Немцы в Украине (часть вторая)
В прошлом номере «Субботнего выпуска» мы начали рассказ о заселении Юга Украины иностранцами – в частности немцами, прихожанами методистских протестантских церквей, подвергшимися гонениям на родине со стороны главенствовавшей римско-католической церкви. Ниже – окончание темы
Немцы в действующей армии
В русской армии честно исполняли свой долг и сражались против германских войск немало солдат и офицеров, имевших немецкие корни. На разорённом ныне старом кладбище в центре Херсона, носящем громкое название «мемориальное», из сотен существовавших сохранилось всего лишь несколько памятников периода Первой мировой войны.
Один из памятников установлен на могиле капитана пограничной стражи Михаила Ивановича Пфунта, уроженца Херсонской губернии, немца по происхождению, умершего от ран, полученных в бою 6 июля 1915 года.
Не сохранилась могила похороненного на этом кладбище в 1915 году подполковника 253-го пехотного Перекопского полка Михаила Павловича фон Брадке, впрочем, как и могилы многих других…
Переименование населённых пунктов
1915 год был отмечен также рядом государственных циркуляров по переименованию населённых пунктов и немецких колоний, носивших прежде германские названия. Херсонское губернское присутствие постаралось искоренить «историческую несправедливость» самым надлежащим образом.
Уже известный нам Страсбург превратился в Кучурган, Мангейм – в Барабу, Эльзас – в Щербинку, Лиенталь – в Беляры. Мариенфельд стал Лихолеткой, Кронау – Высокопольем, а Нейкронталь – Свистуновкой… К концу 1915 года на карте Херсонской губернии не осталось ни одного немецкого названия.
Стоит отметить, что кампания против местных немцев продолжалась около двух лет и только в начале 1917 года часть из них получила возможность возвратиться в места своего прежнего проживания, в сёла и колонии, носившие
уже иные названия.
Немцы в СССР
И всё же История – совершенно непредсказуемая дама, может повернуть и вспять…
После октябрьского переворота, в декабре 1917 года, большевиками была провозглашена «Декларация прав народов России», а после полной победы советской власти, со средины 1920-х, в СССР началась культурно-политическая кампания создания национально-территориальных районов и возрождения языков национальных меньшинств. Тогда-то вспомнили и о немцах, проживавших в Херсонской и Таврической губерниях.
Правда, к тому времени административно-территориальное деление страны претерпело некоторые изменения, и теперь несколько меньшая по площади бывшая Херсонская губерния стала называться Николаевской, а Херсон превратился всего лишь в уездный город. В 1923 году – новое административно-территориальное преобразование – разделение территорий губерний на округа, теперь Херсон стал уже окружным центром.
31 марта 1926 года было подписано постановление Всеукраинского центрального исполнительного комитета и Совнаркома УССР «Об образовании на территории Херсонского округа Высокопольского района с преобладающим немецким населением». На базе дореволюционных колоний планировалось расселить малоземельных немцев-земледельцев республики, в связи с чем на территории района в самом начале были созданы немецкие сельские советы Высокопольский, Озеровский, Григорьевский и Кочубеевский, чуть позднее – Орловский.
Район имени Фрица Геккерта
С приходом к власти в Германии Гитлера началась в январе 1933 года новая эпоха международных отношений. Преследуемые властью немецкие коммунисты находили помощь и защиту в лице советского государства. Одним из деятелей Коммунистической партии Германии, игравшим видную роль в профсоюзном движении, был член исполнительного бюро Профинтерна Фриц Геккерт. После ареста и гибели в 1933 году Эрнста Тельмана, продолжая активную борьбу с фашизмом, Геккерт стал одним из лидеров партии. Однако жёсткие репрессии со стороны властей вынудили его вскоре искать спасения в СССР.
В апреле 1936 года Фриц Геккерт умер и был похоронен на Красной площади у Кремлевской стены, а уже в мае было принято решение о переименовании Высокопольского района в район имени Фрица Геккерта. Впрочем, как оказалось, совсем ненадолго.
Ликвидация и депортация
Уже спустя два года, в 1938-м, отношение советского государства к своим гражданам немецкого происхождения испортилось, а дальнейшие события в Западной Европе стали финальным аккордом советской политики коренизации. Начался обратный процесс уничтожения национальной культуры. Ещё до начала Второй мировой войны, в марте 1939 года, постановлением ЦК КП(б)У немецкие национальные районы на юге Украины были ликвидированы.
С началом Великой Отечественной войны в 1941 году распоряжением советского правительства лица немецкой национальности были депортированы в глубь страны, зачастую в места глухие и необжитые.
Скажем, уроженец Херсона, художник Леонид Брюмер, наполовину француз, наполовину немец, как носитель немецкой фамилии был выслан в Павлоградскую область Казахстана. Городской житель – в неустроенность казахского степного села. Брюмер писал из ссылки в письме другу, художнику Георгию Курнакову в Херсон: «Высылали всех по национальности немцев, выслали и меня…». И позже, в начале 1950-х: «Переехать на родину в Херсон я смогу, когда будет разрешено. Я ведь сослан сюда как немец. Мне очень хотелось бы приехать в Херсон, работать с тобой. Устроить выставку, хорошо бы передвижную – в Николаеве, в Одессе, а потом и в Киеве».
Однако только через десяток лет после окончания войны, в 1955 году, с Брюмера и тысяч других ссыльных немцев был снят статус спецпереселенцев. Но даже и после этого немногие из них могли вернуться на прежнее своё место проживания.