Газетная реклама в старом Херсоне
Современный наш мир переживает засилье рекламы, сопровождающей потенциального потребителя на каждом его шагу. Причём реклама год от года становится всё назойливей и нахальней
Скажем, лет тридцать пять назад появление на улицах города огромного плаката с полуобнажённой красоткой и надписью «90% наших клиентов рекомендуют нас» ввергло бы народонаселение страны, где «не было секса», в ступор. А лет эдак сто пятьдесят тому поборники нравственности безоговорочно объявили бы заказчиков и изготовителей сей рекламы «порнографистами и развратителями» с обязательным отлучением от церкви и преданием анафеме за публичный разврат. А ведь рекламирует этот борд совсем не женское тело, а продукцию суровой строительной компании…
Везёт нам, что патриархальные «дикие нравы» давно в прошлом, теперь к красоткам и двусмысленным слоганам уличной рекламы все привыкли и порой совершенно не обращают на них никакого внимания.
Херсон и «Губернские ведомости»
Избитая фраза «Реклама – двигатель торговли» нам давно известна, более того, мы смирились с тем, что при современных формах и методах торговли без хорошей и броской рекламы – никуда. Вот и сопровождает она нас на каждом шагу, назойливо мозоля глаза и не давая посмотреть без рекламной паузы сериал по телевизору.
Однако были в нашей истории времена, когда реклама сводилась всего лишь к наружным вывескам над торговыми точками да изредка – к наёмным «глашатаям», зазывавшим народ. Такое положение дел в нашем Херсоне сохранялось вплоть до 1838 года, когда в столице губернии начали издавать первую в истории города газету «Херсонские губернские ведомости». Примерно со средины XIX века газетной рекламе стали уделять достойное внимание, ведь именно тогда человечество внезапно осознало, что реклама – это действенный двигатель торговли. К попыткам первой скромной херсонской рекламы можно отнести размещённый в «Ведомостях» в 1868 году прейскурант цен Херсонской губернской фотографии: «Желая сделать заведение общедоступным, губернская фотография вошла в сношение с главным депо Санкт-Петербурга и, получив от него новый прибор
Дальмейера, химические продукты и другие принадлежности лучшего качества и в больших размерах по самым дешёвым ценам, нашла возможным удешевить работы до следующих цен». Далее следовали расценки на определённые виды фоторабот. Причём нам, искушённым в современных цифровых технологиях, «карточки в два лица под зеркальным лаком» или «группы от 3 до 5 лиц на белом фоне в полпластинки» теперь покажутся достаточно курьёзными. Впрочем, тогда к фотографии в Херсоне начинали только-только привыкать, судя по тому, что губернская фотография принимала заказы, «не исключая праздники», работы у неё было действительно немало.
Первые рекламные шаги в «Херсонских губернских ведомостях» и на специально размещённых на улицах досках объявлений были довольно скромны и при отсутствии графических элементов, присущих привычной нам печатной рекламе, ничем особым не отличались.
Газета «ЮГъ» и реклама
Только с появлением в 1898 году новой херсонской газеты «Югъ», издававшейся секретарём Херсонского губернского статистического управления Виктором Гошкевичем, в Херсоне по-настоящему началась эпоха газетной рекламы.
Одним из первых рекламных объявлений стало объявление галантерейного магазина Б. Закса, располагавшегося на Суворовской улице в Херсоне: «Получены модные зонтики, шляпки, шёлковые и сатиновые юбки, французские цветы и перья для шляп, погоны учительские и других ведомств, шашки для полицейских, половая и мебельная клеёнка».
Объявление, явно обескураживающее современного читателя: «погоны учительские и других ведомств, шашки для полицейских…».
