась опера «Снегурочка» композитора Римского-Корсакова.
Благодаря этим произведениям сказочная Снегурочка стала удобным персонажем праздника, ведь ей теперь можно было поручить роль массовика-затейника и доверить раздачу подарков детям. Так что, если быть объективным, внучка Снегурочка почти на сорок лет старше своего деда.
Отмечу также, что в силу определённых обстоятельств поначалу эти сказочные персонажи были известны только в среде весьма образованной и «достаточной», то есть не бедной публики. Публика несколькими рангами ниже прекрасно обходилась и без них, а зачастую даже без рождественской ёлки.
И вот что ещё интересно: несмотря на уверения современных СМИ, что в нашей стране издавна праздновали день Святителя Николая и что именно в этот день детей одаривали сластями и подарками, подтверждения этому за тридцать лет изучения херсонских газет дореволюционного периода я так и не нашёл. Никаких намёков! Ну а подарки в старом Херсоне дарили главным образом на Рождество и Новый год, входивший в череду рождественских праздников.
С победой Октября в 1917 году и декретом совнаркома о переходе на европейское летоисчисление всё изменилось. Разница меж юлианским и григорианским календарями породила существенную путаницу. Теперь главным зимним праздником стал Новый год, а не Рождество, оказавшееся в хвосте праздников, что, впрочем, было и неудивительно в безбожной стране.
Новый год начинался с молитвы
По установившейся традиции, первый день нового года в дореволюционном Херсоне был совсем не похож на нынешние, когда большинство наших сограждан, отягощённых излишествами праздничной ночи, не в силах оторвать тяжёлую голову от подушки.
Начинался этот день в Херсоне с молитвы: «1 января 1900 г. в день Нового года литургию в Успенском соборе совершил преосвященный Мемнон, епископ Новомиргородский. По окончании в соборе владыка с духовенством всех городских церквей отслужил торжественный новогодний молебен с провозглашением многолетья императору Николаю Александровичу, императрицам, наследнику Михаилу Александровичу и всему царствующему дому», – писала херсонская газета «Югъ».
В этих же старых херсонских газетах можно отыскать подробности коллективного празднования Нового года: «В воскресенье 2 января в зале Назарова на Ришельевской улице состоялся вечер с ёлкой, устроенный владелицей типографии О. Д. Ходушиной для служащих типографии. Здесь были хозяева типографии, как и все служащие, начиная от управляющего и кончая магазинером и дворником с их семействами. Для детей были организованы танцы, по окончании которых около 8 ч. догоравшая ёлка была разобрана и всем присутствующим детям были розданы подарки, состоящие из письменных принадлежностей, тетрадей и лакомств.
Затем начался вечер для взрослых, открывшийся традиционным вальсом. Празднество посетил г. полицмейстер К. И. Бессонов, который поздравил хозяев и присутствующих с Новым годом и поднял тост за процветание промышленности и за всех тружеников печатного дела. Тост был покрыт тушем оркестра, после чего хор, организованный из наборщиков под руководством служащего в типографии, пропел “Боже, царя храни”. Вообще вечер отличался вполне семейным характером и произвел на всех собравшихся самое отрадное впечатление», – писала газета «Югъ» в 1900 году.
Интересно, что, несмотря на все уверения в более поздний советский период о существовании огромной пропасти меж хозяевами и работниками в дореволюционное время, подобные «семейные вечера», которые устраивали владельцы предприятий и «производившие отрадное впечатление», были в старом Херсоне совсем не в диковинку.
Да и работники не оставались в долгу, по крайней мере, до революционного 1917 года, когда всё было перевёрнуто с ног на голову. В дореволюционных газетах можно отыскать упоминания о добрых традициях обмена подарками между ними и владельцами. Со стороны работников чаще всего это была приобретённая в складчину икона.
К примеру, сообщение из «Юга», всё тот же 1900 год: «4 января служащие в Херсонской губернской типографии, во главе со смотрителем, преподнесли бывшему херсонскому вице-губернатору Е. Д. Маслову образ святого Николая-чудотворца, причём была сказана краткая напутственная речь. Маслов был тронут и благодарил за добрую память». Можно дополнить, что 1 января 1900 года бывший вице-губернатор был назначен Почётным опекуном Опекунского совета Ведомства Императрицы Марии Фёдоровны и отъезжал из Херсона на новую работу в Петербургское присутствие.
Из газет столетней давности известно, что и тогда период встречи Нового года был отмечен салютами и стрельбой, хотя и не столь громкой и интенсивной, как нынешняя новогодняя канонада.
С религиозными праздниками и обрядами было несколько сложнее: «Г. херсонский полицмейстер напоминает жителям города Херсона о том, чтобы не стрелять в городе и оставить обычай производить стрельбу во время рождественских праздников крещенского водосвятия и др. религиозных обрядов, тем более что уже были случаи несчастий с людьми от подобной стрельбы».
Пожалуй, подобное напоминание не лишним было бы и сейчас, чтобы радостный, весёлый праздник не оказался испорченным.