Старый Херсон и «нечестный люд»… (часть вторая)
«Домушники», «карманщицы», «напёрсточники» и «непрошеные гости»
Случалось, не было покоя блюстителям порядка от тёмных личностей и дома: «В ночь на сие число из квартиры старшего городового Портовой части Ивана Пляки неизвестно кем похищен казённый револьвер с 7-ю боевыми патронами». Если уж «неизвестно кто» умудряется хозяйничать в квартире аж старшего городового, то что тут можно говорить о квартирах простых городских обывателей! Недаром ведь сам полицмейстер обращался с просьбой ко всем домовладельцам, выезжавшим из своих жилищ на долгое время, чтобы те неизменно ставили в известность постового городового, так как «дверные замки не являются надёжной защитой от воров».
А ещё он же просил отказаться от многолетней практики при выезде из квартиры на длительное время летом забеливать известью оконные стекла (чтобы не выцветала мягкая мебель и не выгорали обои). По таким окнам домушники точно могли определить, что хозяева отсутствуют. Хотя незваные гости вполне могли нанести визит и в присутствии жильцов.
Однажды херсонский «Родной край» повеселил обывателей курьёзной историей, произошедшей в соседней Одессе. Обидевшаяся на своего гуляку-мужа засыпавшая в одиночестве на семейном ложе супруга, услышав за окном шорох и думая, что это вернулся супруг, закричала сквозь сон: «Можешь лезть в окно, а двери я тебе не открою». Получив «приглашение», вор-домушник не заставил себя долго ждать… Так что когда под утро муж вернулся от карточного стола, квартира была освобождена от всего самого ценного…
Или вот уже херсонская история: «Маленький мальчишка на крыльце чужого дома искал что-то со спичками. Возвращавшийся домой хозяин случайно при свете спички увидел осколок, похожий на его фарфоровую кассу. Войдя в дом, он первым делом бросился к кассе, которой точно не оказалось. Хозяин бросился на улицу, но воришки на крыльце уже не было…».
Молодые, да ранние не отставали от старших и опытных любителей чужой собственности. Долгое время в Херсоне успешно работала шайка малолетних воришек-карманников, состоявшая из девочек юного возраста, а возглавляла её 12-летняя Фроська Кивелева. «Карманщицы» благополучно очищали карманы простаков-крестьян на Привозе, Рыбном базаре и Алешковской пристани, не гнушались обирать пьяных завсегдатаев трактиров, да и вообще тянули всё, что плохо лежит, конкурируя с шайками местных пацанов, орудовавших на рынках, в трактирах и кабаках.
Вообще, рынок как-будто нарочно был создан для «лёгкого заработка». Здесь можно было подсунуть ошарашенной дешевизной сделки скупой дамочке под видом первоклассного отреза ткани кусок гнилой дерюги, «выудить» из кармана подвыпившего мастерового его кровный заработок или же наказать картами чрезмерно азартного обывателя, обыграв его до последней нитки.
На местных рынках под видом разносчиков мелкого товара действовали хорошо организованные шайки «картёжников» и «напёрсточников». Особо доверчивых обывателей местные шарлатаны заманивали лёгким выигрышем в напёрсток – игру, известную и в наше время. Только тогда, в отличие от современных пластмассовых одноразовых стаканчиков, играли настоящими напёрстками, гоняя по столу обыкновенную горошину или зёрнышко перца.
Известный херсонской полиции аферист Доменко выходил на базар с пряничным лотком и предлагал публике выиграть пряник, угадав, под каким из трёх напёрстков спрятана горошина чёрного перца. Подельники его, затесавшиеся в толпу под видом зевак, предлагали игру на деньги. Постепенно к ним присоединялись проявляющие интерес. Финал игры понятен… При приближении городового атрибуты игры мгновенно исчезали в карманах базарных «мазуриков», а сами шарлатаны смешивались с толпой базарного люда.
