Пешком вдоль Почтовой… (часть пятая)
Наше путешествие по одной из старейших улиц Херсона, носящей ныне имя адмирала Ушакова, продолжается. В прошлом номере «СВ» мы рассказывали о пожарном депо, построенном и освящённом весной 1899 года на тогда ещё Почтовой улице. Спустя 11 лет по соседству с депо было возведено новое здание ночлежного приюта Фальц-Фейна
Сегодня речь пойдёт о городской электростанции, находившейся на месте, занимаемом с 1960 года кинотеатром «Украина» (в долго реконструировавшемся здании которого ныне уже заканчиваются отделочные работы).
Лет эдак около 200 назад, когда Ярмарочная площадь, прилепившаяся к улице Почтовой с восточной её стороны, напоминала лишь огромный заросший бурьяном пустырь, с западной стороны, в районе нынешнего бульвара Мирного, к Почтовой примыкала Канатная площадь. Само название Канатная говорит о том, что в далёкие времена начала строительства города здесь, на северной окраине Херсона, располагалось востребованное для оснащения такелажем строившихся на местных верфях судов канатное производство. До наших времён дошла книга «Заметки и воспоминания русской путешественницы по России в 1845 году», написанная и изданная писательницей, фрейлиной дочери императора Павла І и жены императора Николая І Олимпиады Петровны Шишкиной, в которой она упоминает канатный завод в Херсоне, которой ей довелось посетить: «Одно отделение, где вьют канаты, шириною двенадцать сажень (25 м), а длиною двести сорок (514 м), без малого полверсты, заслуживает особенного внимания. Я невольно остановилась в дверях, не видя противоположной стены и не понимая, как может держаться кровля на таком пространстве. Но здание, хотя деревянное, очень прочно, и никто в нём не помышляет об опасности. Внизу о четырёх лошадях машина, от которой вверху огромное колесо вертит один человек, а двенадцать прядут пеньку руками, обвёртывая их толстым сукном, чтобы не попадала кострига. В другом отделении на полу два отверстия: в одно бросают пряжу в огромный котёл с кипящей смолою, в другое она поднимается на машину, которая вмиг досуха выжимает её…».
В 1853 году Херсонский адмиралтейский канатный завод был переведён в Николаев. Его огромные помещения выкупила городская управа для расселения войск местного гарнизона. Однако к концу ХІХ века бывшие казармы были упразднены и снесены, а на их месте появились торговые рундуки, перекочевавшие сюда с Рыбной площади (нынешний Центральный рынок), граничившей с Канатной.
Мечты и реальность
С конца XIX века обыватели Херсона страстно мечтали о собственной электростанции, электрическом освещении и даже об «электрическом трамвае». Однако долгое время мечты оставались всего лишь мечтами. И даже не потому, что некому было претворить мечту в жизнь. Как раз претендентов на её осуществление хватало, и местных соотечественников, и иностранцев, предлагавших свои услуги на выгодных условиях. Дело было в ином –
у города не имелось достаточно средств. Тем не менее, довольно часто в местной газете «Югъ», издававшейся в Херсоне с 1898 года, появлялись заметки о соискателе концессии для строительства городской электрической станции, с подробными расчётами и обещанными выгодами. Горожане спорили друг с другом, подобно «пикейным жилетам» в романе И. Ильфа и Е. Петрова, с кем предпочтительней заключить контракт, но дело не двигалось. Наконец, после ожесточённых споров на уровне гласных городской думы и управы, «по блату» заключили контракт с бельгийским предпринимателем Максимилианом Рындзюнским, который свои обязательства перед городом не выполнил. Из-за чего город навсегда лишился воплощения мечты о собственном электрическом трамвае.
Прошло ещё 7 лет в поисках новых концессионеров, готовых «за бесплатно» облагодетельствовать Херсон электрической станцией. Но каждый предприниматель искал какую-то выгоду прежде всего для себя.
«Да будет свет»!