Тут, похоже, стоит остановиться для уточнения. Дело в том, что с раннего возраста жизнь и деятельность подданных Российской империи была связана с форменной гражданской одеждой. Форму начинали носить в учебных заведениях. Определяясь на гражданскую службу, служащий в прямом смысле становился частью ведомства, к которому принадлежал, и должен был носить утверждённую гражданскую форму с погонами и эмблемами, неукоснительно исполнять требования внутреннего устава ведомства.
Парадокс, но служащие почтово-телеграфного ведомства не имели права без разрешения своего начальства жениться или выходить замуж за представителей других ведомств. Так, местный «Югъ» однажды констатировал факт «неповиновения» одного из телеграфистов, изменившего семейное положение без ведома начальства. Около года ему удавалось успешно скрывать свою женитьбу, однако тайное всегда становится явным. Итогом разбирательства начальства стало его изгнание со службы.
Известны случаи заключения письменного договора между гимназическим начальством и молодыми учительницами о том, что последние обязуются не выходить замуж и не встречаться с представителями противоположного пола в течение определённого ряда лет.
В первых номеpax «Юга» в 1898 году появилась графическая реклама, притягивавшая взор читателя на странице, полностью заполненной шрифтом. Причём интересно, что это была… пивная реклама: «Требуйте везде пиво Царское, Пильзенское, Мюнхенское и Бок-бир Выc. утв. т-ва В. Санценбахера и на складе».
«Пиво в кружках! Богемская стеклянная кружка с патентзапором “Сименс” и металлической ручкой. Богемия (Австрия). Признанные преимущества. Изумительная популярность. Огромный сбыт. Украшение всякого стола. Преимущества: герметический запор, дешёвая цена, простая чистка, не прокисает, как глиняные кружки, элегантный вид. Кружки литровые всегда на складе, полутора-и 2-литровые подготавливаются. Цены по первому требованию».
Газетная реклама – залог успеха
Уже в конце XIX века никто не сомневался в том, что реклама способствует увеличению торговых оборотов. В этот период в херсонских газетах можно отыскать ряд мудрых изречений, посвящённых рекламе: «Ловкий в рекламе человек без забот проживёт свой век», «Успешная реклама – это золото в кармане», «Понятная реклама – залог успеха», «Главное в торговле – успешная реклама», «Без рекламы нет успеха – талант и ум не заменят рекламы». И тут же: «Вы всегда будете здоровы, если будете пить пильзенское пиво Дурьяна, гигиенический коньяк без сахара и чай Оборина. Единственный представитель Д. И. Тотеш».
Реклама начала XX века отличалась крайней простотой и понятностью: «Нельзя не купить шляпу к началу сезона в магазине М. Красносельского». И ведь действительно – нельзя не купить! Тем более, что появление на улице с непокрытой головой было тогда признаком дурного вкуса, а ещё – отступлением от вековых устоев.
Многие газетные объявления в херсонских газетах начала ХХ века касались обучения и репетиторства: «Студент-специалист по математике, знающий ТЕОРЕТИЧЕСКИ французский и немецкий языки, даёт уроки». Или «ОПЫТНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА, знающая музыку, ОКОНЧИВШАЯ ГИМНАЗИЮ, ищет уроков».
Интересно, чему могли научить студент-теоретик или «опытная» учительница, окончившая гимназию?
Не проще было бы обратиться к специалистам: «Каждому доступно выучиться! Если вы в течение 30 дней не выучитесь свободно говорить и писать по-немецки, по-французски и по-английски по нашим самоучителям, составленным по нашему Американскому методу (все другие – рекламы), деньги возвращаем обратно».
Интересно, в чём здесь подвох? Хотя, впрочем, рекламных объявлений, предлагавших овладеть языками в течение всего лишь месяца, в херсонских газетах начала века было предостаточно.
Иногда предприниматели использовали в своей рекламе явно недозволенные приёмы, являя, как это сейчас называется, пример «недобросовестной» рекламы: «Паровая механическая фабрика гильз Б. Я. Гольдмана в Херсоне доводит до сведения г. потребителей, что вата и мундштук в гильзах её производства вставлены машиной, а не руками, а потому гильзы вполне гигиеничны, тогда как на некоторых фабриках вставляют мундштук руками, иногда потными, что не только возбуждает брезгливость, но и небезопасно для здоровья».