Стражи порядка, преследовавшие всяческие «проявления азартных игр в неположенных местах», были просто бессильны бороться с этим злом. «Привлекаются к ответственности за игру в карты на Рыбном базаре…» – обычно такой заголовок в городских газетах предварял список всё же застуканных за запретной игрой. После недолгой отсидки, а чаще штрафа, карточные шулеры вновь приступали к любимому делу. И всё возвращалось на круги своя…
Конечно, в Херсоне начала ХХ века было немало других шаек, иногда имевших свою достаточно «узкую» специализацию, как, скажем, «непрошеные свадебные гости», сочетавшие «приятное с полезным». Являвшиеся обычно в самый разгар веселья, они смешивались с подвыпившей толпой гостей и под шум разудалого гульбища спокойно очищали карманы от ценностей: «2 февраля в 3-й полицейской части злоумышленники забрались в помещение, где проходило веселье. Потушили все огни и среди наступившего всеобщего мрака и сумятицы стащили со столов всё, что попадалось под руки… Другой случай имел место в палатке. Гости отплясывали под звуки музыки, а “гастролеры”, обнявшись с ними, опорожнили их карманы…»
Базарные дельцы и шарлатаны
Помимо «картёжно-напёрсточной» братии, на базарах действовали шайки перекупщиков-шарлатанов, чьи действия также попадали на страницы газетной криминальной хроники. Ещё на подступах к городу перекупщики останавливали крестьянские возы, за бесценок оптом скупали весь товар и умело перекладывали его на свои телеги. Причём если это были дрова, то 4–5 купленных возов превращались в 6–7. Специалисты знали, как увеличить объём поленницы, укладывая дрова сучками в середину или же оставляя её пустой. С овсом, пшеницей, ячменём поступали так же, подкладывая под зерно полову и солому. В возы с сеном для большего веса укладывали камни. Перекупщики-единоличники скупали продукцию непосредственно на базарах. Причём действовали так же нахально, как и их более крутые собратья. Для начала, собравшись в группки по несколько человек, «обхаивали» товар жертвы, а затем без проблем забирали его за копейки у обескураженного крестьянина.
Конечно, всё это в дальнейшем сказывалось на рыночных ценах. А посему херсонское руководство вынуждено было регулировать эту проблему изданием определённых документов. Так, ещё в начале ХХ века полицмейстер издал по-становление: не допускать перекупщиков к закупке жизненно важных продуктов у сельчан и производителей с открытия базара до 10 часов утра и с 17 часов до закрытия. Были и такие дельцы, которые через трактирных
и ресторанных служителей скупали за копейки спитый чай, то есть чайную заварку, уже бывшую в употреблении. Потом её сушили, придавали товарный вид, фасовали и вновь продавали – в основном сельским жителям, соблазняя их низкой ценой.
Не менее интересна газетная информация о «лже-виноделах» из села Основа – родины виноделия на Херсонщине. Некоторые недобросовестные крестьяне подрывали авторитет профессионалов, напропалую торгуя «днепровской водой»: «Жители Основы придумали примитивный способ выделки вина – днепровская вода настаивается на дрожжах, приправляется известным количеством сахара и эссенции – и вино готово. Этот способ позволяет продавать вино по баснословно дешёвой цене 60 копеек ведро».
А как вам появившиеся в начале ХХ века на просторах Херсонщины китайские врачеватели? Одетые в экзотические одеяния, с неподражаемыми восточными манерами, они путешествовали по сёлам в качестве «зубных врачей» и путём только им известных пассов и постукиваний палочками извлекали из зубов пациентов каких-то белых червячков, а из их карманов – политые крестьянским потом медяки.
«Кидалы» и «подкидчики»
Нередко в городе появлялись сбытчики мнимых кладов, торговавшие археологическими подделками. Причём иной раз они были сделаны настолько искусно, что на подделки попадались даже известные археологи. Так, приобретённый немецким археологом через херсонских «посредников» драгоценный скифский меч, якобы найденный в местном кургане, долгое время являлся жемчужиной музейной коллекции. Впоследствии было установлено, что это всего лишь искусная подделка. Подделкой оказался и золотой шлем скифского царя Сайтоферна, найденный якобы на Херсонщине и купленный Лувром за 200 тысяч франков.
