Хотели как лучше…
Минувшая неделя запомнилась не только таким редким для южного Херсона снегом, но и разгоревшимися страстями меж общественностью и городским руководством по поводу начавшихся «шанцевых» работ в переулке имени Доры Любарской
Рабочие, вооруженные лопатами и ломами, планомерно и решительно выворачивали старинную гранитную брусчатку мостовой, почти единственную сохранившуюся в городе. Конечно же, сей факт не мог не возмутить неравнодушных горожан, любящих свой город и его историю…
Что и говорить, по причине извечной нехватки средств в бюджете замощение улиц старого Херсона, интенсивным ходом развернувшееся в конце XIX века, досталось городу «потом и кровью». Ведь добрую сотню лет, с самого начала основания Херсона, здесь напрочь отсутствовало сколь-нибудь твердое покрытие улиц. Потому-то все гости и путешественники, посещавшие наш город, неизменно отмечали его зимнюю непролазную грязь и летнюю пыль, окрашивавшую изумрудную зелень улиц в мрачный и унылый серый цвет. В старых газетах можно отыскать информацию о том, как посреди улицы на Забалке «утонула» лошадь, запряженная в телегу. После долгих многочасовых работ обессиленную и малость изувеченную лошадку удалось-таки освободить из трясины.
А вот телегу только частично… Почти с самого начала городские власти попытались обязать местных домовладельцев полностью содержать за свой счет примыкающие к их недвижимой собственности участки городской территории. Горожане возмущались и отлынивали от этого, как только могли. Наконец, после опубликования в 1870 году «Городового положения», на уровне законодательного акта были оговорены обязанности городской власти и домовладельцев, положившие конец многолетним спорам. Теперь непосредственными обязанностями последних стала уборка прилегающей к их строениям территории, посадка, обрезка деревьев, удаление сорных трав с тротуаров летом и уборка снега, скалывание льда и посыпание тротуаров песком (причем за свой счет) зимой. Мостить улицы и дороги, а также следить за своевременным их ремонтом обязана была городская управа. Однако мизерные средства городской казны не позволяли с полной силой взяться за дело. Поэтому поначалу было решено в первую очередь мостить улицы с интенсивным движением, ведущие в порт, к рынкам, складам. В качестве материала для мощения выбрали местный камень, который хотя и был намного менее долговечным, зато цена его была в четыре раза меньше цены гранита. Как бы там ни было, работы по замощению улиц растянулись на долгие годы. В целом же состояние городских мостовых так и не улучшилось – так как не успевали ремонтировать уже замощенные. Доходило до курьезов, когда в целях сохранения подвижного состава херсонской пожарной части в Херсоне было принято постановление: «Воспретить следовать к месту пожара не только карьером, но даже и галопом, а только лишь мелкой рысью». То есть на малой скорости…
Только в начале нового ХХ века городская дума решилась отпустить средства на перемощение улиц гранитной брусчаткой. Причем, по самым скромным подсчетам, на это должно было понадобиться никак не менее 90 тысяч рублей – деньги по тем временам просто баснословные! Впрочем, после долгих и громких дебатов дума выделила из городской казны только 25 тысяч рублей. К началу работ, к которым приступили в 1903 году, денег осталось и того меньше – всего 23 тысячи… Исходя из этой суммы, попытались было начать мостить городские улицы нестандартными, а посему более дешевыми, осколками гранита, но ничего хорошего из этого не вышло. Скрепя сердце согласились на добротную брусчатку… Как бы там ни было, понемногу улицы Херсона стали приобретать вполне цивилизованный вид. В отличие от современного асфальта, уложенная более ста лет назад брусчатка видела не одно поколение херсонцев, пережила ряд нашествий и различных общественно-политических эпох. То есть вполне заслужила, чтобы с ней обращались подобающе.
Интересно, что в 1904 году была выпущена брошюра Центрального статистического комитета, в которой отмечалось тогдашнее благосостояние городов империи. Как оказалось, из 1084 городов и посадов только в двух были замощены полностью все улицы (Рига и Рязань). Зато в 320 населенных пунктах мощеных улиц не было совсем. Так что хоть в этом отношении Херсон оказался всё же не на самом последнем месте.
Возвращаясь ко дню сегодняшнему, можно отметить, что, по уверению начальника дорожно-транспортного управления Херсона, никто и не собирался уничтожать уникальную мостовую. Просто достаточно пестрое асфальто-брусчатое покрытие переулка решили привести в надлежащий вид, удалив клочки брусчатки в различных местах переулка, с тем чтобы сделать из нее один цельный участок в районе гимназии № 20. Вот только, судя по всему, «добытой» гранитной брусчатки на весь участок всё же не хватит, поэтому дорожники обещают покрыть недостаток… со-временной тротуарной плиткой. Что же, решение в традициях Херсона!
Теги: Старый Херсон