Предприниматель Б. Я. Гольдман, кстати, первым в Херсоне стал использовать стихотворную рекламу, которую сочинял для него оставшийся неизвестным не самый лучший местный поэт. Впрочем, нужно отдать поэту должное, даже критику в свой адрес по поводу безграмотности его стихов он сумел обратить в рекламу:
«…Вам дам совет… тому порука
Больны вы, вам ответить скука!
Вы гильзы Гольдмана купите,
Тогда себя вы исцелите
И грубые свои посланья
Оставьте внукам в назиданье.
Великолепные гильзы Гольдмана продаются везде»!
Часто газетной рекламой пытались воспользоваться явные шарлатаны. Так, Херсонская городская дума едва не попалась на удочку предпринимателя К. С. Мильвида из Москвы, предлагавшего «петроль-озонирование» фитилей керосиновых фонарей, после чего фонари должны были давать более яркое ровное свечение.
Испытание пробной партии фитилей, привезённых после обработки в Херсон, показало, что фитили «горят не лучше необработанных».
Попадались херсонцы и на со-всем уж примитивные трюки рекламы. Так, однажды некие шутники разместили рекламу о продаже необыкновенных тестов для проверки умственных способностей. По центру листовок, присланных за определённую плату на заказ, располагалось большое серое пятно, которого следовало касаться указательным пальцем правой руки в течение 5 минут. В сопроводительной инструкции было сказано: «Если после определённого срока на сером фоне появится фиолетовое пятно – с вашими умственными способностями всё в порядке. Если же пятно так и останется серым, нужно немедленно обратиться к врачу-психиатру».
Встречалась интересная реклама, подчёркивавшая и оправдывавшая высокую цену товара: «Граммофонные пластинки Акционерного общества “Граммофон” самые дорогие, но вдвое прочнее и вдвое дольше дают возможность ими пользоваться. Каждый граммофон – говорящая машина, но не каждая говорящая машина – граммофон!»
Кроме граммофонов, оргофонов и прочей музыкальной техники в херсонских газетах рекламировали американскую прачку-автомат «Колумб», стирающую бельё «при помощи воздуха», печатные машинки различных марок («Не пишите на других машинах, когда имеете за ту же цену несравненно лучшую, американскую, усовершенствованной системы, удостоенной высших наград. Табулятор бесплатно»). Автомобили «Форд», домашний биоскоп (прототип киноустановки) и штопальную машину: «Величайшее изобретение XX века! Важно для хозяек! Автоматическая штопально-ткацкая машина “Самоткач”. Высылается наложенным платежом, без задатка, за 3 р. 75 коп.».
Научиться шофёрскому делу (раньше писали шофферскому) на заре появления в наших краях автомобиля можно было, воспользовавшись московской рекламой, размещённой в газетах Херсона: «Управлять автомобилем и шофферскому делу обучают всех желающих скоро и дёшево. Приезжим квартира 3 руб. в месяц. Окончившим выдаются аттестат и свидетельство. Москва. Малая Дмитровка».
В местных дореволюционных газетах удалось отыскать объявление о поисках компаньона, умеющего управлять уже приобретённым летательным аппаратом!
Ну а современных дачников, привыкших к советскому «шестисоточному» размеру участка, наверняка удивят размеры дореволюционных дач: «За выездом продаётся по выгодной цене дача, состоящая из 4 десятин земли (более 4 гектаров. – Авт.), на которой имеются 5 тысяч кустов виноградных лоз и до ста плодовых фруктовых деревьев».
Словом, вот с такой ненавязчивой, «патриархальной» рекламы начиналось нынешнее рекламное засилье мира…