СССР до коммунизма «не дотянул» и Америку не догнал…
15 апреля исполнилось 125 лет со дня рождения Никиты Хрущёва
Чем определяется мудрость государственного деятеля высшего ранга? Пожалуй, только успехами экономики страны, ростом благосостояния людей и стабильностью добрососедских отношений во внешней политике. Хотя, конечно, бывает всё не так уж однозначно и просто. Особенно по прошествии длительного отрезка времени, когда ключевые в прошлом события становятся всего лишь эпизодами далёкой истории. Так и с Никитой Сергеевичем Хрущёвым, видным политическим деятелем советского государства, с 1953-го по 1964 год занимавшим пост Первого секретаря ЦК КПСС, а с 1958-го по тот же судьбоносный 1964-й – ещё и пост Председателя Совета Министров СССР, всё было отнюдь не просто.
Приход к власти
В жёсткие годы правления «отца народов» Никита Сергеевич занимал последовательно высокие посты на иерархических вершинах политической и государственной власти, в том числе с 1938-го по 1949 годы пост Первого секретаря ЦК КП Украины, однако никогда всерьёз не рассматривался как будущий преемник Сталина. В этом-то и состояла его стратегия – для всех быть «своим в доску хлопцем», глубоко скрывающим своё участие в политических интригах. И конечно же, взлетел на высшую ступень государственной власти Никита Сергеевич не без поддержки своих сторонников, сваливших и быстро расстрелявших «за измену родине» министра внутренних дел Лаврентия Берию, а также отодвинувших на «второй план» другого претендента на пост главы государства, фактически руководившего страной с марта 1953 года, – Георгия Маленкова. 7 сентября 1953 года на пленуме ЦК Хрущёв был избран Первым секретарем ЦК КПСС.
Холодная «оттепель» с запахом пороха
Стоит отметить, серьёзные изменения как во внешней, так и внутренней политике государства с приходом к власти Хрущёва не заставили себя долго ждать. В первую очередь, это касалось сокращения репрессивных мер, амнистии для многих политических заключённых, в связи с чем некоторые исторические источники называют новый государственный курс того времени «хрущёвской оттепелью». Хотя «оттепель» эта носила скорее эпизодический характер, так как не распространялась на жёсткую антирелигиозную кампанию и травлю «инакомыслящих» представителей творческой интеллигенции, не вписывающихся в рамки идей «социалистического реализма».
Новая политика ЦК, недавно ещё «боготворившая» Сталина, а ныне под руководством Хрущёва взявшая курс на развенчание культа личности и всеобщую десталинизацию, поначалу вызвала недоумение в странах, избравших с помощью СССР социалистический путь развития. Чуть позднее это привело к разрыву с коммунистическими режимами Китая и Албании и как следствие – к вооружённым конфликтам на Дальнем Востоке.
А ещё на время правления Хрущёва приходится подавление силою оружия венгерского восстания 1956 года, кровавые события на всесоюзной комсомольской стройке в Темиртау в 1959-м и расстрел забастовки рабочих в Новочеркасске в 1962 году.
Не слишком тёплой складывалась «оттепель» и в отношениях с США, даже несмотря на дружественный визит Никиты Сергеевича в Америку в сентябре 1959 года и намеченный на середину 1960-го ответный визит президента Эйзенхауэра в Москву. Накануне визита американского президента 1 мая 1960 года под Свердловском был сбит самолёт-разведчик, пилотируемый лётчиком Пауэрсом, после чего отношения двух стран окончательно испортились и едва не переросли в Третью мировую войну в период ракетного противостояния – так называемого Карибского кризиса, в 1962 году.
Кстати, 1962 год был отмечен ещё и мало известным эпизодом в голландско-индонезийском конфликте, в котором советские моряки, в том числе и подводники, участвовали в форме и под видом моряков индонезийского флота…
«На пути к Коммунизму – перегнать Америку…»
И всё же (несмотря на балансирование на грани войны и мира), судя по советским газетам, в хрущёвский период в стране явственно видны позитивные достижения. Например, в жилищном строительстве, в котором в середине 1950–1960-х годов отмечался настоящий бум. Панельные и кирпичные трёх- и пятиэтажные дома росли по всей стране, как грибы.
