Еще раз о Василии Ивановиче
Нет, очередного анекдота о Чапаеве не будет. Да и речь пойдёт не о герое повести Д. Фурманова и фильма братьев Васильевых, а о его прототипе Василии Ивановиче Чепаеве. Здесь не опечатка: это буква «е». Под этой фамилией он был записан в метрических книгах Чебоксарской Вознесенской церкви в 1887 году, а также при бракосочетании в 1909 году.
И в документах, написанных лично, везде стоит подпись «Чепаев». На открытом в 1932 году памятнике (город Самара) стояла надпись «Чепаев», которая позже была изменена на «Чапаев».
Переименовал Василия Ивановича Д. Фурманов, который в повести использовал художественный вымысел, Произведение было издано небольшим тиражом, и замена букв прошла незамеченной.
С выходом на экран в 1934 году фильма «Чапаев» литературный герой и его прототип стали одним лицом — Чапаев. Почему? Ответ находим в газете «Правда» от 21.XI. 1934 года:
«… Картина «Чапаев» перерастает в явление политическое». Отсюда все, связанное с Чепаевым, было переделано под легендарного героя гражданской войны — Чапаева.
Это предисловие было лишь уточнением настоящей фамилии комдива 25-й стрелковой дивизии, а темой рассказа будет пересечение линии его жизни с нашим городом.
А дело было так…
Как положено было раньше, отслужив «действительную», молодой Чепаев женился на работнице кондитерской фабрики Пелагее Никаноровне Метлиной (город Балаково Саратовской области).
К началу Первой мировой войны Василий был отцом троих детей, но несмотря на это его мобилизовали.
В 1915 году после тяжелого ранения и последующего лечения Чепаев получил краткосрочный отпуск. Но радость встречи с семьей была омрачена: дома его не ждали — жена ушла к другому. Не дожидаясь конца отпуска, Василий возвращается на фронт.
Семейный раскол ошеломил его. Он замкнулся в себе, стал нелюдимым. К опасностям фронтовой жизни относился с холодным, даже вызывающим безразличием. Порой казалось, что он сам ищет смерть.
После второго ранения в 1916 году Чепаева для лечения направили в Херсонский военный госпиталь, который, по разным источникам, находился то ли в помещении Народного дома (улица Перекопская, 7), то ли в больнице водников (проспект Ушакова).
Угрюмый и молчаливый фельдфебель, полный Георгиевский кавалер, привлек внимание санитарки госпиталя Марфы Апиной. Да и она приглянулась Чепаеву. Измена супруги не сделала его женоненавистником. А лекарство от старой любви — новая любовь.
Между Апиной и Чепаевым завязались теплые взаимоотношения, перешедшие в любовь. Но радость от обретения друг друга длилась недолго. Для продолжения лечения Василия направляют в Саратов. Незадолго до отъезда в одном из херсонских фотосалонов (вероятно, у М. Глоцера по улице Потемкинской в доме Фальц-Фейна) Чепаев сфотографировался в военной форме, со всеми наградами и кавалерийским карабином. Как память о себе он подарил эту фотографию Апиной.
Возможно, сложилась бы семейная жизнь Василия с Марфой, если бы не война, разлучившая их, и революция, забравшая его жизнь.
Умер Василий Иванович Чепаев в 1919 году от ран на пристани города Лбищенска Уральской области. Более 40 лет хранила Марфа Семеновна фотографию, на которой был запечатлен её Василий, ставший позднее «легендарным героем гражданской войны».
Только уже будучи в преклонном возрасте, в 1959 году, она рассталась с фотографией, передав её в Центральный музей Вооруженных сил СССР.