Прямое водное сообщение Херсон – Киев
«Відкрилося наскрізне сполучення по Дніпру. 28 березня з Херсона до столиці Радянської України відправився пасажирський пароплав “Комсомол”. 29 березня з Києва в Херсон прибув пасажирський пароплав “Ф. Енгельс”, який 26 березня першим відкрив наскрізне судноплавство по Дніпру. Почалося щоденне пасажирське сполучення на лінії Херсон — Київ».
Херсонская газета «Наддніпрянська правда», март 1950 года.
Если быть точным, «сквозное» пассажирское сообщение Херсона с верховьями Днепра оказалось возможным ещё на исходе 1930-х годов, когда в эксплуатацию были приняты судовые шлюзы Днепровской гидроэлектростанции (ДнепроГЭС) – масштабной по тем временам и беспрецедентной стройки, затеянной в СССР. Грандиозная, практически вручную построенная плотина, перекрывшая реку, почти на 50 метров повысила уровень воды, скрыв таким образом смертельно опасные днепровские пороги, сотни лет служившие препятствием для судоходства в этих местах.
Первым пассажирским пароходом, преодолевшим теперь уже неопасную преграду, стал пароход «Софья Перовская». С этого момента открылась новая страница в истории судоходства по Днепру, в сотни раз увеличившая грузо-пассажирские перевозки и в значительной мере сократившая их стоимость.
Впрочем, триумф советской инженерной мысли, кстати, вполне заслуженно разделённый и иностранными специалистами, принимавшими в строительстве самое непосредственное участие, оказался слишком кратковременным. Виной всему стала грянувшая война.
18 августа 1941 года, в день, когда гитлеровские войска входили в Херсон, по указанию советского руководства было взорвано оборудование машинного зала гидроэлектростанции. Мощный взрыв разрушил и саму плотину в средней её части…
В период послевоенного строительства, в течение 1949–50 годов, это гигантское гидросооружение было восстановлено и вновь пущено в строй. Благодаря чему опять появилась возможность «сквозного» водного сообщения между Херсоном, Николаевом и городами, расположенными в Черноморском бассейне, с верховьями Днепра, в том числе и Киевом.
Что же касается пассажирского парохода «Фридрих Энгельс», который первым открыл послевоенное сообщение между Херсоном и столицей Украины Киевом, то это был построенный в 1900 году в Бельгии для Русского общества пароходства и торговли колёсный пароход. Первоначально он назывался «Кочубей». Более двух десятилетий под этим именем отработал пароход на местном Херсонско-Александровском (ныне Запорожье) маршруте, перевозя грузы и пассажиров.
В период смуты Гражданской войны, не попав в число судов, реквизированных для вооружённых сил, пароход успел поочерёдно побывать в руках белых, немцев, англо-французов, украинских войск и, наконец, красных, продолжая нести свою службу по перевозке пассажиров и грузов. Но так как, похоже, тяга к переименованиям – это признак любого нового времени, то после Гражданской войны, в советский период, судну пришлось сменить «фамилию».
В 1922 году в местной газете «Херсонский коммунар» появилась информация: «В ознаменование пятой годовщины Октябрьской революции переименовываются пароходы Нижнего Днепра и Южного Буга…». Далее следовал список старых и новых названий, среди которых был и «Кочубей», ставший теперь «Энгельсом».
Новые названия поистине отражали «дух» советского времени. Так, «Скорый», курсировавший меж Херсоном и Николаевом, в одночасье стал «Лениным». «Виктория» пароходства Кумана и Шевалды стала «Коминтерном». «Сестра», некогда принадлежавшая РОПиТ, – «Профинтерном». «Гетман» стал «Карлом Либкнехтом», а «Украинец» – «Свердловым»…
После капитального ремонта в 1924 году на заводе имени Коминтерна» (бывший Вадона) в Херсоне с началом навигации 1928 года «Энгельс» совершал ежедневные рейсы по старому маршруту Херсон – Александровск – Херсон.
Спустя ещё десяток лет «Энгельс» вырвался за пределы низовьев Днепра, запертого порогами, и оказался в числе первых пароходов, беспрепятственно миновавших опасные для судоходства места и открывших новый маршрут Херсон – Киев – Херсон.
В 1941 году пароход, осуществлявший эвакуацию пассажиров и грузов, не раз подвергался налётам гитлеровской авиации. Однако, на удивление, допотопному колёсному пароходу удавалось как-то обходиться наименьшими потерями. Но всё же в начале сентября того же года под Кременчугом «Энгельс» попал под массированный артиллерийский огонь врага и затонул…
В 1944 году, после освобождения Украины от фашистов, судно было поднято и отбуксировано для ремонта на интенсивно восстанавливаемый Киевский судостроительный завод. Спустя два года, в 1946-м, пароход, теперь уже под именем «Фридрих Энгельс», вновь был введён в эксплуатацию и продолжал работать сначала на киевских маршрутах. Затем, после восстановления шлюзов, возвратился в Херсон, где продолжал ходить по старому маршруту, о чём поведала своим читателям «Надднепрянка» в марте 1950 года.
Послевоенное восстановление судоходства на Днепре сделало эту отрасль наиболее мощной и рентабельной. По некоторым данным, рекой в тот период перевозили более 20 миллионов тонн грузов в год! Вполне реальная цифра, если учесть, что многие херсонцы помнят ещё, как тесно было на Днепре от судов различных размеров и предназначений.
В общей сложности более 60 лет жизнь парохода «Фридрих Энгельс» была связана с портом его приписки – Херсоном. Уже в начале 1970-х «старичок», отслуживший все сроки, вышел в отставку и был порезан на металл.