Любимый праздник – Новый год!
Ну вот и подходит к своему завершению год 2016-й. Ещё чуть-чуть – и засветятся огни на новогодних ёлках, заискрится в бокалах традиционное шампанское, и мы все дружно будем желать счастья нашим близким, родным и совершенно незнакомым людям в грядущем и неизвестном ещё новом 2017 году. Каким он будет, не знает никто, но каждый искренне надеется, что всё в нашей стране наконец-то изменится к лучшему. А наши политики… Впрочем, не будем сегодня о политиках. Сегодня, в преддверии грядущего года, пусть у всех будет предпраздничное настроение, не омрачённое никакой политикой. Посему, отставив в стороны все проблемы, поговорим о праздновании Нового года и грядущего вслед за ним Рождества в нашей стране
Путаница в календаре
Если поразмыслить, а почему сначала Новый год, а потом уж вслед за ним Рождество? Ведь летоисчисление-то мы ведём «от Рождества Христова», а тут Христос ещё не родился, а мы уже празднуем? Правильнее было бы поставить, как говорится, во главу угла именно Рождество, как это делается в Западной Европе и странах Америки. Там Рождество является, пожалуй, самым главным, любимым всеми праздником, расцвеченным яркими огнями рождественской ёлки и желанными подарками. В этом случае грядущий вслед за Рождеством Новый год становится всего лишь заключительным аккордом празднества, открывающим первую, чистую ещё страничку наступающего года.
Ну а в нашей стране и некоторых иных государствах постсоветского пространства в числе главных и любимых праздников вот уже почти столетие остаётся Новый год. И ёлка у нас новогодняя, а совсем не рождественская. Дух же Рождества умаляется и теряется в промежутке между банкетом в новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января и застольем в «старый Новый год» 13 января.
Хотя, если заглянуть в корень, праздник, отмечаемый «по старому стилю» – это сугубо наше изобретение, которое упорно не воспринимается аналитическим умом иностранцев: как это – старый и вдруг новый? Парадокс! А между тем путаница с праздниками – это именно следствие нашей истории. Ведь когда только ни праздновали у нас в прошлом наступление нового года! И в марте, и в сентябре… А потом появился царь-реформатор Пётр I, не желавший отставать от западной цивилизации. В 1699 году специальным указом он утвердил время наступления нового календарного года с 1 января 1700 года. При этом в стране всё так же оставался традиционный церковно-светский юлианский календарь, введённый ещё в Римской республике Юлием Цезарем 1 января 45 года до новой эры или до Рождества Христова.
В то же самое время в католической Западной Европе уже действовал календарь григорианский, введённый папой Григорием ХІІІ в 1582 году. Конечно, одновременно действующие календари с разницей в две недели создавали существенные неудобства на различных государственных уровнях общения, потому и летописи знаменательных событий в разных странах часто разнятся в датах. Да и путешественникам, мореходам, купцам и прочему люду, пересекающему границы, всегда приходилось помнить о расхождениях в календарях.
Существенные изменения в летоисчислении произошли лишь после октябрьской революции 1917 года. Декретом Совета народных комиссаров «О введении в Российской Республике западноевропейского календаря» от 24 января 1918 года в стране был введён григорианский календарь. Официально старый юлианский к прекратил своё существование, однако церковь отказалась следовать «большевистским новшествам» и продолжала исчисление по древнему календарю. В результате получилось, что православное Рождество стали отмечать 7 января (25-го декабря по старому стилю). Из-за этих новшеств, пожалуй, в наихудшем положении оказались верующие христиане православного толка. Ведь Новый год (по новому стилю) приходился на последнюю, самую строгую неделю Рождественского поста. Наверное, это и стало причиной того, что в быту сохранилась курьёзная традиция встречи «старого-нового» года по юлианскому календарю уже после православного Рождества.
Рождество и ёлка под запретом
После окончательной победы большевиков было сделано всё, чтобы опорочить, а потом и уничтожить само понятие христианского Рождества и традиционной рождественской ёлки. Правда, не сразу, ведь ещё в 1919 году вождь мирового пролетариата Ленин в канун Сочельника посещал «лесную школу» в Сокольниках, где играл с детьми у ёлки и дарил подарки. О чём имеются яркие свидетельства советского периода: рассказ Александра Кононова «Ёлка в Сокольниках», повесть Марии Прилежаевой «Жизнь Ленина» и некоторые другие источников. Лишь спустя два года после смерти Ленина ёлка и Рождество в советской стране подверглись гонениям и запрету.
Теперь рождественский обычай приказано было считать пережитком, мешающим строительству нового советского общества. В 1927 году на очередном съезде партии с высокой трибуны Иосиф Сталин громогласно провозгласил начало антирелигиозной кампании. Рьяные исполнители тут же бросились проводить в жизнь линию партии. Установленная в комнате вполне безобидная праздничная ёлка становилась опасной – причиной больших неприятностей. В канун Рождества группы воинствующих безбожников во главе с ответственными товарищами из госучреждений обходили квартиры для выявления «пособников буржуазии». Вскрытые в результате подобных рейдов «нарушения» попадали на страницы местных газет, а составленные протоколы – по месту работы «нарушителей», с которыми там вершили расправу – «пролетарский суд». Причём вместе с «виновными» за «потерю бдительности» мог пострадать и руководящий персонал учреждения или предприятия. «Вигадане “різдво” – зброя класового ворога для боротьби з пролетаріятом, – писала херсонская газета “Надднепрянская правда” в 1932 году, – ось чому трудящі нашої країни повинні завжди, і особливо – під час “різдва”, нещадно боротися проти оцієї експлуататорської байки».
