Движению авто по Херсону мешали свиньи и коровы
И так, 21 апреля 1905 года в херсонской газете «Югъ» впервые появилась реклама еще мало знакомых большинству херсонских обывателей технических средств с двигателями внутреннего сгорания, работающими на бензине, – автомобилей и мотоциклеток.
А спустя два года, к 1907-му, автомобиль в Херсоне стал вполне привычным транспортом, уже не собиравшим при своем появлении толпы любопытных. К этому времени по городу разъезжало не менее десятка «моторов», как их тогда называли, местной элиты, не считая зачастивших в губернскую столицу автомобилей гостей из других соседних городов.
Впрочем, несмотря на столь малое, на взгляд человека из ХХI века, количество авто в дореволюционном Херсоне, автомобили уже тогда ужасно досаждали херсонским обывателям-пешеходам, считавшим себя хозяевами улиц. Стоит отметить, что в это время еще не существовало каких-либо определенных правил движения, а Херсон напоминал своим видом большую деревню, а не серьезный губернский город. Большая часть городских дорог, в основном окраинные, была еще не замощена, а по улицам бродила разнообразная живность – от собак
и гусей до свиней и коров.
Не единожды пресса старого Херсона касалась вопроса порчи зеленых насаждений на улицах города. Причем, пожалуй, чаще всего в заметках упоминались именно центральные улицы – Говардовская и Суворовская. «В который раз на Суворовской появилось стадо свиней, вытоптавшее и испортившее все насаждения против здания Общества взаимного кредита», – писала в 1903 году газета «Югъ». Теперь же в довершение картины на улицах появились фырчавшие, дребезжавшие на уличных колдобинах, портившие воздух и двигавшиеся как кому вздумается авто.
На первых порах несчастий с людьми еще как-то удавалось избегать. А если и появлялись в прессе подобные сообщения, связанные с автомобилем, то чаще они касались соседних городов: «В воскресенье из Николаева на автомобиле марки “Форд”, принадлежавшем местному жителю Новоковскому, выехали в Херсон владелец авто, его жена и г. г. Леонтьев с Ольховским. Около ст. Копани благодаря неправильному обращению с рулем автомобиль на всем ходу перевернулся, выбросив оттуда пассажиров и причинив последним значительные увечья». «Автомобиль, шедший со скоростью 70 верст (75 км/час. – А. З.), вследствие лопнувшей шины разбился. Ехавший на нем известный спортсмен Анатра толчком выброшен на далекое расстояние и убит. Остальные ехавшие получили легкие повреждения».
Первой же «официальной» херсонской автожертвой, по-видимому, стоит считать восемнадцатилетнюю херсонскую мещанку Александру Харченко, приехавшую в Одессу к мужу и умудрившуюся попасть под колеса авто «Лорен-Дитрих». И не чьего-нибудь, а самого городского головы Одессы Бориса Пеликана! В самом Херсоне одной из первых жертв авто стала собака. «В воскресенье днем мчавшийся по Говардовской автомобиль Тропиной налетел на пробегающую собаку и в одну минуту изувечил ее. Проходившие по улицам люди были сильно возмущены этим диким поступком сидевших в авто. Следовало бы оградить жителей Херсона от подобных нравов автомобилистов, превращающих езду по городу в какое-то спортивное состязание. Иначе нельзя быть уверенными, что г. г. Тропины и другие не будут убивать наших детей», – писала одна из местных газет. Что ж, как в воду глядел автор заметки, ибо очень скоро легкие аварии с участием детей стали фиксировать и в Херсоне. Это дало повод газетам вновь с гневом обратиться к городским обывателям: «Авто уже калечат наших детей!».
Великое достижение автотехнического прогресса доставляло неудобства и гужевому транспорту. Лошади пугались самодвижущегося тарахтящего агрегата и, закусив удила, устремлялись прочь от места встречи с ужасным чудовищем, ломая и круша препятствия, встречавшиеся у них на пути, и увеча не успевших увернуться людей.
Посему, наконец, наступил момент, когда следовало бы браться за урегулирование и создание определенных правил для участников автодвижения. К созданию первых таких правил губернское земство приступило в конце 1908 года.
9 января 1909-го первые дорожные правила были утверждены херсонским вице-губернатором и обнародованы в прессе. По существовавшим законам, правила, постановления и прочие официальные документы вступали в силу со дня третьего опубликования в прессе.
Вот несколько, пожалуй, самых интересных, на мой взгляд, пунктов этих правил: « …При движении автомобилей скорость их движения при встрече с экипажами, запряженными лошадьми, должна быть уменьшаема до самого тихого хода, чтобы не пугать лошадей. С этой же целью автомобили должны удаляться на самый край дороги. На крутых поворотах автомобили должны двигаться тихо, а в закрытой местности, кроме того, давать сигналы рожком». Вдобавок принятыми правилами предписывалось иметь закрепленный на авто, хорошо видимый издалека номер с указанием города, где он «прописан». Однако, как впоследствии оказалось, даже с имеющимся номером порой идентифицировать принадлежность авто было проблематично. Так, однажды одна из местных газетных публикаций сообщала о скрывшемся с места преступления авто с номерным знаком № 12, замеченным свидетелями. И в то же время заканчивалась лаконичным «…кто управлял автомобилем и кому он принадлежит, выяснить не удалось».
