Украинская оперная дива впервые запела в Херсоне
В предвоенные годы не было на оперной сцене Украины певицы, которая по популярности могла бы сравниться с ней, обладавшей уникальным талантом. Её мощный по силе, кристально чистый, самобытного тембра голос специалисты сравнивали с голосами лучших певиц мирового уровня. Первыми, кто по достоинству оценил голос Оксаны Петрусенко, стали херсонцы
У дочери чернорабочего и домработницы, родившейся в 1900 году, уже в возрасте пяти лет проявились музыкальный слух и необычно звонкий голосок. А в десять лет она освоила свой первый музыкальный инструмент — гитару. Тогда же благодаря старенькому учителю пения и словесности Севастопольской гимназии Оксана выучила нотную грамоту. Повзрослев, девушка решила посвятить себя пению и выбрала Херсонский музыкально-драматический театр, который в те времена считался одним из лучших в Украине. Одного она не учла: был уже ноябрь, а это значит, что труппа укомплектована и давно начался театральный сезон. Но желание Оксаны стать профессиональной певицей было настолько сильным, что она уговорила музыкального руководителя театра Петра Павловича Бойченко прослушать её. Его до глубины души поразили тембр, а особенно сила голоса девушки. И он в тот же день зачислил её в состав труппы. И уже в конце 1918 года на афишах в числе других исполнителей появилось новое имя — Оксана Бородавкина. А после премьеры имя поющей актрисы не сходило с уст театральной богемы Херсона.
Музрука херсонского театра очаровал не только талант Оксаны, но и ее женственность. Вскоре она стала его женой.
В будущем обаятельная и талантливая певица пользовалась успехом у власть имущих и даже самого «отца всех народов» — Сталина. В марте 1936 года проходила Декада украинского искусства в Москве. После торжественного приема шести ведущих украинских артистов в Кремле, Сталин подарил Оксане свою фотографию с дарственной надписью: «Товарищу Оксане от Сталина».
В начале октября 1939 года на центральной площади Львова Оксана должна была исполнить новую песню Давида Покрасса и Василия Лебедева-Кумача «Украина, моя Украина» в сопровождении духового оркестра. Организаторы выступления для помпезности пригласили… ещё один духовой оркестр. Но голос певицы перекрыл звучание удвоенного оркестра. А пела Оксана «вживую», без звукоусиливающей аппаратуры.
Естественно, что такая певица не могла долго задержаться в Херсоне. Вскоре Оксана переезжает в Киев, где начинается головокружительный взлет ее творчества.
Первой оперной партией певицы в Киеве стала Одарка из оперы Семена Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем». На афише появилась новая фамилия — Петрусенко, от Петрусь — так по-семейному ласково называл её свекр.
Многие херсонцы, бывая в столичном оперном театре, наслаждались пением и игрой Оксаны Петрусенко. Порой не догадываясь, что за этим псевдоименем скрывается та же Бородавкина, которую они с восторгом слушали много лет назад со сцены Херсонского музыкально-драматического театра.
Р. S. Похороны сорокалетней народной артистки УССР Оксаны Андреевны Петрусенко превратились в невиданное в истории Киева траурное шествие, в котором приняли участие более ста тысяч человек. Её хоронили с почестями, достойными государственного деятеля самого высокого ранга. После погребения на Байковом кладбище громом разнесся прощальный оружейный салют. Через год началась Великая Отечественная война…