«Форма школьная у нас, посмотрите – просто класс!»
Впереди уже маячат осень и самое главное событие сентября – начало учебного года. А это значит, что очень скоро улицы городов и сёл заполнят нарядные школьники, спешащие в свои классы. Что ж, успехов им в новом году, ну а мы обратимся к теме, имеющей самое непосредственное отношение к школе. Поговорим о школьной форме
Зачем и кому это нужно?
Начну с самого главного вопроса: зачем нужна школьная форма? С этого-то момента и начинаются коренные разногласия в обществе, и аргументов как за, так и против приводится великое множество. Причем за спорами не отыскать «золотой середины», решения, приемлемого всеми. Как бы там ни было, но раз будем говорить всё-таки о форме, подчеркнем основные доводы «за»:
- Строгий, форменный стиль одежды создает необходимую для занятий в школе деловую атмосферу и в какой- то степени дисциплинирует учащихся. Помогает почувствовать себя членом коллектива, связанного определенными обязательствами.
- Единая школьная форма позволяет избежать всяческих ненужных «соревнований» в одежде между школьниками и не отвлекает на «модные», недоступные иным, украшения. Ведь материальное положение не у всех родителей одинаковое.
- У учащегося не возникает проблем «в чём сегодня пойти в школу», а значит, и ненужной нервозности, что кто-то будет выглядеть «круче», чем я.
- А еще считается, что школьная форма экономит средства родителей…
Впрочем, пункт 4 можно и оспорить. Школьная форма по цене тоже бывает разной: для чьего-то бюджета попросту неподъемная, ну а кто-то может позволить одеть свое чадо в школьную форму от кутюр. Да уж, споров, разговоров и весомых аргументов вокруг введения школьной формы всегда было предостаточно. А порой даже споры эти переходили в стойкое противостояние.
Причем такое противостояние, которое ставило под удар существование целого государства, как это случилось в Центральной Африканской Империи в 1979 году, в период правления диктатора Жана Бокассы І. Всё началось с того, что живший в отличие от беднейшего коренного африканского населения империи явно «не по средствам и в ином мире» император, издал «Указ о ношении школьной формы». Согласно ему, всем школьникам и студентам предписывалось приобрести специальную форменную одежду, производимую на текстильной фабрике, принадлежавшей самому Бокассе. Отсутствие у населения средств на покупку формы вылилось в акцию неповиновения учащихся и их родителей, которую диктатор попытался подавить с помощью правительственных войск. Погибло более 150 мирных жителей, а сотни детей оказались заключенными в тюрьму. «Самодержавные» методы императора, лично участвовавшего в пытках оказавшихся в тюрьме, сократили количество подданных еще на 200 человек.
И как ни скрывал эти смерти диктатор, они вынудили власти Франции, в экономической зависимости от которой находилась империя, срочно вмешаться в происходящее. Операция французских спецсил под кодовым названием «Барракуда» привела к свержению Бокассы и восстановлению республиканской формы правления в стране. Так Центрально-Африканская Империя из-за школьной формы прекратила свое существование.
Кстати, ныне во многих странах Африки школьная форма выдается детям бесплатно, за счет различных миссионерских и благотворительных организаций.
С чего всё началось в Европе
Самая первая единая одежда для учащихся появилась в Англии еще во времена короля Генриха VIII. В 1552 году в школе «Госпиталь Христа» для сирот и детей из бедных семей, которым-то и приобрести сколь-нибудь приличную одежду было не под силу, была введена униформа. Немного позднее, уже в начале XIX века, опытом этой школы воспользовались другие учебные заведения Англии, причем главным аргументом введения формы здесь стало социальное неравенство между учениками. Отныне, хотя бы в одежде, ученики становятся равными и избавляются от некоторых мешающих учению комплексов. В это время вместе с формой в английской школе появляются определенные кодексы закона общего для всех поведения учеников, нарушения которого грозили серьезными наказаниями вплоть до исключения.
Школьная форма в Российской империи
В 1834 году «английской моде» последовали учебные учреждения Российской империи. Случилось сие после реформы, проведенной императором Николаем І Павловичем, утвердившим систему гражданских мундиров в стране. Реформа коснулась и формы учащихся средних учебных заведений. А так как тогда еще не существовало женских учебных заведений, то речь шла только о мужских мундирах.
«Студентам и воспитанникам всех учебных заведений, под ведомством министерства Народного просвещения состоящих, иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми и серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника».
Как видим, форма учащихся изначально имела полувоенный вид, была одинаковой по фасону и лишь позже получила «знаки отличия» разных учебных заведений, то есть отличалась цветом ткани, кантами, пуговицами с эмблемами.