Ха, «хрущёвки» – тоже мне дома! – скажет кто-то. И будет неправ. Спустя всего лишь 15 лет после тяжёлой и разрушительной войны каждый такой построенный дом воплощал в жизнь мечты советских граждан об отдельном благоустроенном жилье. А каждая бесплатная квартира была поистине желанным подарком от государства.
Были и иные достойные достижения, скажем, успехи в покорении космоса и в частичном решении достаточно амбициозных планов развития сельского хозяйства. Это позволило великому авантюристу Хрущёву укрепиться в мысли о быстрой победе коммунизма в отдельно взятой стране.
Никита Сергеевич Хрущёв, выдвинувший в качестве жизненного тезиса ленинско-сталинскую идею «догнать и перегнать», превратил её в главную государственную цель. Весь смысл этого авантюрного политического плана сводился к тому, чтобы в течение ближайшего десятилетия «перегнать» Америку по всем экономическим показателям и уже к 1980 году построить коммунизм. Похоже, на первый взгляд, что-то действительно удавалось.
Только факты
Не стану приводить внушительные цифры общесоюзных достижений, отмечу лишь некоторые факты, относящиеся к нашему городу и описанные в подшивках газеты «Надднепрянская правда».
1955 год. Херсон. Ул. Старостина. Открыта больница на сорок койко-мест. Продолжается строительство самого крупного в Европе текстильного комбината, первая очередь которого уже приступила к выпуску продукции. Ведутся работы на Каховской ГЭС. Пущен в строй завод по производству силикатного кирпича.
В 1954–55 г. г. сданы в эксплуатацию транспортный мост через реку Кошевую и железнодорожный мост, связавший Правобережье Днепра с Крымом. Налажено железнодорожное сообщение.
За несколько месяцев 1955 года только Херсонским стройтрестом № 45 сданы в эксплуатацию 10 новых домов, общей площадью 6700 м кв.
К январю 1955 года консервный комбинат выпустил 261 миллион банок консервов.
Продолжаются работы по газификации городских домов, которую обязуются завершить к 1958 году.
Зелёное хозяйство горкоммунотдела получило первый урожай цитрусовых, выращенных в своих теплицах.
Херсонский лесхоз высадил в плавнях на площади 150 гектаров саженцы вербы, дуба, ясеня.
Аэропорт Херсона. Авиасообщение с Москвой, Львовом, Адлером, Минводами, Одессой, Ждановом, Ростовом, Киевом, а также с районными центрами области.
Ко Дню Конституции сдано в эксплуатацию новое четырёхэтажное здание школы № 30.
Декабрь 1955 года был отмечен началом строительных работ по возведению городского театра…
Период расцвета.год 1960-й
Не менее интенсивным в плане строительства был и 1960-й год.
В этом году был сдан в эксплуатацию первый панельный многоквартирный (48 квартир) дом на улице Железнодорожной. Осенью того же года государственная комиссия приняла самый большой на то время в Херсоне 128-квартирный дом, построенный по новой технологии из крупных инкерманских блоков на площади Свободы. На первом этаже здания разместились кафе-автомат, аптека, художественный салон и давно ожидаемый всеми городскими книголюбами магазин Дом книги.
На полгода раньше здесь же на площади был открыт первый в городе широкоэкранный кинотеатр «Украина», который построили на месте взорванной фашистами в 1944 году городской дизель-электростанции. Два зала кинотеатра общей вместимостью 850 зрителей стали великолепным подарком горожанам, в то время не искушённым телевидением.
Кроме «Украины», на Жилпосёлке летом того же года начал действовать широкоэкранный кинотеатр «Искра» – самый большой в городе. Единственный зал «Искры» был рассчитан на 800 зрителей. Тогда же, в 1960-м, в переоборудованном здании старой синагоги на улице Суворова был открыт город-ской планетарий с лекционным залом на 200 зрительских мест. Его создали в большей степени как важное сред-ство для борьбы с религией.
К 1960-му на пустыре в районе строившегося хлопчатобумажного комбината появился комплекс зданий комбинатовского медгородка. А на улице Перекопской был торжественно заложен первый камень в фундамент будущего Дворца культуры текстильщиков.
Даже нашим особо уважаемым в знойные летние дни пляжем – Гидропарком – мы обязаны 1960-му!
