От издателя
Выдающийся советский композитор Сергей Прокофьев почему-то очень боялся умереть в один день с каким-нибудь видным политиком. И судьба «вняла» его переживаниям: Сергей Сергеевич ушел из жизни в тот же день, что и самый жестокий тиран в истории человечества — Сталин. Некролог о кончине Прокофьева был напечатан в главной газете большевиков «Правда» только спустя полгода после этого печального события. Однако беспримерная затяжка с сообщением о смерти выдающегося композитора, естественно, не могла повлиять на его славу как в СССР, так и в мире.
Но история знает и другие примеры, когда известные люди уходили из жизни в очень тяжелое для всего общества время, а позднее историки в течение многих десятилетий не могли разыскать даже самые общие сведения о них. К категории таких, «потерявшихся во времени», я отнес бы и выдающегося деятеля культуры Херсонщины первой половины XX века Сергея Александровича Сильванского. Поиски его следов с переменным успехом продолжаются с 1950-х годов и пока дали незначительные результаты.
Впрочем, чему удивляться, если на Херсонщине уже давно сложилась «традиция» равнодушного отношения к истории края, а краеведов — этих пытливых, бескорыстных, беззаветно преданных любимому делу и Отечеству людей — «на душу населения» у нас едва ли не на порядок меньше, чем в любом другом регионе Украины?
Эту мысль подтверждает и уровень изученности истории Херсонщины. Увы, если, например, у наших соседей — крымчан, одесситов, николаевцев, запорожцев, днепропетровцев — издана не одна фундаментальная книга по истории их областных центров, уже имеются энциклопедии крупнейших городов, то мы до сих пор безнадежно мечтаем о том, когда в свет выйдет хотя бы более или менее полная история Херсона. И что уж говорить об инициированном мною еще в 2000-м году проекте создания двухтомного энциклопедического словаря-справочника «Херсонцы», кропотливая работа над которым ведется несколькими самоотверженными специалистами исключительно на общественных началах. А ведь эта энциклопедия будет содержать 4300 статей и более 3000 иллюстраций. Для успеха задуманного нужна (пусть небольшая) поддержка государства, без которой трудно обойтись. Да и дело-то — общее. Однако, чтобы от того же Херсонского горисполкома дождаться поддержки хорошего начинания, надо, как говорил Корней Чуковский (но по другому, правда, поводу), «жить очень долго».
В довольно слабой изученности истории культуры Херсона и области повинна не только власть, хотя по степени ответственности за эту ситуацию ее следует назвать первой. Почти полное равнодушие к истории (да и современности тоже) своей малой родины демонстрируют и так называемые предпринимательские структуры. Большинство их руководителей не тяготеют к культуре, а потому и не торопятся оказывать ей ту поддержку, в которой она необычайно нуждается. А те немногие из них, кто стараются внести свою посильную лепту в упрочение и развитие культурного процесса в нашем регионе, чаще всего делают это хаотично, не отличая главного от третьестепенного.
Потому неудивительно, что на «культурном фронте» херсонской современности наблюдается все возрастающая суета, реальные результаты которой увидеть, естественно, невозможно, поскольку их попросту не может быть. В то же время, в Херсоне и области по-прежнему днем с огнем не найти книг по истории края. Их вообще нет — ни плохих, ни хороших.
Пожалуй, единственным положительным фактором в такой — совершенно ненормальной — ситуации является то, что на херсонский книжный рынок пока еще не хлынул поток квазикраеведческих, ура-патриотических, совершенно дилетантских, имитирующих серьезные исследования по истории и истории культуры нашего региона всевозможных книг и книжечек, брошюр и буклетов, фотоальбомов и переизданий. Во всем остальном Херсонщина здесь, что называется, «впереди планеты всей»…
Справедливости ради надо сказать, что есть некоторые основания считать этот, 2002-й, год началом поворота к изменению ситуации с развитием культуры на Херсонщине в лучшую сторону.
