Херсонский уезд был как половина Швейцарии
Обычно суждения о роли императора Александра II в истории страны сводятся всего лишь к его заслугам в деле освобождения крестьян от крепостной зависимости. Меж тем введение земства – детища серьезных общественных преобразований Царя-Миротворца, Царя-Освободителя (именно с этими эпитетами вошел в историю Александр II) – заслуживает не только поверхностного скромного упоминания. Именно введение в стране земства способствовало коренным изменениям в ее развитии. «Перестройка», затеянная императором, в отличие от «перестроек» его последователей, находившихся у руля власти при разных социальных строях, всецело удалась.
Итак, 1 января 1864 года в силу вступил закон «О земских учреждениях». Что изменил он в жизни прежнего общества? В первую очередь закон способствовал концентрации всей губернской и уездной хозяйственной, общественной, а также частично финансовой деятельности в руках избранных обществом представителей. Раньше назначенные свыше и посланные в глубинку государственные чиновники, нередко совершенно не знакомые с условиями, проблемами и нуждами коренного населения, никоим образом не могли повлиять на изменение ситуации в лучшую сторону. Чаще они лишь усугубляли существовавшее положение дел растаскиванием имевшихся финансовых средств, ибо над ними не существовало достаточно серьезного надзора. Зато теперь планирование, хозяйствование и управление земским районом непосредственно находились в руках тех, кто был кровно заинтересован в решении насущных вопросов. Кроме того, такие важные аспекты общественной жизни, как медицинская помощь и народное образование, ранее не входившие в компетенцию присланных чиновников, после введения земства стали одними из основных и, пожалуй, самых расходных статей земской деятельности.
Чтобы более детально уяснить сферу влияния земства, позволю себе процитировать строки из юбилейного отчета о полувековой деятельности земства в Херсонском уезде: «Выборные от населения лица, или земские гласные, распоряжаются в уездах и губерниях всеми местными делами, представленными по закону земствам. Народное образование школьное и внешкольное, охрана народного здравия, врачебная помощь, общественное призрение бедных, увечных, неизлечимых больных и сирот. Помощь местному земледелию, торговле и промышленности, ветеринарный надзор за скотом, меры против вредных насекомых и животных, меры против пожаров, страхование от огня и лучшее устройство селений, содержание в исправности более важных дорог и сооружений на них, устройство и содержание земской почты, заведование местными и губернскими повинностями, денежными (по закону земские налоги и сборы с имущества не должны были превышать 3-процентного порога. – А. З.) и натуральными земскими капиталами и имуществами, лечебницами и благотворительными заведениями, а также удовлетворение некоторых потребностей воинского и гражданского управления». В сущности, это был далеко не полный список сферы деятельности земств.
Земство Херсонского уезда состояло из 40 избранных обществом гласных и было достаточно «разношерстным». 22 человека избирали от землевладельцев, домовладельцев – дворян и чиновников. Еще 7 – от владельцев-недворян и 11 – от крестьян. Для того чтобы получить право быть избранным в гласные от дворян, землевладелец-дворянин должен был иметь не менее 350 десятин земли и обладать недвижимостью не менее чем в 15 тысяч рублей. Всё это называли имущественным цензом. Причем имущественный ценз в этом случае играл весьма серьезную роль. При его утере вследствие продажи или потери имущества земской гласный терял свои права на депутатство.
О чем тут же сообщала местная пресса, а его место занимал «находящийся на скамейке запасных». Выборы гласных от крестьянства на первом этапе проходили по волостям. Выбранные на волостном сходе по одному от каждой волости кандидаты съезжались в Херсон, где из своей среды выбирали 11 гласных, которые впоследствии представляли крестьянские интересы в земстве. Гласными могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста, добросовестно относившиеся к исполнению своих обязанностей. После избрания гласные принимали присягу и приступали к своим обязанностям. На первом заседании уездные гласные выбирали из своей среды 11 гласных, которые представляли уезд в Херсонском губернском земском собрании.
Не менее одного раза в год земские гласные собирались на земские собрания, где под председательством предводителя дворянства рассматривали насущные проблемы и определяли первоочередные цели. Все проводимые заседания вели совершенно открыто, каждый местный житель – плательщик земских сборов – мог беспрепятственно там присутствовать. А также услышать или впоследствии прочитать в газетах, как земство распоряжается собранными с населения налогами. По окончании трехлетнего срока работы земская управа должна была предоставить в распоряжение ревизионной комиссии подробный отчет о своей деятельности. Пожалуй, самое интересное здесь заключалось в том, что по закону, если решением комиссии действия управы были признаны неправильными, причинившими убыток земству, собрание нового созыва могло принять постановление о взыскании финансовых средств с председателя и членов управы для покрытия нанесенных обществу убытков. Не правда ли, пример весьма достойный применения в наше время, когда не каждый гласный (по- нынешнему депутат) чувствует свою ответственность перед избравшими его людьми?
