Прогулка по Соборной (часть вторая)
В прошлом номере «СВ» мы начали наше виртуальное путешествие улицей Соборной и уже успели познакомиться с некоторыми её достопримечательностями. Это здание 1-й мужской гимназии, построенное в 1863 году, Успенский кафедральный собор – главный православный храм города, заложенный в 1786 году, и особняк итальянского и перуанского консула Анжело Анатра. Сегодня мы продолжаем путешествие по Соборной
150 лет херсонской фотографии
Как мы уже знаем, Соборная когда-то была главной улицей Херсона, а посему с ней связано много малоизвестных, однако, несомненно, ценных эпизодов городской истории. Скажем, взять привычную для нас фотографию, ставшую обыденным атрибутом современной жизни. Ныне уже никого не удивляет человек, прогуливающийся с фотоаппаратом по улице. Мало того, чтобы запечатлеть фото на память, теперь даже аппарата не надо, был бы хороший телефон с камерой. Но когда-то всё было совершенно иначе. Ещё полтора века назад любой фотопортрет, традиционно наклеенный на картонное паспарту, вызывал восхищение «своим сходством с оригиналом».
Официальным «днём рождения» техники фотографии в мире считают 1839 год. Однако для того, чтобы фотография прочно обосновалась в Херсоне, должно было пройти ещё не менее четверти века. Зачинателем этого дела в нашем городе стал будущий академик, основатель Петербургской артели художников живописец Пётр Алексеевич Крестоносцев (Волгин).
Ныне известно, что в начале 1860-х Крестоносцев преподавал рисование и черчение в одной из херсонских гимназий, а так как по натуре своей был творческой, любознательной личностью и проявлял интерес ко всем новинкам, связанным с искусством, то фотография его, несомненно, заинтересовала. Причём так, что примерно в 1866–67-х, то есть ровно 150 лет назад, постигший азы фотодела художник устроил в своей мастерской, находившейся в доме Войнарского на Соборной улице, первый в городе фотосалон и химическую лабораторию, где всерьёз стал заниматься фотоискусством. Впрочем, успевал при этом уделять время и живописи, о чём свидетельствует тот факт, что именно в 1866 году за портрет девицы Щербатовой и картину «Сборщик даяний на храм» Крестоносцев получил звание классного художника первой степени и спустя несколько лет – звание академика.
Первые фотографические портреты, выставленные в окнах мастерской художника, повергли херсонских обывателей в полный шок. Перед салоном художника, находившимся на многолюдной улице Херсона, всегда толпился народ. Те, кто мог себе позволить потратить «пятичницу» – бумажку в пять рублей (деньги по тем временам очень даже немалые), торопились этим воспользоваться и заказать свой портрет.
Интересно, что очень скоро практическим применением фотографии заинтересовалась местная полиция. Ведь если раньше во времена «словесного портрета» поиск и задержание преступников по описанию были крайне затруднительны, то теперь, с появлением в Херсоне фотолаборатории, работа сыска менялась коренным образом. Словом, местная полиция постаралась сделать всё возможное, чтобы подчинить детище Крестоносцева своему ведомству.
Спустя полгода по городу поползли слухи, что Крестоносцев сворачивает своё предприятие и продаёт фотографию губернской типографии. Слухи оказались правдивыми. Причём, согласно контракту, художник обязался обучить фотоделу двух прикомандированных к его ещё непроданному салону учеников.
В середине марта 1867 года в городе официально открылась губернская фотография. Поначалу она обслуживала лишь государственные учреждения, одним из которых было и полицейское управление Херсона.
К слову, к этому времени лишь в двух городах бывшей Российской империи – в Москве и Елисаветграде – полицейская служба использовала в розыскной работе фотографические карточки преступников. Херсонское полицейское управление стало третьим. Это уж потом, после Херсона, фотографические карточки освоил киевский сыск.
Первая Херсонская губернская фотография оказалась предприятием весьма успешным. Уже спустя год появилась возможность сделать её общедоступной. В 1868 году в газете «Херсонские губернские ведомости» появилось следующее объявление: «Желая сделать заведение общедоступным, Губернская фотография вошла в сношение с главным депо Санкт-Петербурга и получила от него новый прибор Дальмейера, химические продукты и другие принадлежности лучшего качества и в больших размерах, по самым дешёвым ценам, нашла возможным удешевить работы до следующих цен: фотография на чёрном фоне – 2 рубля, белом – 3 р. Под зеркальным лаком – 5 р. Карточки в два лица – 3 р. Портреты в целую пластинку – 3 р. Группы в целую пластинку (от 3 до 5 лиц): первая – 2 р., последующие –1 р. От 10 до 20 лиц: первая – 5 р., последующие – 1 р.».
