Кораблекрушение на реке Рвач
«Летопись кораблекрушений не знала такого ужаса. 26 июня 1910 года пароход «Вампоа» в час ночи врезался в пароход «Ловкий». Удар пришелся в паровое отделение, оба парохода было обдано паром. Через четверть часа «Ловкий» затонул».
Газета «Южная Русь»,за 28 июня 1910 года
Капитан парохода «Ловкий» М. В. Панов в своем донесении позднее сообщал: «В 12 часов ночи мы вышли из Херсона в Николаев. Будучи в пути один час, мной был замечен идущий навстречу пароход, придерживающийся правого берега реки Рвач. На расстоянии одной версты с парохода «Ловкий» были даны два свистка и с правой стороны над зеленым отличительным огнем была открыта сигнальная лампочка. Со встречного парохода был слышен один свисток. Продолжая держать сигнальную лампочку в целях подтвердить, что я иду влево и направления менять не буду, я с встречного парохода никакого сигнала не получил. Считая, что поданный мной сигнал принят на пароходе, я продолжил идти прежним курсом. Уже на близком расстоянии пароход «Вампоа» взял резко вправо, я же распорядился изменить курс еще левее, идя вблизи берега. Встречный пароход взял еще правее и столкновение стало неизбежным».
На «Ловком» была остановлена машина. После чего последовала команда «полный назад». Пароход «Вампоа» врезался в правый борт. Сила удара была настолько велика, что «Вампоа» своим форштевнем врезался до середины корпуса «Ловкого». Машина на «Ловком» остановилась, погасло электричество. Когда «Вампоа» отошел назад, вода хлынула в корпус «Ловкого». Пароход, переломившись, быстро погрузился в воду. Глубина реки на месте крушения составляла около 8 метров. С «Вампоа» были спущены шлюпки. Пассажиры III класса, располагавшиеся возле котлов, получили ожоги от пара. Из судового экипажа погибли механик Боровский, кочегары Соколов и Проценко, утонул помощник врача Арсирия. Среди пассажиров «Ловкого» преимущественно были николаевцы, торгующие на херсонском базаре фруктами и овощами.
Около 8 часов утра из Херсона прибыл пароход «Потешный», на котором находились агент Российского пароходного общества, начальник херсонского порта князь Максутов, чины портовой полиции. Были произведены первоначальные опросы свидетелей крушения.
В дальнейшем следствием было установлено, что во время крушения погибли 22 пассажира. Из пострадавших, которые были доставлены в больницы Херсона, умерли 17 человек. В протоколах херсонского портового управления значилось, что в момент столкновения капитана парохода «Вампоа» Г. Грота на мостике не было. Движением парохода управлял правительственный лоцман. По факту кораблекрушения было возбуждено уголовное дело, а следствие затянулось на несколько лет.
Через некоторое время после трагедии газета «Голос Одессы» сообщала о том, что в момент столкновения капитан «Ловкого» был пьян и спал в своей каюте. Однако следствие опровергло эти подозрения и доказало, что капитан I разряда Митрофан Панов честно выполнял свои служебные обязанности. Обвинять правительственного лоцмана и капитана парохода «Вампоа» было как-то не с руки. Потому виновных в гибели людей не оказалось. Все эксперты сошлись на том, что правила движения пароходов в ночное время были несовершенны и требовали многих уточнений.
Теги: кораблекрушение, пароход, флот