ХЕРСОНУ — 235: как все начиналось
Приезжающим в Херсон туристам очень нравится наш город, расположенный на берегу такой красивой и огромной реки. Но херсонцы могут выйти к берегу в трех местах по улице Коммунаров, проспекту Ушакова и в парке Славы.
Во время строительства Херсонской крепости стал вопрос, где разместить военно-строительные войска и население, которое также участвует в строительстве крепости. Первый проект города Херсона составлен еще во время строительства крепости, и центр города сохранился там же, где был изначально. С левой стороны крепости был построен военный форштадт, улицы были прямыми и широкими, там «осели» низшие чины со своими семьями. Позднее ниже по течению Днепра начал строиться купеческий район. Там строились высший военный состав, купечество и колонисты всевозможных наций. Купеческий район строили по европейским образцам: где были широкие дороги, оставлялись большие площади для строительства общественных зданий и учреждений. На этих площадях строили храмы, рынки, парки и скверы. При этом все улицы, выходящие к Днепру, были открыты для населения. Набережная тянулась от Кузней (совр. площадь Корабелов) до Цыганской слободки. В некоторых местах вдоль Набережной были пристани, но вид набережной от этого не страдал, так как, по проекту, на всей территории Набережной проходила широкая зеленая зона. Правда, одно время там была грязь, на месте которой со временем построили гранитную мостовую. Территорию, запланированную под Набережную, не застраивали и, по мере поступления бюджетных денег, она становилась все лучше.
Херсонский порт находился в Днепровском лимане под прикрытием малой парусной и гребной флотилии: это место называлось Глубокой пристанью. Порт находился между селами Софиевка и Широкой Балкой, туда заходили крупнотоннажные корабли, и уже оттуда мелкими судами и парусниками грузы развозились по разным пристаням Херсона и на Главную Адмиральскую пристань. В Глубокой пристани дооснащались военные корабли, отправляемые в Севастополь.
В 1784 году Екатерина II своим Указом предоставила Херсону, Севастополю и Феодосии право на вольную торговлю. В честь этого события, на Петербургском монетном дворе была отчеканена серебряная медаль. На монете с одной стороны были высечены три герба этих городов, а над гербами — торговый знак, с другой стороны — барельеф Екатерины II.
За 10 лет со дня основания в Херсоне были построены свыше 2 300 домов, 50 купеческих лавок, 10 церквей, а жителей было более 18 тысяч человек.
С приходом к власти сына Екатерины II Павла I Херсон попал в немилость. Павел старался уничтожить все, что сделали Г.Потемкин и Екатерина, потому город стал терять свое значение. Со временем Адмиралтейство было перенесено в Николаев, а торговый порт постепенно умер из-за плохой проходимости судов по старому каналу. А Павел I не дал денег на завершение строительства Херсонского порта.
Купечество быстро сориентировалось, переведя грузоперевозки в Одесский порт. Впрочем, как бы не мешали Херсону — он все-таки развивался благодаря своему месторасположению: город построен на крупной реке, в самом устье Днепра. Жизнь постоянно вносила свои поправки в пользу нашего города. После того, как из Херсона перенесли строительство военных кораблей, местные корабельщики начали строить торговые суда.
В 1811 году Херсонские судостроители и судохозяева ходатайствовали от имени Херсонского мореходного общества о различных привилегиях для каботажа на юге России и для постройки судов. Позднее Указом от 4 июня 1830 года было отпущено 150 тысяч рублей из казны в контору Херсонской купеческой верфи и даровано льготы судам. В 1831 году в Херсоне была открыта Купеческая верфь.
В 1902 году, согласно Указу Сената от 3 июня 1902 года, открыто управление Херсонским портом. Управление руководило строительством портовых сооружений и оснащением торгового порта в Херсоне. С этого момента херсонский порт больше не закрывался. Через Днепровский лиман был прорыт глубоководный канал. И теперь крупнотоннажные пароходы могли беспрепятственно проходить в Херсонский порт. В тоже время перед входом в Днепр знаменитым инженером Шуховым были построены 2 Херсонских маяка. Один из них является самым высоким маяком на Черноморском побережье (Аджигольский).
С приходом советской власти все пристани на набережной были конфискованы и объединены в единый закрытый комплекс под названием «Торговый порт». Все это было загорожено высоким забором, и были перекрыты все улицы к Днепру-от ул. Коммунаров до Ушакова. При постройке паротурбины, которая давала электричество городу, ул. Ушакова стала полностью отделенной от Днепра. В 1941 году, при отступлении, матросы Дунайской флотилии турбину взорвали. Это место в 1953 году смогли расчистить от развалин паротурбины и открыть вид на Днепр с улицы Ушакова. В 1932 году на берегу Днепра был построен крупнейший на Украине элеватор, который также занял огромную территорию Херсонской набережной. До войны также были построены 2 консервных завода: им. Сталина и консервный комбинат им. 8 марта. И Днепр был открыт для граждан только на Цыганской слободке и Военном форштадте и по улице Коммунаров, где находилась посадочная пристань Херсон-Одесса.