Впрочем, за 80 лет своего существования при самодержавной власти форменная одежда учащихся империи еще не раз подвергалась различным, порой серьезным, изменениям и дополнениям при других правителях. Скажем, в начале правления нового императора Александра ІІ Николаевича для всех учебных заведений империи взамен николаевского мундира была введена новая форма. Теперь уже состоявшая из двух комплектов – парадная и повседневная. Конечно, это был существенный удар по карману родителей: шутка ли, целых два комплекта формы! Причем в отсутствие появившихся в конце XIX века магазинов готового платья в те давние времена форму шили на заказ. Конечно, здесь можно было немного сэкономить, приобретя отрез материи подешевле да найдя портного посговорчивей.
Правда, и нововведением императора Александра ІІ дело не закончилось. Совсем скоро форма вновь видоизменяется, причем в дальнейшем не один еще раз. Менялись фасон, вид, цвет, покрой формы, ширина и цвет канта, даже фасон фуражки (с козырьком и без) и прочее, что опять-таки тяжелым грузом ложилось на плечи родителей, в особенности, как тогда говорили, «недостаточных», то есть малоимущих. Хорошо еще, если указ милостиво дозволял донашивать старую форму до конца учебного года или до истечения срока носки, а ведь были и такие, которые требовали произвести замену «немедля».
Форма учащихся в начале ХХ века
Пожалуй, невозможно в одном кратком повествовании проследить все основные изменения, произошедшие с гимназической и студенческой формой в течение восьми десятилетий дореволюционного времени. Да и нужно ли это? Поэтому, упустив подробности, скажу несколько слов о форме гимназистов в начале ХХ века, в период приближавшейся революции, навсегда изменившей прежний самодержавный строй.
Строгие школьные правила, утвержденные Министерством народного образования, несмотря на случившуюся в 1905 году смуту, разброд, вынужденные уступки со стороны правительства и даже отмену на два года переводных экзаменов в учебных заведениях, всё так же предписывали учащимся носить форму установленного образца. Конечно, уже тогда «дух свободы», проникший в студенческие и гимназические братства, пытался бороться с существовавшим в системе государственного образования порядком. Впрочем, противостояние вполне могло закончиться исключением и «волчьим билетом».
Обратившись к 15-томному «Своду Законов Российской империи», где были собраны законы и уложения с «петровских» еще времен, можно отыскать узаконенные подробные особенности различия формы в каждом учебном заведении. Скажем, мундиры и фуражки учащихся гимназий и реальных училищ различались по цвету, а также кантами, пуговицами и эмблемами. Так, гимназисты носили светло-синюю фуражку с белыми кантами и лакированным козырьком, темно-синий китель с черными брюками. Черная фуражка реалистов была окантована желто-оранжевым. Китель и брюки – черные.
И всё же главной визитной карточкой ученика предреволюционной страны ХХ века являлись кокарда на фуражке и пряжка ученического ремня. Эмблема кокарды представляла собой две скрещенные пальмовые ветви, между которыми находилась буквенная монограмма – первая буква названия города, номер гимназии или реального училища и буквы: «Г» – у гимназистов, «РУ» – у реалистов. В случае надобности по кокарде и пряжке ремня легко можно было «вычислить преступника», поэтому ученики, посещавшие «запрещенные» мероприятия, снимали и прятали кокарды и ремни.
Первоклашки в плену форменной одежды
Напомню, что с 1834 года в империи действовала строгая система гражданских мундиров. Уже тогда считалось, что форма дисциплинирует личность, тем более юную, вступающую в жизнь. Вот только не всем эта казёнщина была по вкусу, особенно в старших классах.
Пожалуй, только неискушённые подготовишки-первоклашки могли мечтать о форменной одежде, о настоящей фуражке с лаковым козырьком и ремне с бляхой! Впрочем, радость их обычно также была недолгой. Вот как описывает крушение первых школьных приоритетов известный в своё время писатель- одессит Валентин Катаев в повести «Белеет парус одинокий»: «Петя уже ходил в гимназию. Из большого загорелого мальчика с длинными ногами в фильдекосовых чулках он, надев форму, превратился в маленького, выстриженного под нуль, лопоухого приготовишку, на гимназическом языке – “мартыхана”. Длинные суконные брюки и форменная курточка, купленные за тридцать шесть рублей в конфекционе готового платья Ландесмана, сидели мешковато, очень неудобно.
Грубый воротник натирал нежную шею, привыкшую к свободному вырезу матроски. Даже пояс, настоящий гимназический пояс с мельхиоровой бляхой, о котором больше всего после фуражки мечтал Петя, не оправдал ожиданий. Он всё время лез подмышки, бляха съезжала набок, языком висел свободный конец ремня. Не придавая фигуре ничего мужественного – на что сильно рассчитывал мальчик, – пояс оказался лишь постоянным источником унизительных хлопот, вызывавших неуместные насмешки взрослых».
А ведь всем учащимся строгим уставом предписывалось повсеместно появляться только «по форме» – трудно представить себе мучения вчера ещё свободного мальчишки!
«Преступление и наказание»
И всё же, несмотря на правила и строгие требования к ношению форменной одежды, в среде учащихся всегда существовало стремление к её модификации, которое многими рассматривалось как проявление своеобразного протеста против «казёнщины». Частенько гимназисты видоизменяли латунную эмблему, придавая напильником пальмовым листьям округлую форму, или стачивали углы пряжки ремня, делая её «неуставной», практически овальной формы.
