«Рукопожатия отменяются раз и навсегда!»
Когда мы здороваемся, прощаемся или же поздравляем с чем-либо кого-то из знакомых или друзей, мы, не задумываясь, протягиваем им для рукопожатия свою руку
Пожалуй, никто уже толком не сможет объяснить, когда именно появился в обиходе человечества этот жест – жест открытости и добрых намерений. Сомнения вызывает и энциклопедическая трактовка, утверждающая, что рукопожатие появилось в рыцарские средневековые времена в качестве жеста, демонстрирующего, что в руках приветствующих друг друга нет оружия. Но ещё за несколько веков до Новой эры в настенных барельефах Греции и других среднеземноморских государств уже встречаются фигуры, пожимающие друг другу руки. Так что с полным основанием можно сказать, что этот всем знакомый жест зародился в глубокой древности и незримой нитью связывает нашу современность с ушедшими временами.
Вот только в нашей истории всего лишь чуть более ста лет назад случился период, когда жест этот попал в опалу и чуть не был запрещён во многих цивилизованных странах. И всё потому, что, как писали херсонские газеты, «рукопожатия не гигиеничны, не эстетичны и опасны».
Впрочем, про опасность передачи инфекции при рукопожатии в Херсоне знали уже давно, ведь практически ежегодно повторявшиеся болезни «грязных рук» собирали в городе богатый «урожай». Да и «заморская» гостья – холера, также передающаяся контактным путём, была в Херсоне совсем не редкостью. Скажем, в начале июля 1910 года газета «Родной край» сообщала: «Холера на хуторах и в Херсоне. С начала эпидемии зарегистрированы в городе 124 человека. Выздоровели 58, умерли 63. Хутора: заболевших 7, выздоровели 4, умерли 3. Тюрьма: заболели 4, умер 1». И это был ещё не финал эпидемии, которая, обычно начавшись в знойном июне, сходила на нет лишь в прохладном сентябре. Конечно, любая болезнь – не подарок, а уж эта-то – и подавно. Посему каждый защищался от неё как мог.
Понятно, первым средством профилактики и защиты организма для нашего человека во все времена было спиртное. Считалось, что лучший результат в этом случае даёт «перцовка», то есть водка, настоянная на красном перце. Тот же «Родной край» констатировал факт использования сего «лекарства» в период холерной эпидемии в городе: «В связи с холерой в каждой почти лавке стоит на столике графин с перцовкой. На вопрос – что в графине? – ответ: холерное лекарство. А для чего стаканчик разных размеров? А для того, у кого только начало холеры, наливаем маленький за пятачок. А кому уже очень недужится, и за 15 наливаем».
В начале ХХ века в газетах в период эпидемии начали появляться рекомендации врачей, подсказывавшие несведущему населению, как уберечься от заражения. Конечно, в первую очередь большое значение придавалось опять-таки чистоте рук. Эти рекомендации и стали основой общественного движения за отмену рукопожатий. Правда, в отличие от старушки Европы и Америки, подобные мероприятия в бывшей империи проходили достаточно вяло, если не считать периодически вспыхивавшую полемику на страницах газет.
Кому уж точно послужили во благо медицинские рекомендации, так это шустрым местным торговцам парфюмерией, строившим на этом рекламу своего товара. Вот один из образчиков такой рекламы периода разгула холеры в Херсоне: «Во время холерной эпидемии не пустой забавой является привычка душить руки и платок. Духи бронируют руки при прикосновении с заражёнными предметами, а платок, смоченный духами, является батареей, грозящей бациллам и вибрионам. Поэтому врачи рекомендуют в холерное время ходить во всеоружии целебных свойств духов, которые являются самым приятным и лёгким видом дезинфекции».
Поднятый медиками и прессой вопрос об отмене традиционных рукопожатий на полном серьёзе обсуждался на высшем уровне, ему были посвящены лекции и даже медицинский съезд, прошедший в Санкт-Петербурге в начале лета 1910-го.
Впрочем, лет за 15–20 до съезда этот вопрос уже поднимался и обсуждался на страницах толстых медицинских журналов в Германии. Причём уже тогда все участвовавшие в обсуждениях немецкие и иностранные медики сходились во мнениях – единогласно голосовали за отмену рукопожатий и советовали перейти на иной способ приветствий друг друга.
В других европейских странах, в том числе и в Англии, вопрос этот также обсуждали, что, впрочем, не касалось высших аристократических кругов. В них, по утверждениям херсонского «Родного края», «обычая снимать перчатки при приветствии не существует, так как каждый джентльмен сознаёт, что никому особого удовольствия жать голую руку, часто влажную от испарины, не доставляет…» . По словам той же газеты, в Англии, стране укоренившихся старинных традиций, аристократические круги придумали новую форму приветствия: «Во многих клубах члены уже не жмут друг другу руки, а ограничиваются тем, что при входе в общую залу трясут искусственно сделанную руку из металла, приделанную возле дверей. Бронзовая рука изображает руку всего общества. Человек, который жмёт эту руку, тем самым исполняет долг вежливости по отношению ко всем членам клуба…».
В бывшей Российской империи новых традиций не выдумывали, а лишь констатировали факты. «Жара способствует расширению пор нашего тела, последние представляют собой как бы губку, которая всасывает в себя всякие нечистоты. Мы не говорим о накожных болезнях, которые могут быть переданы при всяком случае…» – сообщал херсонцам «Родной край». Впрочем, констатацией фактов тогда всё и закончилось.
Новый виток борьбы с рукопожатием пришёлся на 1918 год, когда страна рухнула в пучину Гражданской войны. Развал экономики, всеобщее обнищание, голод и болезни господствовали на всей территории бывшей богатой империи. Ко всем уже давно знакомым эпидемиям добавились «испанка» (более известная нам ныне как грипп), унёсшая многие тысячи жизней, и чесотка, передающаяся чаще всего именно через рукопожатие. Посему жизнь в новой советской стране началась с отмены рукопожатий.
Плакаты, гласившие «Рукопожатия отменяются», висели на стенах советских учреждений и в общественных местах аж до начала 1930 года. Упоминания об эпизодах этой борьбы можно встретить в произведениях советских классиков, творивших в те времена. Скажем, Илья Ильф и Евгений Петров с присущим им сарказмом заявляли в фельетоне «Мать»: «Если полная отмена рукопожатий есть некий перегиб, то уж рукопожатия с мерзавцами можно отменить безболезненно». В тон им вторит и Михаил Булгаков: «Рукопожатия отменяются раз и навсегда…».
Но полностью искоренить привычные рукопожатия не получилось вплоть до нынешнего времени. Впрочем, на этом ещё рано ставить точку.Совсем недавно британские учёные опубликовали в American Journal of Infection Control результаты своих исследований, подтверждающие, что при рукопожатии от человека к человеку передаётся гораздо больше бактерий, чем при других видах приветствия. А различные новые мутирующие формы бактерий делают рукопожатия весьма опасным способом выражения своей приязни. Похоже, вскоре человечество вновь обратится к решению этой так и не решённой проблемы.