Этот произвол продолжался уже и в центре Херсона. Были перекрыты улицы Декабристов и вокруг Привозной церкви застроили Привозной базар — теперь он не существует. Улица Михайловича перекрыта дважды: между Комсомольской и Суворовской. Возле польского костела была живописная площадь — теперь её нет. Сегодня есть возможность открыть проезд по ул. Михайловича — от Комсомольской до Ленина, однако этого не происходит.
Также перекрыта ул. 21 Января, между Богородицкой (Ленина) и Дзержинского.
Беспредел продолжают и сами жители нашего города, которые не придерживаются «красной линии» на наших улицах. Без всякого разрешения загораживают пешеходные дорожки и ставят заборы до тротуара дороги, и школьникам приходится ходить по проезжей части, рискуя попасть под машину. Живой пример — ул. Декабристов, между ул. Михайловича и Шолом-Алейхема. Ученики рядом стоящей школы №14 вынуждены ходить по проезжей части.
Не пора ли взяться и оштрафовать любителей перекрывать пешеходные дорожки и заставить их вернуть городу в восстановленном виде?
Житель города, живущий по ул. Михайловича д.7, совсем обнаглел. Он отгородил дом Сенявина (Малый таврический дворец), в котором жили вице-губернатор Калагиоргий и его супруга, дочь Екатерины II Елизавета Темкина, двухметровым кирпичным забором. А дом стоит на государственном учете. На кирпичный забор у него хватило денег, а поштукатурить и побелить стены — денег у него нет.
Городские власти недавно покрыли крышу и купол этого здания новыми железными листами, выделив на это деньги, которых не так много.
Никакие новые проекты нас не спасут, если мы сами не будем делать хоть что-нибудь для своих домов.
По генеральному плану развития города, сегодня хотят реконструировать наш Херсонский порт. Почему бы не построить порт на пустом месте, на лимане, где он и находился при Потемкине. На новом месте, с теми деньгами, которые предполагаются для реконструкции порта, можно построить порт, оснащенный всеми новыми технологиями. И не придется уничтожать плавни на левом берегу Днепра. Плюс к этому не нужно будет чистить глубоководные каналы для прохода крупных тоннажных судов и реконструировать старый, давно выросший из своих «коротких штанишек» Херсонский порт. А Херсон получит желаемый выход к Днепру и новый с большей перспективой на будущее расцвет порта. Если убрать из Херсона только один порт или перенести в другое место, то Херсон приобретет совершенно другой вид.
Пора нашим архитекторам дать карту, на которой будут нанесены исторические и архитектурные места нашего города. Тогда они не будут говорить: «не знали, что сносят». Однако, почему-то наши архитекторы не хотят в старом центре строить дома, которые бы гармонировали и дополняли друг друга. И, таким образом, город не терял бы свое лицо.
Есть у нас единичные примеры красивой застройки в старом районе, но почему-то им не дают возможности строить свои дома.
Сегодня идет под снос здание Первого Адмиралтейства на Черноморском флоте. Хотелось бы спасти это здание, так как там работали Потемкин, Ушаков и все адмиралы Черноморского флота. Неужели у нас в городе так много памятников истории 18 века?! А на этом месте кто-то хочет построить 5-этажный дом. Строй рядом с ним и обыграй его так, чтобы гармонировало с Первым Адмиралтейством, но не ломай его! Ведь в этом здании можно было сделать что-нибудь для туристов…
По ул. Октябрьской революции находится еще одно из уникальнейших зданий нашего города, которое дожило до наших дней с конца 18 века, — дом Фалеева — ближайшего друга и соратника Григорий Потемкина, который стал первым отечественным инвестором военного судостроения в Российской империи. Статский советник, инженер, директор днепровских порогов.
В 1871 году он построил в Херсоне первое торговое судно «Борисфен». Николаевцы поставили ему памятник, и больше у них ничего нет в память об этом человеке. А у нас в Херсоне сохранилось здание, в котором он жил. И мы не можем его сохранить.
Может, у нас найдется свой современный меценат и спасет это здание. Ведь херсонцы любят свой город, несмотря на то, в какой партии они находятся. У нашего города есть перспектива стать не только туристическим, но и, по возможности, восстановить нашу промышленность. Пора нам всем понять, что мы все херсонцы, а не враги друг другу, и пора помочь городу встать на ноги, а не шельмовать друг-друга и ставить палки в колеса тем, кто сделал для города хоть что-нибудь!
К статье о подземных ходах могу с уверенностью сказать, что под новым зданием ТРЦ «Суворовский» подземных ходов нет, а то, что случился обвал, — вина дорожников, которые не утрамбовали вдоль Спартаковского переулка почву под асфальтом.
Жителям Парижа конца 19 века категорически не нравилась только что выстроенная Эйфелева башня. Конструкцию характеризовали как «бесполезную и чудовищную». А сегодня она — главная достопримечательность Парижа.
Все херсонцы надеются, что при обсуждении нового проекта генерального плана развития Херсона все подойдут к этому с творческой стороны, чтобы помочь нашему городу стать наравне с лучшими городами Украины и мира. Ведь любили наш город не только наши предки-херсонцы, но и другие иностранные города. Такие, как Марсель, например, до сих пор сохранил на своей карте название улиц Херсонская и площадь Херсон. Марсель был первым городом-побратимом города Херсона и первые 16 торговых кораблей пришли в херсонский порт из Марселя.
Сергей Макаров