Я отдаю себе отчет, что появление книги «Старый Херсон Сергея Сильванского» подвигнет многих херсонских краеведов и ученых-историков на написание и издание трудов о нашем крае. Хочется пожелать им, чтобы все — без исключения — такие труды оказались высокопрофессиональными, подлинными, фундаментальными, лишенными даже намеков на какую-либо конъюнктуру, нужными людям и спустя десятилетия. В противном случае население области получит не историю своего края, а окончательно, до неузнаваемости искаженный миф о ней, развенчать и исправить который уже не найдется ни у кого ни сил, ни желания.
Также очень важно, чтобы власть вдруг не решила назначить какое-либо учреждение или группу прагматично настроенных квазиисследователей для скорейшей «выдачи на-гора» книг или буклетов по истории Херсонщины.
И в то же время власти нужно не пройти мимо тех, кто готовы, а главное — способны существенно поднять уровень изученности истории нашего региона. А такие люди и даже целые творческие коллективы в Херсоне действительно есть. Они могут в сравнительно короткое время осуществить ряд важных историко-культурных проектов. Реализовать их не позволяет лишь отсутствие должного понимания, поддержки и небольшого, в сущности, вполне посильного финансирования со стороны как власти, так и частных структур.
Пока же на Херсонщине процветает вялое, безразличное, никакое отношение к изучению нашей святая-святых — истории. А потому еще долго будут «теряться во времени» не только более или менее известные люди — гордость нашего края, но и выдающиеся его сыновья и дочери. К сожалению, с молчаливого согласия и при пассивности большинства такое действительно происходит.
И каких трудов стоит затем, в течение многих лет, по крупицам воссоздавать то, что, при правильном, уважительном отношении к нему — своему прошлому и настоящему, — могло не только не потеряться, но стать широко известным, активно работать на общее благо! Ведь хорошо известно, что вся деятельность человечества направлена на создание духовных ценностей, многообразия культуры. И очень жаль, что Херсон чаще демонстрирует обратное.
Эти слова — горькая правда, которую надо знать и не бояться произносить ее.
Уважая нашу малую родину, мы просто обязаны видеть реальное положение дел в ней, что поможет активно решать все возникающие проблемы, а не упорно нагромождать их и дальше. Исправлять же, к сожалению, есть что. Деградация городской среды Херсона и его культурной жизни, особенно возросшая в последние годы, требует неотложного поиска путей спасения этой ситуации. Иначе еще долгое время будут справедливы слова классика русской литературы Алексея Михайловича Ремизова (1877-1957) о Херсоне из его письма к поэту Валерию Яковлевичу Брюсову (1873-1924): «Город прежде всего глупый, потом косный».
Кстати, тогда же, в 1903 году, жена Ремизова, Серафима Павловна, писала из Херсона крупному торговцу и литератору Оге (Агею Андреевичу) Маделунгу (1872-1949): «Одного здесь страшно не достает: музыки совсем нет». Под «Музыкой» она имела в виду прежде всего музыкальные вечера, концерты, музыцирование и пение в быту, но также и — шире — общий культурный уровень Херсона. По ее мнению, «культурная партитура», утонченность культурной среды города была тогда минимальна. Увы, такой же — минимальной — она остается и по сей день. И будет не удивительно, если со временем мы прочтем в какой-нибудь книге грустные слова некоего выдающегося деятеля отечественной культуры о Херсоне, которые напомнят нам другую фразу — того же Ремизова из цитировавшегося его письма к Брюсову: «Перевожу сейчас «Снег» — последнюю драму Пшибышевского. Искренне говорю Вам, [что] Вам бы прочел ее с чувством, а тут [в Херсоне — С.С.] она пролетит вместе с воронами и растает, заклюется».
Надо сделать все от нас зависящее, чтобы культура в нашем городе не «пролетала вместе с воронами», не «таяла», не «заклевывалась», то есть не умирала.
Конечно, этого добиться непросто, даже с помощью объективных, добросовестных, фундаментальных исследований. И многолетний поиск, тщательное изучение той или иной проблемы показывают, как трудно достигается желаемый результат. Книга о С.А.Сильванском — одно из подтверждений тому. Она была бы невозможной без поисковой работы, проделанной многими херсонскими краеведами, сказавшими, каждый по-разному, и свое слово в восстановлении имени нашего выдающегося земляка. Опираясь и на их исследования и знания, я постепенно шел к созданию того труда, который вы держите в руках.
