Реклама по-херсонски. Сто лет назад
«Торговля – это искусство, требующее таланта и умения».
Владимир Ульянов (Ленин)
Под этими словами вождь, без всяких сомнений, подразумевал крылатое выражение продавцов всех времен и народов: «Реклама – движитель торговли». Говоря о рекламе недавнего советского прошлого, можно представить немногое. Херсонцы еще помнят намалеванного на громадных фанерных щитах жизнерадостного мужика с пачкой ассигнаций в поднятой руке: «Кто куда, а я в сберкассу». Через квартал миловидная девушка предлагала: «Летайте самолетами Аэрофлота». Можно подумать, что в СССР были другие банки или авиакомпании.
Сегодняшнее изобилие рекламы в прессе, радио, на телевидении, на улицах и площадях слабовато по выдумке, находчивости, остроумию и необычности по сравнению с тем, как предлагали в Херсоне товары почти сто лет назад. На фасаде фешенебельного дома Скарлато со стороны Ганнибаловской улицы (сегодня – улица 9 Января, 27) в сторону Привоза рекламный щит извещал: «Жизнь проходит, как дым, деньги уходят, как дым, слава уходит, как дым, но ничто не вечно, как дым папирос “Сальве”». Продолжая тему рекламы табака, как не обратить внимание на такой перл, опубликованный в местной газете «ЮГъ» (1904 год): «Купишь – куришь, добавишь – выпьешь». Это была реклама самых дешевых папирос в Херсоне производства фабрики Лермана: 5 копеек за 20 штук.
А сколько нужно было изобретательности, чтобы заинтриговать херсонцев таким рекламным объявлением (газета «Родной край», 1909 год): «Кооператив идиотов. Запись продолжается». Смысл заключался в том, что запись на приобретение билетов для просмотра фарса «Кооператив идиотов», который состоится на сцене Городского клуба (сегодня – ДКС, улица Ленина, 7) продолжалась. Название товара или услуг, представленное «вверх ногами», – это рекламный трюк столетней давности, который с успехом применяется и сегодня. Рассчитан он на то, что любознательный все равно его прочтет.
Иногда к официальной рекламе местные остряки делали приписки, которые владельцы не убирали, поскольку последние придавали им своеобразный имидж.
К примеру, фотоателье Можаровского (улица Суворова, здание не сохранилось) рекламировало свои услуги так: «Сегодня снялся – завтра готово». А рядом следовало продолжение, написанное губной помадой: «Послезавтра можешь выбросить».
Сто лет назад товар рекламировали сообразно эрудиции, темпераменту, находчивости, остроумию или грамотности рекламодателя. На углу Ганнибаловской и Ришельевской (сегодня – улицы 9 Января и Октябрьской революции) на будке сапожника значилось: «Ремонт обуви на ходу». Кроме печатной и щитовой рекламы практиковалась и устная. Бывало, над всем Привозом раздавались истошные крики: «Сало текёт! Дамочки, сало текёт!» или «Горячая красавица! Горячая красавица!» Заинтригованные зеваки шли на крик и с долей разочарования видели истекающую жиром копченую рыбу и пшёнку – так называли, да и сейчас называют горячую и круто посоленную отварную кукурузу.
В заключение этого историко-рекламного бюллетеня – «шедевр»: Если хочешь сил моральных И физических сберечь, Пейте соков натуральных – Укрепляют грудь и плеч!
Старожилы Херсона божились, что сами видели эту надпись на палатке торгашей-кавказцев. Но даже если это неправда, то доходчиво придумано, хотя грубовато и неграмотно.