В 1960-м была введена в эксплуатацию первая троллейбусная линия от железнодорожного вокзала до Перекопской с конечной остановкой в районе улицы Хороводной (ныне – улица Героя Советского Союза Николая Субботы). Шесть новеньких троллейбусов стали серьёзным подспорьем 82-м автобусам, курсировавшим по городу.
Днепровская вода идёт в Крым
Особым событием для Херсонщины и Таврии в целом стало строительство Северо-Крымского канала. Вот как вспоминает об этом херсонец, бывший техник-фотограф «Укрводстроя» Александр Анищенко: «Спустя 2,5 года после начала строи-тельных работ 17 октября 1963 года состоялось торжественное событие: днепровская вода пошла в степной Крым. На границе Херсонской и Крымской областей, в том месте, где Северо-Крымский канал прорезал знаменитое фортификационное сооружение Турецкий вал, при многотысячном стечении народа состоялись праздничные торжества. Путь воде в уже построенной и принятой госкомиссией, но ещё “сухой” крымской части канала преграждала высокая земляная дамба. Накануне дня открытия канала сапёры заложили в дамбу мощный заряд взрывчатки, которая в нужный момент должна была разрушить преграду и открыть свободный путь воде в Крым. Ждали высоких гостей и соответствующего приказа.
Часов в 11–12 в сопровождении свиты и в окружении руководителей Крыма, а также представителей южных областей Украины, в том числе и Херсонщины, главной виновницы торжества, появился 1-й секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв…
К тому времени, когда началось строительство крупнейшей в Европе водной артерии для снабжения Крыма днепровской водой, Таврия и степной Крым представляли собой довольно неприглядную картину: выжженные солнцем унылые степи и крымское предгорье, испещрённые сетью грунтовых дорог, пыльных летом и практически непроходимых зимой, редкие и неухоженные населённые пункты, в которых, казалось, и жизнь, и время давно остановились. Помню, ещё в начале 1960-х годов родственники сообщали в письмах из Крыма о том, как тяжело и голодно было здесь жить.
Только благодаря строительству канала в этих местах начались серьёзные изменения. Одновременно с сооружением водной магистрали строили добротное и современное по тем временам асфальтированное шоссе, связавшее южные области страны с Крымом. Вдоль шоссе протянули линии электропередачи, тем самым обеспечив электроэнергией самые глухие и забытые крымские поселения.
Строительство канала было одной из грандиознейших строек послевоенного периода. На его сооружении работали десятки тысяч людей и тысячи единиц техники, которой, впрочем, всегда не хватало. На трассе канала можно было встретить и гужевой транспорт, и списанные, переделанные народными умельцами танки Т-34, над которыми вместо пушечного ствола возвышались стрелы кранов-подъёмников.
Кстати, работы по сооружению одной из ветвей Северо-Крымского канала начинали ещё до Великой Отечественной войны. Уже провели частичную выборку земли, а тут – война. Продолжили работу лишь через 15–16 лет…
Ценный подарок или обуза?
Что же касается утверждений, что однажды в 1954-м, в перерыве между двумя стаканами коньяка, щедрой своею рукой Никита Сергеевич взял да и подарил благодатный российский Крым Украине, стоит, пожалуй, прислушаться к разумному разъяснению Сергея Хрущёва, сына Никиты Сергеевича, учёного, ныне проживающего в США, которое опубликовал в «Комсомольской правде» в марте прошлого года журналист Александр Гамов: «В пятилетнем плане развития СССР на 1950–1955-й годы было предусмотрено строительство Каховской гидроэлектростанции на Украине. ГЭС построили. Предполагалось, что водохранилище будет заполнено водой к 1957-му году. И в следующей пятилетке, в 1956–1960-м, для этих целей запланировали сооружение Южно-Украинского (в Донбассе) и Северо-Крымского каналов.
Уже в конце 1953-го Госплан СССР прикидывал, как всё это будет строиться. С Южно-Украинским каналом вопросов никаких не было –он должен был пройти по территории Украины. А с Северо-Крымским возникли проблемы. Потому что часть этого канала относилась к Крыму, то есть находилась под юрисдикцией России. Это могло вызвать в ходе строительства бюрократические неувязки: разные организации различного подчинения, даже разные республиканские правительства.
И вот для того, чтобы этого не возникало, появилась идея подчинить Крым Украине. Потому что передать большой кусок Украины РСФСР было невозможно.