Изучение жизни и творчества Сильванского потребовало внимательнее всмотреться в его эпоху, в 1917 году безнадежно расколовшуюся и разорвавшую, жестоко переломившую судьбу нашего выдающегося земляка. Год за годом отслеживая события с конца 1910-х до середины 1930-х, можно было наблюдать, как изо всех сил Сильванский старался не выпасть из контекста своего времени и бесследно исчезнуть в пучине лет. Некоторые исследователи утверждают, что в конце его жизни с ним именно так и произошло, пусть и по вине правившего режима и чрезвычайных обстоятельств, существовавших в СССР долгие годы; а потому он фактически скатился на обочину жизни, сник, потерялся, навсегда растворился в истории.
С этим нельзя согласиться, поскольку люди такого интеллектуального, культурного уровня никогда не становятся маргиналами эпохи. В случае с Сильванским мы имеем редкую человеческую драму, подробности которой еще предстоит исследовать. Ведь до сих пор не известно, где и как он прожил последние годы своей жизни, совсем не прояснены обстоятельства и дата его смерти.
Возможно, у кого-то из коллекционеров имеются какие-либо сведения об этом, но пока такие материалы не опубликованы, и остается лишь строить догадки. Вплоть до признания реальными версий гибели Сильванского в авиакатастрофе или в концентрационном лагере. Только не в немецком, а советском.
Хочется верить, что со временем все же удастся заполнить наиболее значительные лакуны в биографии Сильванского, отыскать его фотоизображения 1920-30-х годов, а может, и его художественные портреты, ведь он был знаком со многими художниками, да и сам был не чужд рисованию, живописи.
Очень важно отыскать рукописи неопубликованных глав «Старого Херсона» — большого проекта, задуманного Сильванским в 1927 году и начатого им в 1928-м, но не осуществленного до конца. Вскоре после выхода первой главы — «Греческого предместья» — должна была выйти вторая — «Цитадель». Она анонсировалась в «Старом Херсоне» как находящаяся в печати, что предполагало ее скорое появление в продаже.
Вряд ли Сильванский планировал надолго растянуть реализацию своего проекта. Скорее всего, он был рассчитан на 1928-29 годы, а на момент выхода «Греческого предместья» другие главы «Старого Херсона», посвященные «людям, связавшим свою судьбу с городом, революционерам Старого Херсона, Херсонскому Некрополю и т. д.», находились в разной степени готовности к публикации. Были ли они закончены автором? Увез ли он их с собой или же оставил на хранение в Херсоне — «до лучших времен» — у кого-то из друзей?
Ответы на эти и другие вопросы, надеюсь, обязательно будут даны автором (или авторами) следующего, гораздо более полного исследования о жизни и творчестве Сильванского. Задача же настоящей книги — дать первую попытку биографии нашего земляка и опубликовать его основные труды.
Это издание не могло бы состояться без поддержки со стороны многих людей. И я хочу выразить признательность всем тем, кто в разные годы, на разных этапах моей работы по изучению жизни и творчества С.А.Сильванского и изданию книги о нем оказали мне разнообразную и такую необходимую помощь: Г.Н.Айги, Т.А.Акказиевой, В.Н.Андрушкевичу, А.И.Безъязычному, Д.А.Больботу, В.Н.Бубликову, Е.В.Горностаеву, Н.П.Гуляевой, Н.М.Дыбе, М.А.Емельянову, Г.И.Зубрису, Н.И.Крекотун, А.Н.Лаврентьеву, С.В.Макарову, Е.А.Марущак, В.П.Рылееву, В.А.Родченко, Л.А.Сухопаровой, В.Г.Чупрыне, работникам РГАЛИ (Москва), Prof. Dr. Wolfgang Kasack, Walter Koschmal, Deutsche Forschungsgemeinschaft, Ганнi-Галi Горбач, Prof. Dr. Olexa Horbatsch, Marzio Marzaduri.
Сергей СУХОПАРОВ 6 февраля 2002 г.