Успех нового заведения подтолкнул предпринимателей к действию, и вскоре в Херсоне стали открываться новые фотосалоны. К началу ХХ века их количество достигло уже не менее двух десятков. Известный автор статей в журнале «Исторический вестник» – петербургский журналист Александр Фирсов, посетивший Херсон в 1905 году, отмечал: «Бросается в глаза существование в городе значительного числа фотографий и аптекарских магазинов. Очевидно, херсонцы любят лечиться и сниматься».
Наиболее известными херсонскими фотографами, чьи работы сохранились до наших дней в переживших революционные невзгоды семейных альбомах, были В. Берштейн, К. Герингер, О. Гершкевич, А. Заранкин, Л. Кофф, Б. Волковир, Г. Можаровский, М. Глоцер, Л. Раппепорт, Тираспольский и другие…
Гостиница «Европейская»
Одно из самых красивых зданий на Соборной – бывшая гостиница «Европейская» – спроектирована и построена в 1915 году херсонским архитектором Давидом Буцельманом. Красивое, несмотря на свою нынешнюю запущенность, здание с куполом и «живыми» скульптурами на карнизе, «с интересом» наблюдающими за проходящими внизу пешеходами, несомненно, притягивает взор и вот уже более века является настоящей жемчужиной улицы. Это здание входит в десятку наиболее красивых архитектурных сооружений старого Херсона.
В краткий период от освящения здания до революции 1917 года, изменившей жизнь в городе, «Европейская» заслужила стойкую популярность у «достаточных» постояльцев и статус лучшей гостиницы в Херсоне. С «Европейской» связан целый ряд ключевых моментов городской истории. Таких, как, скажем, пребывание в нашем городе румынского королевского двора.
В 1916 году, во время продолжавшейся империалистической войны, между Россией и Румынией было заключено соглашение о предоставлении румынской королевской семье, правительству и группе подданных убежища в случае, если положение на Румынском фронте окажется катастрофическим для соседней страны. Решением, высочайше утверждённым императором Николаем ІІ, таким убежищем должен был стать небольшой губернский Херсон.
Положение на фронте было явно предсказуемо, а посему уже в конце 1916 года в городе началась подготовка к приезду союзников. Обязательным постановлением городской управы для размещения румын были реквизированы лучшие помещения в городе, среди которых находилась и гостиница «Европейская», предназначенная для пребывания румынской королевской семьи и их приближённых.
Когда на Румынском фронте разразилась катастрофа, и бегство двора из страны стало неизбежным, основатель Аскании-Нова Фридрих Фальц-Фейн предложил королю Фердинанду І кров в своём имении. Однако румынская королевская семья в Херсон так и не приехала. Вместо них в августе 1917 года в город прибыл состав суда и канцелярия во главе с министром-сенатором Жатаржи и вице-президентом Кочиасом, которые разместились в королевских апартаментах гостиницы «Европейской».
За несколько месяцев в Херсон были эвакуированы несколько тысяч беженцев-румын, что серьёзным образом нарушило снабжение города продуктами и спровоцировало резкий скачок цен в тот сложный предреволюционный период.
Падение самодержавной власти в России осенью 1917 года породило борьбу за власть на местах, разрыв прежних обязательств и связей. Панические слухи о предательстве Румынии породили беспорядки в Херсоне и стычки меж румынами и коренным населением. Вскоре все офицеры-румыны, находившиеся в городе, были арестованы и заключены под стражу на пароходе, стоявшем на рейде напротив города, а солдаты заперты в казармах. Правительственные чиновники, проживавшие в «Европейской», ограничены в свободе передвижения. Следующим шагом по отношению к подданным соседней державы стала их высылка на родину.
Спустя несколько десятков лет, уже в период Второй мировой войны и оккупации Херсона немецко-фашистскими войсками, «Европейская» вновь оказалась в гуще событий. В сентябре 1941 года группа подпольщиков во главе с Емельяном Гирским провела акцию по уничтожению в ресторане гостиницы, находившемся на первом этаже здания, отдыхавших в нём фашистов. Сняв охрану у входа, партизаны забросали зал гранатами, уничтожив полтора десятка офицеров-оккупантов…
В наше время в здании гостиницы «Европейская» были ресторан «Херсон» и гостиница «1 Мая». У здания ныне есть владелец, который купил его в 2012 году. В его планах – реконструкция и создание отеля «нового поколения». Главное условие реконструкции – сохранение исторического фасада здания. Но денег на это нет. Поэтому здание находится
в ужасном аварийном состоянии…