Постановленія и ходатайства о реформѣ крестьянскихъ и земскихъ учрежденій.
Земство всегда близко стояло къ крестьянскимъ учрежденіямъ. По закону оно должно было содержать мировыхъ посредниковъ, а затѣмъ уѣздное по крестьянскимъ дѣламъ присутствіе и выдавать пособіе казнѣ на содержаніе земскихъ начальниковъ. Не имѣя въ уѣздѣ болѣе мелкихъ земскихъ учрежденій, оно по многимъ своимъ дѣламъ должно пользоваться услугами волостныхъ и сельскихъ правленій. Въ 1881 году министръ внутреннихъ дѣлъ запросилъ мнѣніе всѣхъ земствъ о желательныхъ преобразованіяхъ крестьянскихъ учрежденій. Херсонское уѣздное земство высказалось тогда, что уѣздныя и губернскія по крестьянскимъ дѣламъ присутствія должны быть упразднены и дѣла сосредоточены въ уѣздныхъ земскихъ управахъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ признало, что для завѣдыванія всѣми дѣлами, относящимися къ мѣстнымъ пользамъ и общественнымъ нуждамъ каждой волости, а также для приведенія въ исполненіе постановленій земскихъ учрежденій необходимо учредить волостныя земства; въ волостныхъ земскихъ собраніяхъ должны участвовать гласные отъ сельскихъ обществъ, всѣ землевладѣльцы, начиная отъ 50 дес. земли, промышленники и торговцы съ оборотами не менѣе 1500 руб. и приходскіе священники.
Необходимость болѣе мелкаго, волостного земства признавалась уѣзднымъ земствомъ по соображеніямъ трудности и почти невозможности безъ него вести удовлетворительно продовольственное, дорожное, страховое и многія другія дѣла; въ то же время земство находило, что волостные расходы являются тяжелымъ и несправедливымъ бременемъ на одномъ крестьянскомъ населеніи, тогда какъ волость обслуживаетъ нужды всѣхъ сословій и государства. По этой причинѣ уѣздное земство въ 1899 г. ходатайствуетъ объ уменьшеніи числа волостей съ 38 до 26, отъ чего сократились бы волостные расходы; въ 1900 г.— о раскладкѣ волостныхъ сборовъ на земли всѣхъ сословій; въ 1902 г. — о привлеченіи къ волостнымъ сборамъ купчихъ земель крестьянъ и мѣщанъ, разсчитывая, что эта мѣра, не требуя новаго закона, можетъ скорѣе осуществиться; на ряду съ этимъ управа вновь говоритъ о необходимости преобразованія волостныхъ правленій на началахъ положенія о земскихъ учрежденіяхъ, и собраніе поручаетъ ей разработать подробно этотъ вопросъ. Однако, представленный управою въ 1903 году докладъ остался не разсмотрѣннымъ, но собраніе приняло предложеніе ея о пособіи наиболѣе обременнымъ волостными сборами волостямъ и ассигновало на это 1.426 руб. Это постановленіе было опротестовано губернаторомъ на томъ основаніи, что земство не вправѣ вмѣшиваться въ дѣла отдѣльныхъ сословій. Тогда же собраніе постановило ходатайствовать о принятіи на счетъ казны обязательныхъ для крестьянъ повинностей и расходовъ государственнаго характера.
Къ вопросу о волостномъ земствѣ уѣздное земство вновь возвращается въ 1905 г., когда Высочайшимъ указомъ 12 декабря 1904 г. было предначертано „предоставить земскимъ и городскимъ учрежденіямъ возможно широкое участіе въ завѣдываніи различными сторонами мѣстнаго благоустройства, даровавъ имъ для сего необходимую въ законныхъ предѣлахъ самостоятельность и призвать къ дѣятельности въ этихъ учрежденіяхъ на однородныхъ основаніяхъ представителей всѣхъ частей заинтересованнаго въ мѣстныхъ дѣлахъ населенія: съ цѣлью успѣшнѣйшаго же удовлетворенія потребности онаго образовать сверхъ нынѣ существующихъ губернскихъ и уѣздныхъ учрежденій, въ тѣснѣйшей съ ними связи, и общественныя установленія по завѣдыванію дѣлами для устройства на мѣстахъ въ небольшихъ по пространству участкахъ». Разработку новаго закона на этихъ основаніяхъ предполагалось возложить на особое совѣщаніе въ Петербургѣ съ участіемъ представителей земствъ, по два отъ каждой губерніи. Поэтому Херсонское губернское и уѣздное земство разработало вопросъ о мелкой земской единицѣ (волостномъ земствѣ) въ губернскомъ и уѣздномъ совѣщаніяхъ, и Херсонское уѣздное земское собраніе въ чрезвычайномъ собраніи 1905 г. приняло проектъ о мелкой земской единицѣ въ 144 статьяхъ. То же земское собраніе относительно реформы уѣздныхъ земскихъ учрежденій признало между прочимъ желательнымъ, чтобы земство было безсословно, самостоятельно и независимо; чтобы въ выборахъ гласныхъ принимали участіе всѣ плательщики прямыхъ налоговъ съ имущества и доходовъ, и каждый избиратель имѣлъ бы право быть избираемымъ въ гласные; чтобы гласныхъ въ Херсонскомъ уѣздномъ земскомъ собраніи было 100 и предсѣдателемъ собранія избирался одинъ изъ нихъ на каждый годъ; чтобы земству былъ предоставленъ налогъ на всѣ до- ходы, даваемые службою, занятіемъ, промысломъ, ремесломъ, капиталомъ и проч., въ той или иной формѣ налогъ со спиртныхъ напитковъ и право собственности на выморочныя имущества; чтобы земству было дано право имѣть свою полицію по дѣламъ хозяйственнымъ, санитарнымъ и взысканію земскихъ сборовъ. Почти всѣ перечисленныя пожеланія были приняты также чрезвычайнымъ собраніемъ 1908 г. Еще раньше, въ 1903 г., по запросу министерства, земское собраніе высказалось за уменьшеніе земельнаго ценза для прямого участія въ выборахъ съ 350 дес. до 60 дес. и пониженіе въ соотвѣтствіи съ этимъ ценза для домовладѣльцевъ.
Вопросъ о раздѣленіи уѣзда
Въ заключеніе слѣдуетъ сказать, что Херсонскому уѣздному земству нѣсколько разъ грозилъ раздѣлъ его на части, и земское собраніе самымъ рѣшительнымъ образомъ возражало противъ раздѣленія Херсонскаго уѣзда въ 1898, 1903 и 1912 гг., а также противъ отторженія отъ земства города Николаева въ 1875 и 1904 году.