Конечно, такие высококачественные фальшивки изготовляли для особых афер. Местных же любителей кладов «разводили», особо не церемонясь. Так, в 1912 году в Херсоне задержали крупную группу шарлатанов, предлагавших заезжим крестьянам около тысячи «золотых» монет из старинного клада. На поверку же вышло, что это старые медяки.
Были свои «умельцы» и в среде городских торговцев, подделывавших маркировку на обуви и выдававших второсортные галоши за последний писк моды: «В магазине Мельмана полицией 1-й части обнаружен штамп с поддельной печатью, которым он производил поддельные знаки фирм на галошах. Эти клейма он ставил на галошах 2-го сорта и продавал вместо 1-го». Что поделать, если торговцы несли убытки из-за таких «умельцев»!
Нередко в городских газетах появлялись заметки вроде: «В одном из ящиков, полученных владельцем магазина из Петербурга, вместо обуви находился огромный камень». Или же: «Приёмщик агентства, взвешивая ящик, обратил внимание на несоответствие размеров ящика с количеством заявленного груза, вследствие чего заподозрил мошенничество, подтвердившееся при дальнейшем расследовании, обнаружившем вместо чая песок».
Случались «разводы» и более утончённые. К примеру, распространение билетов несуществующих лотерей или продажа «магнетических писем». Такое письмо представляло собой небольшой лист, на его чёрном фоне размещали три розовых пятна, а под ними подпись: «Положить три пальца левой руки на розовые кружки и держать так две минуты. Если розовые кружки почернеют, то производящее опыт лицо находится в нормальном состоянии. Наоборот, если цвет кружков не изменится, следует как можно скорее посоветоваться с опытным врачом относительно состояния своих умственных способностей». По-видимому, в момент распространения этих листовок очереди к врачам-психиатрам неизменно возрастали, так как «магнетические письма» пользовались среди обывателей повышенной популярностью.
Совсем не новым изобретением нынешних криминальных элементов является подбрасывание под ноги кошелька с крупной суммой денег. И в те времена стоило только жертве повестись на «предложение», как она неизменно лишалась своих кровных средств.
Нищие
Говоря о шарлатанах и кидалах,нельзя обойти и такую социальную группу, как нищие. С этой древнейшей профессией пытались бороться, однако профессиональное нищенство живо до сих пор. Не помогли даже строгие указы, запрещавшие давать подаяние попрошайкам под страхом физиче-ского наказания. Как следовало из отчёта Российского МВД, в начале ХХ века сословие нищих делилось на три основные категории:
1. Нищие по необходимости: слепые, калеки, погорельцы.
2. Нищие пропойцы-бесполезные, не способные для работы.
3. Профессионалы.
Херсонская газета «Югъ» писала в1899 году: «Профессиональное нищенство – ремесло лёгкое и выгодное. Группа из 2–3 человек подъезжает к селу, оставляет воз и идёт под окна, притворяясь слепыми, хромыми, выдумывая разные несчастья, при случае крадут».
Нищенствовали порой целыми деревнями! С весны до осени крестьянин с семьёй занимался сельхозработами, а по окончании оставляли хозяйство под присмотр родственников, а сами нищенствовали. Как говорили в то время, «работал на рукопротяжной фабрике». Причём «нищенский» заработок в иные годы оказывался гораздо выше заработка фабричного или заводского рабочего. К началу посевных работ такие «временнонищие» возвращались домой. Иногда херсонские газеты того периода публиковали любопытную информацию о нищих-профессионалах: «Село Ковердяки Херсонской губернии. Жители этого села живут сравнительно недурно и почти сплошь занимаются нищенством. Девочек посылают учиться нищенству, чем они собирают себе приданое. Не умеющую притворяться и собирать денег неохотно берут замуж… Богатый человек нанимает 3–4 хороших нищих, выдаёт им жалование на год вперёд, а выручка – его… Многие, имея дом, лошадь, корову, идут в урожайные губернии нищенствовать… Главная причина этого явления – отсутствие сознания, что руку протягивать стыдно».