Пожалуй, ещё долгое время Херсон освещался бы тусклым светом закопчённых керосиновых ламп, если бы не гласный городской думы Пётр Иванович Соколов. Летом 1907 года он предложил городу заём в 250 тысяч рублей с ежегодным погашением в 15 тысяч рублей сроком на 37 лет. Причём средства для погашения займа должны были поступать на счета благотворительных обществ и служить на благо нуждающимся людям.
В августе 1907-го городская дума приняла предложение гласного Соколова и воспользовалась займом. Херсонскую электростанцию было решено возводить на Ярмарочной площади. Освящение участка и закладка фундамента электростанции состоялись 28 мая 1908 года.
Здание строили по проекту и под руководством городского архитектора Антона Сварика, как говорили в советское время, ударными темпами. К осени того же года была сделана самая важная часть работы – возведён корпус станции и залиты мощные фундаменты под двигатели.
Интересно, что впоследствии, в советское, а чуть позже и в наше время, фундаментные монолиты стали «камнем преткновения» для строителей, о чём я расскажу ниже. В ноябре 1908 года фирма Нобеля установила первый дизель-двигатель, а уже 15 декабря был выработан первый ток. Последний, третий дизель был введён в строй 5 июня 1909 года.
Первыми потребителями новой энергии стали госучреждения. Затем были освещены центральные улицы города, зажглись лампочки в домах состоятельных херсонцев. К началу 1910 года городская электростанция насчитывала уже 650 абонентов и хотя была рассчитана на 6400 ламп накаливания в 16 свечей, обслуживала 9000! К концу того же года количество подсоединённых точек достигло уже 13000 лампочек, и городская управа вынуждена была обратиться в городскую думу с докладом о запрещении подсоединения новых. Тогда подняли вопрос об увеличении мощности станции и подали заявку всё той же фирме Нобеля на установку более мощного двигателя, способного удовлетворить возрастающие «электрические» потребности жителей города.
Модернизированная электростанция снабжала город электричеством вплоть до начала Гражданской войны.
Городская электростанция после революции
Послереволюционный хаос и Гражданская война полностью разрушили систему электроснабжения города. Имущество электростанции было расхищено, оборудование выведено из строя. Лишь в конце 1923 года начались восстановительные работы.
В 1924 году реконструированная электростанция дала первую энергию городским учреждениям. В октябре того же года количество абонентов станции достигло 2300 человек. Дизельная электростанция в Херсоне работала до середины 1930-х годов, затем была остановлена и законсервирована, так как в строй вступила более мощная паротурбинная электростанция, построенная на берегу Днепра (ныне территория, занимаемая полиграффабрикой, проспект Ушакова, 1).
Очередная война вновь оставила Херсон без электроэнергии. Часть предприятий города были эвакуированы на Восток. Всё, что не смогли вывезти, испортили или уничтожили. Так что гитлеровцам, оккупировавшим Херсон, достались лишь нерабочее железо да опустевшие здания. Фашисты частично восстановили систему электроснабжения города. Конечно, не ради блага местного населения – электричество требовалось для собственных нужд. Когда же пришло им время оставить Херсон, в числе уничтоженных зданий и предприятий оказалось и здание электростанции.
В период послевоенного строительства города разрушенную электростанцию решили не восстанавливать, а освободить место, занятое ею, для широкого бульвара. Однако сделать это оказалось совсем не просто. «Камнем преткновения» стали массивные литые фундаменты для дизелей со стальными анкерами в руку толщиной. После долгих неудачных попыток их демонтажа, сорвавшего намеченные планы, пришлось вносить некоторые изменения в генеральный план развития города. Так, на месте бывшей городской электростанции был построен кинотеатр «Украина», скрывший под своей широкой «юбкой» бетонные препятствия. Согласно же первоначальному плану кинотеатр должен был быть расположен на проспекте адмирала Ушакова метров на двести южнее.
Спустя полсотни лет, в новом ХХІ веке, при частичном сносе здания кинотеатра строители вновь столкнулись с той же проблемой. Рассчитывали быстро закончить демонтаж здания в 2013 году, но пришлось значительным образом пересмотреть планы, так как даже современному мощному оборудованию «старички» были долгое время не по зубам.