Но особым шиком считалось изъять из фуражки распирающий её и придающий форму стальной обруч, вследствие чего фуражка превращалась в мятое подобие видавшего виды головного убора. А если ещё сломать посредине лаковый козырёк, чтобы придать себе вид бывалой, прошедшей Крым и Рим независимой личности… Вот тогда уж точно трёпки от гимназического начальства было не миновать.
Одним из наказаний за подобные проступки и нерадение в школе начала прошлого века было следующее. Провинившегося оставляли после уроков на 2–4 часа, всё зависело от тяжести проступка. Всё это время виновный должен был простоять в коридоре по стойке смирно под неусыпным надзором школьного сторожа или дежурного учителя. Что было равносильно «смертной казни» для подвижного и активного пацана.
Школа школой, а дома нарушителя ожидало «продолжение банкета», чаще всего с трёпкой за испорченный элемент форменной одежды, который нередко приходилось заменять новым.
Исключения из правил
В отношении форменной одежды учащихся можно отметить полное отсутствие в зимнем комплекте каких-либо тёплых головных уборов. В морозы поверх привычной фуражки надевали армейского кроя суконный башлык с длинными суконными же завязками.
В начале ХХ века в херсонских газетах можно было найти рекламу ряда магазинов, предлагавших детскую спортивную форму, «необходимую для занятий спортом», ценой в 8–9 рублей за комплект. Впрочем, спортивная форма требовалась скорее занимающимся в спортивных секциях, а не учащимся, посещавшим уроки «орлиной гимнастики», преподаваемые в средних учебных заведениях. Гимнастикой на уроках занимались в своей обычной школьной одежде и особых требований к спортивной не предъявляли. Наверное, ещё и потому, что в начале ХХ века ничтожно малое число учебных заведений империи имело в своём распоряжении отдельные залы, подходившие для занятий спортом. В большинстве своём гимнастикой занимались тут же в тесном классе, сдвинув предварительно тяжёлые парты в сторону.
Считается, что обязательное ношение школьной формы было упразднено лишь в 1917 году, после прихода к власти большевиков, нашедших ученическую форму пережитком самодержавного строя. Однако ещё в 1915 году (в разгар Первой мировой войны, при росте цен на основные продукты и товары потребления, снижении доходов населения) Министерством народного просвещения был разработан циркуляр «О необязательности формы для учащихся». В нём говорилось: «Ввиду общего вздорожания жизни и в частности материала, из которого изготовляется форменная одежда для учащихся, министерство временно разрешает учащимся средних учебных заведений взамен форменного носить неформенное пальто, но при фуражке, и блузу, и брюки носить не обязательно суконные, а из более дешёвого материала. Вместе с тем, министерством подтверждено о необязательности для учеников приготовительных классов носить форменную одежду».
Отныне подготовишки могли посещать занятия в партикулярном платье. В то же время послабления были сделаны не только в вопросе ношения униформы: «Министерство народного просвещения разрешило ученикам старших классов гимназий, желающих поступить добровольцами в армию, держать экзамены ранее установленного времени».
Ещё одно свидетельство о некотором послаблении, сделанном для учащихся: «Учащимся церковных школ разрешено принимать участие в кредитных товариществах, сельскохозяйственных обществах и т. п. при условии осведомлённости об этом школьной инспекции», что ранее было категорически запрещено.
Женская гимназическая форма
Во второй половине 19-го века просвещение стало более доступно и девочкам – появились женские учебные заведения. Конечно же, женское образование было доступным в случае, если имелись средства оплатить обучение и проживание в пансионе. В начале 1880-х годов в некоторых частных учебных женских заведениях ввели униформу. А спустя пять лет, в 1886 году, Высочайше утверждённым документом Министерства народного просвещения обязательная форма одежды была введена во всех женских гимназиях империи. Так что женская униформа в средних учебных заведениях империи появилась на полстолетия позже мужской.
Новая форма воспитанниц-гимназисток состояла обычно из стандартного коричневого платья самого простого покроя с высоким воротником и фартука – чёрного в будние учебные дни и белого по праздникам. А ещё в праздники платье дополнял белый отложной воротничок.
Иногда, чаще в частных женских гимназиях и пансионах, униформа учениц разных классов различалась по цветам. К примеру, подготовишки щеголяли в форме коричневого цвета, следующая классная ступень носила синюю или голубую форму. Более старшие – серую. А гимназистки – завтрашние выпускницы чинно дефилировали в строгих белых платьях, застёгнутых, как того требовали рамки приличия, на все пуговицы.
Устав учебных заведений того времени не предусматривал ношения гимназистками предметов украшения, бижутерии и модных корсетов даже в старших классах, как не разрешено было будущим дамам прибегать к помощи косметики и делать модные причёски на головах. Всё должно было быть чинно, строго и соответствовать
утверждённым законным правилам.
Теги: учебные заведения