Херсонский элеватор
Уникальный элеватор построенный американцами (начальник строительства и 2 его зама) по своему проекту должен был выполнять задачу отгрузки зерна за границу. Правительство продавало пшеницу и за эту валюту закупало западные станки, выполняя план индустриализации страны. Поэтому строительство от ЦК партии и правительства курировал нарком снабжения Анастас Микоян в честь которого он и был назван впоследствии.
Расположен на месте стапелей, на которых строились первые корабли для Черноморского флота. На момент постройки — был сдан в эксплуатацию 1 мая 1932 года — был крупнейшим элеватором в Европе в то время (пропускная способность 500 тонн в час по приёму или отгрузки) Принадлежит к немногим универсальным элеваторам, способных отгружать или принимать зерно с водного, автомобильного и ж/дорожного транспорта и имел уникальную очень высокую эстакаду собранную из 14 секций из крупповской стали (американцы не стали из-за расстояния поставлять сталь из США и закупили лучшую сталь в Европе — Круппа) для погрузки именно больших морских судов с высоким бортом находящихся в балласте.
Под эстакаду была построена красивейшая набережная из гранита длиной 250 метров — 2 причала для одновременной погрузки двух больших морских судов. Моряки утверждают что подобной гранитной набережной они нигде не видели (имеется в виду грузовая набережная).
Александр Акимович Наконечный (директор элеватора в 80-90-х) говорил,что этот красавец-элеватор и есть памятник голодомору на Украине,как не страшно это говорить. В 1984 году при Советах эту эстакаду на моих глазах (я участвовал в этом паскудстве) порезали, поскольку отгрузка зерна за границу в обозреваемом будущем не предвиделась и причальная линия нужна была наоборот для приёма пшеницы (в основном из США и Канады — платили золотом, в отличии от Европы Америка не признавала бартер, с помощью которого Европа расплачивалась за нефть и газ). Из 14 секций эстакады оставили 4.
Небольшая справка: в начале ХХ века Российская империя была лидером по экспорту пшеницы в мире кормя пол-Европы и даже Америку и к концу правления коммунистов Советский Союз стал лидером (т.е. №1) в мире по импорту пшеницы обойдя по этому показателю даже Японию, которая всегда кормила свой народ 100%-импортной пшеницей.
Скрипниченко Владислав
Теги: элеватор
Сергей
| #
Три американца построили мощный элеватор? Похвально. Круче только история о древних украх, выкопавших Черное море. Зачем принижать труд херсонцев, которые его строили?
Reply
Василий
| #
Вы видимо филолог.
У американцев никогда не было раздутых штатов.
Три инженера вполне могли руководить подобным проектом.
Американским проектом — для справки.
Reply
Сергей
| #
Реально это памятник Голодомору. Через этот элеватор увезли зерно, которое было забрано у крестьян.
Reply