В то же время решения и постановления земства находились под контролем губернатора, который осуществлял надзор за правильностью и законностью действий земских учреждений с помощью специально созданного для этого особого присутствия. Согласно статистическому отчету, Херсонский уезд был одним из самых крупных уездов страны. Площадь его составляла 16915 квадратных верст (18045 квадратных километров) и была равна половине Швейцарии. Кроме того, в уезде отмечался интенсивный рост населения, в основном за счет рождаемости и миграции остававшихся на постоянное жительство сезонных сельскохозяйственных рабочих. Население уезда к 1913 году составляло 605976 человек в уезде и 211954 в трех городах. Только за пятидесятилетний период работы земства (с 1864 по 1914 годы) в Херсонском уезде произошли колоссальные изменения: при непосредственном участии земства в 1872 году там была проложена первая железная дорога, соединившая Знаменку с Николаевом, учреждены земские школы в бедных районах Херсона. Назначено существенное ежегодное денежное пособие уездным школам, которых в 1866 году в уезде насчитывалось 63. Кроме того, известно немало случаев, когда земские деятели жертвовали принадлежавшую им недвижимость, доходы с которой шли на учреждение стипендий «недостаточным» учащимся. Земство выделяло ссуды на строительство новых школ и уездных больниц. Им был утвержден врачебный институт, заменивший недостаточно квалифицированную помощь фельдшеров в глубинке. В уезде появились аптеки и аптечные склады. Было увеличено жалование учителям и медицинскому персоналу.
Немалую роль сыграли земства в попытках ввести в стране всеобщее обучение. Планировали, что к 1920 году с безграмотностью в стране должно было быть покончено. На средства земства в уезде открыли и финансировали несколько специальных сельскохозяйственных учебных заведений. Были утверждены опытное поле (одно из старейших опытных учреждений в стране), плодовые питомники, снабжавшие уезд саженцами фруктовых деревьев, устроены показательные хозяйства: животноводческие, пчеловодческие, агротехнические и другие. Устроены склады сельскохозяйственных орудий, прокатные пункты инвентаря, ветеринарные пункты.
Свою роль сыграло земство в борьбе с извечным пьянством в стране. В уезде открывали безалкогольные чайные, бесплатные народные библиотеки и театры. Устраивали народные чтения с «туманными картинами», для которых использовали специальные проекционные аппараты, совсем не похожие на привычные нам в 80-х годах ХХ века диапроекторы. Земство финансировало издание антиалкогольной литературы, популяризировало новейшие методы обработки земли, выращивания сельскохозяйственных растений и разведения скота. Им были разработаны методики борьбы с сельскохозяйственными вредителями, закупались и бесплатно раздавались химические препараты для борьбы с ними. Земство утвердило и выплачивало вознаграждение за каждого уничтоженного суслика, за гранец (3,2 литра) собранного на посевах хлебного жука. В ведении земства находились сиротские дома, дома общественного призрения, психиатрическая больница. Для борьбы с пожарами в бедных селениях, где традиционные соломенно-камышовые крыши являли собой главную опасность, земство разработало и внедрило в жизнь систему денежных ссуд для замены пожароопасных крыш черепицей. Для этой же цели земством были закуплены приспособления для изготовления черепицы и переданы в беднейшие населенные пункты.
В ведомстве земства находились все имевшиеся на его территории дороги и мосты. Оно следило за исправным состоянием путей сообщения и своевременным ремонтом дорожного полотна. С точки зрения современного обывателя, порой забота земства за своими дорогами доходила до абсурда. Как, скажем, в случае, когда Херсонское земство запретило ездить автомобилям по дорогам после дождя и постановило «проводить по мостам авто в холодном состоянии». То есть толкать через мост с выключенным двигателем! Или «останавливаться и выключать двигатель» при встрече с гужевым транспортом. И всё же за всеми этими курьезами просматривается явная забота о своих ближних, о благе того «дома», в котором они жили век тому назад, и которую, впрочем, нам – современным херсонцам, не понять.