Херсон – город нескучный (часть вторая)
В прошлом номере «Гривны» мы начали рассказ о нашем городе, который для заезжих путешественников, посетивших Херсон в конце XIX – начале ХХ веков, отчего-то казался унылым и скучным. Похоже, это было лишь предвзятое мнение «столичных штучек», пролетавших город на одном дыхании, не ведавших жизни Херсона изнутри
Вообще, пожалуй, стоит отметить, что в те далёкие времена наш Херсон видел немало путешественников самых различных мастей. То есть даже несмотря на неблагосклонность некоторых сторонних наблюдателей, столица губернии всё же пользовалась у путешественников популярностью, в первую очередь – благодаря памятникам истории.
Вот что писал в газете «Родной край» в начале ХХ века один такой «благосклонный» турист, посетивший город: «При осмотре Херсона меня поразило то обстоятельство, что не все города могли бы похвастаться такой цельной сохранившейся группой памятников и зданий, относящихся по времени возникновения к одной определённой эпохе, значительной и памятной не только для истории Херсона, но и всей страны. Я в данном случае говорю о постройках
в крепости, морских казармах, памятниках около крепостного собора, памятниках Потёмкину, Говарду и о самом Екатерининском соборе. В Екатерининском соборе имеются два образа, принадлежащих кисти одного из первых русских живописцев – известного Боровиковского, изображающие св. Екатерину и св. Георгия».
Наверняка этому путешественнику, отыскавшему в южном городе интересовавшую его изюминку, Херсон скучным точно не показался, а ведь он не вспомнил в своей публикации ещё и археологический музей, считавшийся в те далёкие времена одним из лучших музеев, причём не только в империи. Познакомиться с его экспозицией приезжали светила науки из других стран.
Пешком за две тысячи вёрст
Это сейчас современные туристы передвигаются чаще всего на различных транспортных средствах, а тогда роскошь сия была доступна лишь единицам. Большая же часть путешественников маршировала «на своих двоих», даже такие официальные лица, как сотрудник латвийской газеты «Лат веетис» Андерсон, посетивший Херсон в начале ХХ века.Репортёр задался целью обойти европейскую часть империи пешком с целью создания достойного имиджа своему периодическому изданию публикацией серии репортажей с маршрута. В дороге Андерсон знакомился с жизнью населения сёл и городов, делал массу фотографий и отправлял готовый материал почтой в адрес редакции. А там уже с нетерпением ждали, чтобы представить в очередном номере репортаж путешественника с продолжением и комментариями.
В Херсоне путешественник оказался тёплой погожей осенью 1901 года и гостил около недели, прочитал несколько лекций с рассказами о своих путешествиях в Народном доме. Стоит отметить, что подобные лекции с отчётом о путешествиях херсонцам были уже не в новинку и собирали достаточно много разношерстной публики, желавшей узнать что-то новенькое.
Дальнейший путь из Херсона Андерсон держал в Екатеринослав, а конечным пунктом путешествия должна была стать Либава (ныне Лиепая), в которую он планировал возвратиться к концу октября 1901 года, преодолев при этом 2 тысячи 300 верст.
Авто и вело-путешественники
Кроме пеших, в начале ХХ века на просторах страны стали появляться путешественники-велосипедисты и даже автомобилисты, хотя последних было ещё мало. В то время авто чаще использовались как городской и прогулочный вид транспорта.
Отправиться в соседний город вёрст за сто в начале прошлого века мог решиться разве что любитель крупных авантюр, да и то не один, а с «бортмехаником» да с запасом горючего, набором инструментов, которого вполне хватило бы для работы небольшой слесарной мастерской, и кучей запчастей.
Первым путешественником, посетившим Херсон в 1901 году на автомобиле, следует считать Николая Леонтовича (с 1909 года – городской голова Николаева), который в компании приятеля и неизменного механика проехал расстояние в 60 вёрст за три часа! В то время как современные авто преодолевают расстояние меж Херсоном и Николаевом менее чем за час, правда, при условии, что дорога находится в хорошем состоянии.Ныне нам кажется смешной подобная скорость, да и крайнюю ненадёжность первых автотранспортных средств передвижения нам уже сложно представить. Однако всё так и было.
В 1910 году местная газета «Родной край» сообщала об автопробеге по маршруту Одесса – Николаев – Херсон пяти автомобилей одесского кружка автомобилистов: «Выехали из Одессы в 8 ч. 30 мин., прибыли в Николаев за 3 часа 18 мин. За исключением двух лопнувших шин, никаких поломок не произошло, все 400 вёрст шли замечательно ровно, а местами и поразительно регулярно».