Когда Никита Сергеевич и другие руководители рассматривали этот вопрос, они пришли к выводу, что это разумно. А как раз приближалась знаменательная дата – в феврале 1954-го готовились отпраздновать 300-летие воссоединения Украины с Россией. Ну и тогда договорились: давайте приурочим переподчинение Крыма к этому знаменательному событию…»
Бесславный финал
За 11 лет пребывания Хрущёва у власти наряду с кажущимся газетным благополучием в истории страны было нечто, «остававшееся за кадром»: неудавшаяся кукурузная эпопея, несъедобный хлеб, погубленные целинные земли, непомерные налогообложения частных хозяйств и очередной голод, заставивший правительство жертвовать золотым запасом страны для покупки зерна -за рубежом.
В октябре 1964 года Пленум ЦК КПСС, созванный в отсутствие отдыхавшего в Пицунде Хрущёва, освободил его от обязанностей главы государства и Первого секретаря ЦК компартии. Причём, как стало известно гораздо позднее, некоторые бывшие соратники Никиты Сергеевича предлагали его физическое устранение в организованной спецслужбами транспортной катастрофе. Однако всё же решили ограничиться мирными методами. Так закончилась ещё одна страница в истории советского государства, в которую Хрущёв вошёл как единственный руководитель СССР, смещённый со своего поста ещё при жизни.
Александр ЗАХАРОВ
В тему
На фото вверху – херсонская пятиэтажка под № 21 по улице 40 лет Октября. В 1962-м, если не ошибаюсь, году маме, на то время уже с десяток лет отработавшей в поликлинике ХСЗ, судозавод выделил однокомнатную квартиру № 15 на пятом этаже этого дома. Плоская крыша была залита битумом. Летом в квартире – прекрасно помню! – под 40 градусов. Ерунда, маме и папе было чуть больше 30-ти, и это было просто счастье – отдельная квартира после многих лет совместной жизни с отцовскими родителями в многоквартирном дворе «старого» Херсона. Отдельная квартира – да ещё с титаном! Это была такая цилиндрическая дровяная печка, которая высилась в малюсеньком сан-узле между унитазом (!) и ванной (!). Закончились еженедельные походы в общественную баню на Ришельевской (так тогда по старинке коренные херсонцы называли улицу Октябрьской революции). Закончились походы в общественный туалет, где нередко лимит времени грубо превышал бывший фронтовик Алексей Ильич, засиживавшийся там с «Правдой» в руках и вонючей самокруткой в зубах – из самолично выращенного им за заборчиком в палисадничке злющего табака-самосада. А тут тебе персональный унитаз: когда хочешь – тогда и садись, философствуй без посторонней конкуренции. Да ещё и под романтическое гудение пламени в титане. С дровишками помогал тот же родной судозавод, они хранились в подвале под зданием – у каждой квартиры свой!
Таким вот позитивом запомнилась мне, почти 10-летнему тогда пацану, хрущёвская эпоха. Хотя помню и негатив. В маленьком угловом гастрономе на площади Свободы, невдалеке от моей «тридцатки» (сейчас это гимназия № 6) я с папой и мамой выстаивали длиннющую очередь, чтобы купить 3 булочки из белой муки. Это были «сайки» по 6 копеек, их продавали только по одной в руки. При Хрущёве очень много белого хлеба вывозили «кубинским товарищам» в обмен на тростниковый сахар. А вся наша страна в основном поедала тёмный кукурузный хлеб, и очень многие, в том числе и юный тогда автор этих строк, страдали метеоризмом. Буквально через день-другой после свержения Хрущёва все гастрономы были буквально завалены белым хлебом: бери – не хочу. А я тогда (не в школе, понятно) выучил «неофициальный» стишок на мотив «официальной» песни «Куба – любовь моя»:
«Куба, отдай наш хлеб,
Куба, возьми свой сахар,
Куба, Хрущёва у нас уже нет!
Куба, иди ты на …!»
Валерий БОЯНЖУ
1 декабря 1962 года, посетив выставку художников-авангардистов в Манеже, Хрущёв рвал и метал: «Выставка – говно, художники – пидорасы!» Одного из них – скульптора Эрнста Неизвестного – Никита Сергеевич обозвал в лицо «говном собачьим».
На фото: на могиле Никиты Хрущёва установлен нестандартный, авангардистский чёрно-белый памятник работы… Эрнста Неизвестного.