Согласно принятым правилам, шоффера (так, с двумя «Ф» в начале ХХ века писали это слово) должны были иметь при себе специальное свидетельство, нет, не на право управления автомобилем, таких еще в то время не знали, а о весе транспортного средства. Сие свидетельство предъявлялось по требованию полиции или земских властей при переезде через мосты, встречавшиеся на пути следования.
Впрочем, 6-й пункт опубликованных правил категорически запрещал проезд по мостам – автомобили должны были проводиться «в холодном виде», то есть с выключенным двигателем. Но, так как вес авто уже тогда был весьма внушительным, приходилось прибегать к помощи гужевой силы, а предприимчивые крестьяне ломили за подобную услугу астрономические цены.
Не успело постановление набрать силу, как николаевские автомобилисты разразились гневной тирадой в отношении шестого пункта: «Запрещая свободное движение автомобилей по мостам в настоящее время, когда не только за границей конная тяга постепенно отходит в область истории, но и в наиболее культурных областях России авто приобретает права гражданства как быстрое и удобное средство передвижения, земство задерживает развитие автосообщения, что, несомненно, отразится на интересах Николаева. Так как он расположен на полуострове и оказывается совершенно лишенным автосообщения. Это становится более ощутимым в период прекращения навигации и, конечно, почти равносильно полному запрещению автомобильного движения».
Стоит отметить, что 1909-й явился поворотным годом в истории развития всемирного автодвижения. Именно в 1909 году в Париже была подписана Первая международная конвенция 16 европейских государств по вопросу совместного создания общих правил автомобильного движения.
Некоторые пункты этих правил довольно любопытны и, пожалуй, будут интересны современному автомобилисту. Так, в статье № 4 говорилось: «Машины должны быть надежного действия и не особенно беспокоить дымом или паром прохожих». Следующая статья гласила: «Всякий автомобиль, вес которого превышает 350 кг, должен быть снабжен таким приспособлением, что можно было бы с сиденья шоффера дать ему задний ход посредством двигателя».
Этой же конвенцией были утверждены и дорожные знаки. Первоначально их было всего четыре. Последующие международные конвенции, учитывая накопившийся опыт и возрастающее автомобильное движение, периодически дополняли их количество. Только через три года после созыва Первой автомобильной конвенции, в 1912 году, дорожные знаки появились на дорогах Российской империи.
В 1910-м в центре Херсона в доме французскоподданного Аллара были открыты гараж, склад и мастерская механика-предпринимателя Пуголовко, который предлагал херсонцам огромный выбор транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания: «Автомобили следующих марок: Бенц, Адлер, Рено, Рекс, Фраскини, Орикс, Дикси, Буик, Пежо, Рапид и Гларио. Типы гоночных и легкодорожных мотоциклеток: Националь, Фаорик, Неккарзульм, Вандерер, Пежо, Адлер, Рекс, Анвер, Магнет, Дикси, Изота и Фраскини».
Еще одна интересная деталь из автомобильного прошлого: топливо для двигателей внутреннего сгорания первоначально можно было приобрести только… в аптеке или в аптечном складе! Конечно, сей курьез порой имел весьма опасные последствия. Так, в одном из аптечных магазинов на улице Суворовской обслуживавший покупателя мальчик при переносе стеклянной бутыли с бензином зацепил по неосторожности угол стола рядом с горевшей печью…
Как я уже упоминал, 1909 год был весьма знаковым для Херсона. Первого мая через Херсон к месту назначения проследовал первый в наших степных местах трактор: «Третьего дня был впервые доставлен через Херсон на барже и выгружен в с. Казацком американский самоход “Адваж” с паровым плугом Эммерсона и оттуда собственными силами направился в имение Евгеньевка г. Линке, где на днях им будут произведены опыты паровой вспашки. Стоимость его около 10000 р.» – писала газета «Родной край».
Также, как уже известно, в том же 1909 году в Херсоне были предприняты «опыты устройства публичного транспортного сообщения» посредством двух автоомнибусов, смутно напоминающих наши современные автобусы.
А в 1913-м горуправа разрешила предпринимателю Петру Батенко устройство стоянки автомобилей на углу улиц Суворовской и Потемкинской. Это были первые такси в Херсоне. «Как мы уже сообщали, г. Батенко уже поставил несколько автомобилей, которые целый день шныряют по улицам. Особенно красивое зрелище автомобили представляют ночью», – сообщала в те дни местная пресса.
И, наконец, в 1914 году в Херсоне появился свой спецтранспорт – пожарный автомобиль с водяным насосом.