«Замечательно ровно» и «поразительно регулярно» – однако! Подобные эпитеты никак не вяжутся с состоянием дорожного полотна современных дорог.
Херсонская элита обзавелась личными автомашинами немного позднее Одессы и Николаева (по некоторым сведениям – в 1903 году), но автопутешественники из соседних городов в гости к нам нечасто, да всё же заглядывали. Другое дело – велосипед, который ещё с конца XIX века начал своё победное шествие по империи. Газета «Югъ» сохранила для истории посещение Херсона велопутешественником-фотографом Гейне, который получил разрешение от МВД «на произведение съёмок в городах по ходу следования». Средства на пропитание во время путешествия Гейне зарабатывал посредством всё той же фотокамеры, делая на заказ фотопортреты для сельских жителей.
Путешественники международного класса
В 1909 году в Херсоне несколько дней находился и также выступал с лекцией в зале Народной аудитории известный путешественник Николов, который более 10 лет странствовал по государствам Азии и Африки.
Не часто, но всё же бывали в Херсоне и кругосветные путешественники. К примеру, 25 мая 1911 года город посетил шведский мореплаватель, совершавший кругосветное путешествие на маленькой шлюпке. Нелёгкий путь он проделал вследствие заключённого пари на приличную сумму и уже приближался к конечной цели своего маршрута, направляясь вверх по Днепру, а затем по Балтийскому морю к родным берегам Швеции.
Буквально спустя пару дней после отъезда «плавучего шведа», в начале июня, в Херсон прибыли румынские путешественники – братья Константин и Василий Ионеско, студенты, заключившие пари в 40 тысяч франков, согласно которому должны были за 6 лет пешком совершить кругосветное путешествие. По оговорённым правилам, путешественникам разрешалось пользоваться только пароходами.
На момент пребывания в Херсоне братья странствовали по миру уже порядка четырёх лет. Не имея средств для путешествия и пропитания, по прибытии в город братья тотчас давали в местной газете стандартную (так как совершенно не говорили по-русски) заметку о своём путешествии и отправлялись в Городское собрание, где продавали свои фотопортреты за приличные деньги любопытной публике. Херсонская публика охотно раскупала фото братьев-туристов и даже жертвовала студентам некоторые суммы, вполне достаточные для продолжения путешествия.
Неудачный полёт
Благодаря местной прессе известно по крайней мере об одном неудавшемся путешествии по марш-руту Одесса – Херсон на… воздушном шаре. В районе Днепро-Бугского лимана путешественников, членов одесского аэроклуба, летевших в Херсон, застал штормовой ветер, который понёс шар в открытое море. К тому же оболочка сферы не выдержала ветра и получила серьёзные повреждения. Шар стал падать…Практически в последний момент в быстро сгущавшихся сумерках аэронавты заметили огни судна. Невероятными усилиями, проявив все свои навыки пилотажа, воздушные путешественники буквально свалились на палубу коммерческого парохода, спешившего из Одессы в Херсон. Им удалось не только спастись самим, но и сохранить весьма дорогой воздушный шар. Благодаря попутному судну их путешествие таки закончилось в Херсоне. Ничего, что попали они в него не так, как планировали. Главное – всё завершилось благополучно.
Восторженные путешественники
Была в те далёкие времена и ещё одна категория путешественников – школьники из глубинки, из отдалённых от Херсона сёл. Дети в сопровождении учителя на наёмных подводах, случалось, по несколько дней добирались до губернского города, чтобы посетить главную херсонскую достопримечательность – местный археологический музей и услышать разъяснения его хранителя Виктора Гошкевича. Это была обычная практика, когда в дни каникул учителя, причём нередко практически за свой счёт, устраивали детям подобные путешествия. И ничего, что добираться до большого города приходилось с проблемами. Несмотря на усталость, неудобства и тряску в крестьянских возах на разбитых дорогах, дети меньше всего попадали в разряд «неблагосклонных» путешественников, радуясь всему необычному и ещё неизведанному, встречавшемуся на их пути, всё воспринимая с наивным восторгом.
Правда, в пути случалось всякое… Так, местный «Югъ» однажды опубликовал на своих страницах заметку о злоключениях группы школьников из глубинки, у которых на постоялом дворе в Херсоне стащили весь наличный капитал – целых 5 рублей! Растерянная учительница просто не знала, что ей делать с десятком попавших в беду школьников. На счастье, городские коллеги устроили группку сельских путешественников на ночлег в пустовавшей по случаю каникул классной комнате одной из городских гимназий и организовали для них бесплатный чай.
Когда же о происшествии узнал городской голова, то без промедления выдал бедолагам из собственного кармана всю похищенную вором сумму и угостил детей обедом. Так что отдых юных путешественников далее ничем уже не был омрачён.