Реабилитация
Но если с Рождеством и прочими религиозными праздниками боролись не одно десятилетие, то опала с ёлки была снята уже спустя восемь лет. С одобрения «Хозяина» в 1935 году в газете «Правда» появилась статья второго секретаря ЦК КП(б) Украины, первого секретаря Киевского обкома партии Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!».
В том же году правительство приняло решение о возобновлении празднования Нового года в СССР. Резкий поворот политики партии совершенно не обескуражил поборников «советской моральной чистоты», которые так же рьяно бросились исполнять новые указания. Правда, теперь ёлка уже называлась не рождественской, а новогодней, пролетарской или советской. И соответственно идеологическую нагрузку возрождённый праздник нёс иную, советскую, прославляя выдающиеся достижения во всех сферах советской жизни.
Стоит ли говорить, что «новая» традиция во мгновение ока была принята советским народом и 1937 год праздновали повсеместно уже с ёлкой. В том же году была устроена «главная» ёлка страны в Колонном зале Дома Союзов. Впрочем, название «главная» она тогда ещё не имела, ибо, согласно воспоминаниям бывших партфункционеров, на вопрос о «главной» ёлке Сталин ответил: «В нашей стране теперь каждая ёлка “главная”»… Как я уже говорил, с 1937 года праздничная ёлка несла идеологическую нагрузку. Наркомпросом был разработан ряд методических пособий, в которых подробно описывалось, как, чем и в какой последовательности нужно было украшать ёлку. И это при том, что новые отечественные производства, специализировавшиеся на ёлочных игрушках, только делали свои первые шаги. В будущем ёлочные игрушки также составили часть советской идеологии. Вместо «безликих» украшений, шаров и конфет новые советские ёлочные игрушки были выполнены в виде аэростатов, ракет, космонавтов, танков, автомобилей, стеклянных солдат, шахтёров, докторов и даже кукурузных початков, символизирующих достижения страны. Встречались игрушки-шары с портретом «горячо любимого» Иосифа Виссарионовича. Да и официальные новогодние поздравления никак не могли обойти упоминание имени Сталина.
«В розцвіті сили, в буйнім зрості
Країна йде до комунізму.
І новорічні наші тости –
За Сталіна, за Вітчизну!»
– открывала первую свою страницу херсонская газета «Надднепрянская правда» 1 января 1950 года.
Можно вспомнить и то, что до 1947 года для взрослого населения страны новогодний праздник был самым обыкновенным рабочим днём, и лишь с 1947-го день 1 января было объявлен «красным», выходным.
Новый год в Херсоне
В послевоенные годы в СССР уже, пожалуй, никто не мыслил встречу Нового года без ёлки. Вот только полностью удовлетворить на неё спрос оказалось не совсем легко, в особенности в степных зонах страны, где в те времена ёлки были ещё редкостью. Тем не менее о главном атрибуте праздника не забывали. Скажем, на Херсонщину, где молодое Голопристанское лесохозяй-ство могло предложить к празднику около 3–4 тысяч сосенок, основное количество их завозили по железной дороге из Черновцов и Калининской области. Открыв «Надднепрянскую правду» за декабрь 1964 года, читаем: «На станцію Херсон прибув вагон ялинок. Одразу ж було дано наказ – негайно розвантажити його. Так, 10 тисяч ялинок – посланців далекої Калінінської області – першими по-трапили в торговельну мережу міськпромторгу, а звідти – численним покупцям нашого міста. Зараз на станцію Херсон щодня прибувають усе нові й нові вагони з зеленими красунями. Колектив залізничників розвантажує їх якнайшвидше».
На территории Херсона продажей новогодних хвойных деревьев занимались 25 государственных торговых точек, расположенных для удобства покупателей в разных частях города. В сущности, несмотря на приличные объёмы поставляемых в розничную продажу ёлок, они всё так же оставались в дефиците.
Вспомните хотя бы более поздние периоды советской истории, когда местные лесхозы уже в полном объёме могли удовлетворить спрос на хвойные деревца. Потенциальные покупатели ждали завоза зелёных красавиц у пустых ёлочных базаров, а потом штурмом брали гружёный ими транспорт. Ёлки продавали прямо с машин, и нужно было иметь недюжинную силу и выдержку, чтобы «выхватить» подходящий пушистый, по-настоящему новогодний экземпляр. Единственное, что радовало в процессе «добычи» ёлки, так это низкие государственные цены, которые сразу же взлетали раза в три, если приходилось брать хвойное дерево с рук, у спекулянтов. Цены на ёлки в СССР всегда были стабильными и не превышали десятка рублей. За «червонец» можно было приобрести настоящую пушистую лесную красавицу.
Вот только погоней за ёлкой предновогодние заботы херсонцев в советское время не заканчивались. Нужно было приобрести ещё что-либо не совсем привычное из продуктов питания для праздничного стола. Но если с горячительными напитками в 1960–1970-х годах проблем не было, то за остальным приходилось не только побегать, но и отстоять длиннющую очередь в магазине. А так как обычно в канун праздника на прилавках появлялся различный продуктовый дефицит, то отстаивать приходилось не одну очередь.
Впрочем, новогоднее настроение, созданное окружавшей праздник предпраздничной атмосферой, в котором не было и намёка на различные бытовые трудности, целиком и полностью компенсировали подобные неудобства…