Первый лохотрон всемирного масштаба
Мода всегда требовала жертв, капиталовложений и сытно кормила ловких, изворотливых людей. В связи с этим, пожалуй, нелишне будет вспомнить появившуюся в начале века в херсонском «Юге», да и практически во всех газетах, по всем уголкам империи и даже Западной Европы рекламу помады для роста волос Анны Чиллаг (на фото). Пользуясь не утихавшим вокруг дамских причесок ажиотажем и их несомненной дороговизной, Анна изобрела эффективный способ получения легких денег. Она, по общему мнению исследователей недавней истории, является первым изобретателем безотказного рекламного лохотрона.
Вот что гласила реклама: «Я, Анна Чиллаг, приобрела свои гигантские волосы, как у Лорелей (русалка, дева Рейна. – Прим. авт.), длиной в 185 сантиметров, после 14-месячного употребления изобретенной лично мной помады. Последняя является единственным средством против выпадения волос, увеличивает рост их и способствует укреплению корней волос. Благодаря ей у мужчин вырастает полная и красивая борода. Эта же помада после кратковременного употребления придает волосам головы и бороде их естественный блеск и полноту и сохраняет их до глубокой старости от поседения». Несмотря на то, что цена банки чудодейственной помады была весьма высокой – целых 3 рубля, желающих приобрести ее было немало. На это купились даже те, кто никогда не смог бы «отвалить» за самый дешевый парик 25 рублей.
Разрекламированное местным «Югом» «изобретение» Анны Чиллаг можно было купить в Херсоне в «косметическом магазине Ю. и Р. Ивлевых», который размещался в доме Тарле на Суворовской улице, – там, где ныне высится громада злосчастного ТРЦ.
Вообще, если говорить об этой умелой мошеннице, то стоит отдать должное – она умела держать интригу. Изредка в европейских газетах появлялись ее исповеди о том, что в детстве несчастная Анна обладала редкими ломкими волосами и очень переживала по этому поводу.
И якобы однажды молитвы непорочной девушки были услышаны свыше, и провидение открыло ей рецепт чудодейственного снадобья. Всего 14 месяцев понадобилось, чтобы волосы ее стали такими, с какими она изображена на рекламной гравюре в газете. Мало того, якобы такими же «заросшими» стали все ее ближайшие родственники, с кем она поделилась своим снадобьем. Религиозная подоплека также сыграла на пользу Анне. Пожалуй, невозможно и представить количество простаков, попавшихся на ее удочку за 30 лет ее «трудовой» деятельности. Причем, в отличие от многих других «изобретателей», подвизавшихся на косметологии и медицине, Чиллаг продержалась дольше всех.
В херсонских дореволюционных газетах можно отыскать пару-тройку рекламных объявлений, предлагавших дамам некое косметическое омолаживающее средство для лица. Оно, по словам «обладателя древнего египетского секрета», «удаляло верхний, старый слой кожи вместе с морщинами, открывая под ним совершенно новый, молодой и гладкий ее слой». Нашлось немало обладательниц «старой кожи лица», которые попались на эту рекламную удочку. Вот только подателю сей рекламы, видимо, не хватило нахальства, опыта или хладнокровия, чтобы развернуть дело.
Не хватило сих качеств и изобретателю «индийского бальзама» херсонцу Аврахову. Вообще, стоит сказать, что сын местной знахарки «бабки Хаврашки», развившей широкую «медицинскую» деятельность на Забалке в конце XIX – начале ХХ века в Херсоне, внедрял свою практику весьма удачно. По крайней мере рекламу о «крайне успешном лечении сифилиса изобретенным им индийским бальзамом» можно было отыскать практически в любой газете, выходившей в империи. Кроме того, об успехах дела лекаря-изобретателя Аврахова говорит и рекламное объявление в газете «Херсонские новости» за 1908 год, где в адресной строке указан «собственный дом в Санкт-Петербурге по Колокольной улице». Согласитесь, свой дом в столице у херсонского обывателя – это что-то значит…
Чтобы начать лечение «по методу Д. Аврахова», нужно было сначала купить брошюру-инструкцию, которая высылалась почтой «за 3 семикопеечные марки», то есть за 21 копейку. Для современников Аврахова – это стоимость 2 килограммов хлеба или почти 1 килограмма колбасы «средней паршивости». Сколько стоила банка самого бальзама, которая, судя по рекламе продавалась «только у Д. Аврахова», отыскать не удалось. Зато «доктор» гарантировал «полное излечение сифилиса во всех периодах и формах, а также последствий его: паралича, табеса, страдания костей, сыпи, язв и т. д., а также золотухи и экземы в 2–3 недели без возвратов». Причем «много нотариально засвидетельствованных благодарностей и свидетельств врачей у автора можно получить бесплатно».
Несколько лет херсонец успешно дурил своих пациентов, которых в связи со сложностью излечения сей «любовной болячки» было великое множество. Но однажды один из тяжелых пациентов, не дождавшийся исцеления, обратился с жалобой к светилам медицины Петербурга. Был созван ученый консилиум, на котором доказали шарлатанство Аврахова. Его лавочку прикрыли, а сам он не избежал уголовного наказания, о чём сообщали херсонские газеты.
Однако в отношении Анны Чиллаг всё обстояло иначе. До сих пор об этой таинственной женщине практически ничего не известно. Историки выдвигают ряд предположений и версий. Причем одни утверждают, что под именем Анны Чиллаг скрывалась группа удачливых шарлатанов, другие же называют даже место ее рождения – город Залаэгерсег.
Как бы там ни было, а только целых три десятилетия почти все без исключения европейские газеты публиковали эту, не претерпевшую изменений за столько лет, рекламу. Она постоянно начиналась словами: «Я, Анна Чиллаг…». Этот непревзойденный пример навязывания и привлечения широкого круга покупателей ловкой мошенницей отметил еще в конце XIX века рекламный психолог, немецкий журналист Кронау: «Первое размещение объявлений в газете просто не замечают. Второе – читает мужчина. Третье – читает женщина, особенно над ним не задумываясь. После четвертого размещения – интересуются ценой. Пятое размещение – обсуждают с женщиной. Шестое – размышляют, а не попробовать ли? Наконец после седьмого размещения – покупают».
Известен и еще один исторический факт, связанный с рекламной компанией Анны Чиллаг. В двухтомной биографии Гитлера, удостоенной Пулитцеровской премии, написанной американским журналистом Джоном Толандом, есть эпизод, в котором тогда еще юный Адольф с восхищением отзывается о широкой и действенной рекламе Анны Чиллаг: «Вот что значит реклама! – воскликнул он. – Главное – пропаганда, и люди поверят любой чепухе. Пропаганда заставит сомневающихся верить. Глупых людей – тьма тьмущая».
Теги: преступление