Херсон – город нескучный (часть одиннадцатая)
Предыдущие публикации, пожалуй, уже давно убедили читателей в том, что несмотря на все нападки неблагосклонных путешественников, посещавших наш город в конце ХІХ – начале ХХ веков, Херсон был совсем не скучным
Несколько зелёных чистеньких скверов, в том числе Детский, Гимназический и главный – Потёмкинский, в котором проходили вечерние гуляния под бравурные звуки духового оркестра. Александровский парк, где, по рассказам современников, вечерами «яблоку негде было упасть». Уже упоминаемые посещавшиеся массой народа циклодром и скейтинг-ринк. Варьете Винкерта, кондитерская Меттера, кондитерская грека Савулиди с биллиардной комнатой, сад-варьете – нечто похожее на более позднюю танцплощадку со специальной программой приглашаемых для выступления артистов. Сад с пивной местного пивовара Лаера с видом на Днепр, занимавший господствующее положение на круче у городской набережной…
Кстати, в этом саду в начале ХХ века проходил первый в истории Херсона конкурс красоты с участием местных жительниц, о чём херсонцы были оповещены заранее через газеты. Правда, опять-таки некий неблагосклонный наблюдатель, посетивший конкурс, всё испортил, доверив прессе со-всем неуместные свои рассуждения о том, что местных красавиц он так и не дождался по причине их совершенного отсутствия. Зато пива было много…
Писали в старых газетах и о том, что в Херсоне на Суворовской скоро будет открыто новое кафе-кондитерская, своеобразный филиал знаменитого одесского кафе швейцарца Якова Фанкони. Вот только доподлинно неизвестно, удался ли этот проект, так как, кроме многообещающего анонса, в подшивках дореволюционных газет подтверждения этому найти не удалось.
Казённый сад
Немалой популярностью у херсонцев пользовался Казённый сад, первый настоящий городской парк, заложенный на западной окраине городских земель по инициативе князя Потёмкина. Во время пребывания в Херсоне императрицы Екатерины ІІ ей уже демонстрировали Казённый сад как одну из достопримечательностей степного южного города.
В восторге от увиденного, высочайшая особа собственноручно изволила посадить здесь несколько деревьев, которые некоторое время горожане даже усердно берегли. Однако эти деревья были уничтожены вместе с большей частью Казённого сада после революции 1917 года.
В воспоминаниях летописца Петрушевского есть несколько строк о существовании в конце 18-го века в Казённом саду некой постройки, именуемой воксалом, с помещением для танцев и концертов: «В рощу посылались музыканты и песенники вообще по воскресеньям и другим праздникам. Послушать их и погулять собиралась разнокалиберная публика из города. Вечером в эти дни бывали в воксале танцы…».
Конечно, за сто с лишним лет от прежнего «воксала» не осталось и следа. Однако же и в конце ХІХ, и в начале ХХ веков Казённый сад всё так же оставался любимым местом отдыха и проведения весенних маёвок.
Парк на Ярмарочной
Известно, также, что в 1915 году городская управа вновь вернулась к реализации старого проекта устройства парка в восточной части Ярмарочной площади: «В горуправе весьма сочувственно относятся к проекту устройства образцового парка на бывшей Ярмарочной площади. Парк предполагается насадить лучшими растениями, а также устроить в нём два пруда…», – писала газета «Родной край».
Осуществление долго откладываемого проекта начали с раскопки валов старой крепости и нивелировки участка будущего парка. Однако впереди были революция и хаос Гражданской войны, когда всем стало не до нового парка.
Сад «Отрада» на Забалке
Даже на Забалке, своенравной и драчливой, где не любили чужаков и лупили их по малейшему поводу (это называлось «гонять кота»), с 1910 года начало свою работу новое культурное заведение – сад «Отрада».
В саду была устроена площадка для игр с качелями, гигантскими шагами, тиром и площадкой для танцев. Здесь же имелся буфет с большим набором горячих и холодных закусок и всевозможных напитков, вплоть до молока. Во время игровых эстафетных соревнований, которые проводили и судили местные распорядители, играл духовой оркестр, подбадривавший участников и веселивший зрителей.
Соревнования в «Отраде» особым изыском не отличались: бег, броски мяча в цель, гонка в мешках, словом, всё то, что позднее, в советское время, массовики-затейники использовали для развлечений в домах отдыха и пионерских лагерях, но было весело! Тем более, что победителям в соревнованиях в «Отраде» вручали самые настоящие подарки: приличные кожаные ридикюли (ручная дамская сумочка), часы, зеркала, шёлковые головные платки, кошельки, шарфы- пояса и ещё много других, весьма нужных в быту вещей.
Некто, спрятавшийся под псевдонимом Dixi, переводимом с латыни как «я сказал», писал о своём посещении сада в местной газете «Родной край»: «Несмотря на то, что в саду было свыше тысячи (!) человек, порядок никем не нарушался (и это на “дикой” Забалке! – Прим. А. З.) и за содействием присутствующих чинов полиции обращаться не приходилось».
Далее Dixi говорит о прямо-таки «советской» сознательности посетителей сада: «Наблюдается обратное явление: гости (взрослые и дети) помогают распорядителям убирать площадку. Некоторые являются в “Отраду” со своими собственными музыкальными инструментами и во время антрактов развлекают публику скрипкой, гармоникой и проч. В ближайшем закончится постройкой открытая сцена, где будут ставиться небольшие русские и малорусские пьесы…».
С постройкой сцены значительно расширилась и музыкальная программа «Отрады», зачастую вечерами здесь выступали приглашённые популярные певцы и музыканты.
Остаётся добавить только, что сад «Отрада» пользовался заслуженной популярностью у горожан.
Городское собрание – общественный клуб
Путешественники, посещавшие Херсон, верно подметили дневную пустоту городских улиц, но не догадались о главной причине этого – всему виной наше знойное летнее солнце. Только ближе к вечеру, когда жара несколько спадала, на улицах появлялись немного-численные прохожие. Ещё позже по оживавшим в центральной части города улицам возвращался с работы изнурённый тяжёлым трудом и дневным зноем рабочий люд.
К этому времени главный общественный клуб Херсона – Городское собрание – уже гостеприимно распахивал свои двери перед посетителями, которые принадлежали в основном к среднему и высшему классам местных жителей.
Городское собрание было своеобразным культурным центром старого Херсона, где горожане приятно проводили вечера, встречаясь с артистами и исполнителями высокого ранга. Здесь в августе 1879 года выступали с концертами известный композитор Модест Мусоргский и певица Дарья Леонова. А 17 августа 1910 года читал перед студентами свои произведения Александр Куприн.
«Клуб использовали для больших балов, концертов приезжающих артистов. Тут выступала Вяльцева, знаменитая исполнительница цыганских романсов. Она поражала публику своим исполнением и нарядами. Она была вся усыпана бриллиантами. Это была талантливая артистка. Тут выступали знаменитые скрипачи Венявский и Костя Думчев (он позже стал профессором Пражской консерватории). Тут концертировал профессор Петербургской консерватории Леопольд Ауэр. Это был известный скрипач и педагог, у которого учились знаменитые позже скрипачи, такие как Мирон Полякин, Яша Хейфец, Цимбалист и многие другие. Когда он приехал на концерт в Херсон, ему было не меньше 60 лет. Зал городского собрания был переполнен. Здесь выступали знаменитый пианист Лев Сирота, трио Любошиц и танцовщица-босоножка, подражательница знаменитой Айседоры Дункан.
Проводил лекцию на антирелигиозную тему Петров, бывший священник. В те годы такая лекция была сенсацией! Читать такую лекцию с критикой духовного ведомства было смелостью», – отмечал в своей рукописи херсонский врач-старожил Иосиф Векслер.
Городские газеты ежедневно печатали афиши, приглашавшие на клубные мероприятия: «В среду, 2 февраля, имеет быть семейно-танцевальный вечер добровольцев-охотников Херсонского добровольного пожарного общества. При участии собственного оркестра. Начало в 7 1/2 часов вечера, а конец в 2 часа ночи. За вход кавалеры платят 50 копеек и имеют право ввести одну даму бесплатно».
Здесь вниманию посетителей предлагали номера танцевальной программы:
- Вальс.
- Падеспань (парный бальный танец, состоящий из элементов характерно-сценического испанского танца).
- Полька (кокетка).
- Вальс.
- Кармен.
- Падекатр (парный бальный танец, сочетающий короткий шаг с вальсовыми движениями).
- Вальс.
- Миньон (бальный танец, близкий вальсу).
- Венгерка.
- Эспань.
- Мазурка.
- Вальс».
Обычно по праздникам, средам и воскресеньям в небольшом уютном садике при Городском собрании вечерами играл духовой оркестр.
Чуть позднее подобные концерты стали ежедневными, с 9 часов вечера до часу ночи. Здесь в садике Городского собрания благочинная херсонская публика наслаждалась музыкой и степенным общением друг с другом.
Но для некоего числа весьма почтенных и не очень клубных завсегдатаев, пожалуй, главным и излюбленным времяпровождением была игра – в бильярд и карты. Заядлые картёжники просиживали за карточными столами в игровом салоне клуба ночи напролёт и только часам к 5–6 утра, когда город уже просыпался, они нехотя покидали насиженные места. И, одуревшие от бессонной ночи и выкуренных папирос, торопились на службу – с тем, чтобы вечером вновь вернуться к любимому занятию.
В заключение остаётся добавить лишь, что Херсон был «не скучнее» других городов империи, и при желании каждый здесь мог отыскать себе развлечение по душе, да и по карману тоже…