Извечные проблемы пассажирского транспорта
Обратившись к старым херсонским газетам начала ХХ века, можно без труда заметить, что существующие ныне «неразрешимые» проблемы пассажирских перевозок были всё так же актуальны и в то далёкое время
В подтверждение – выдержки из доклада гласного А. З. Рябкова в городскую думу «Об извозном промысле» в 1903 году.
«В настоящее время в городе имеется: фаэтонов 53, пароконных бричек 2 и одноконных 156 – всего 211 экипажей легковой биржи. Каждый фаэтон вырабатывает в среднем 3 руб. в день, а каждая бричка – по 1 р. 50 к., что в общем составит валового дохода 142560 руб. в год.
Извозное дело, таким образом, является крупным промыслом, от которого жители города вправе требовать удовлетворительной постановки его, возможной лишь при строгом контроле деятельности лиц, занимающихся извозом, подчиненных детально разработанным правилам в форме обязательных постановлений. Неудовлетворительность постановки промысла у нас давно вызывает справедливые нарекания».
«Урегулирование извозного промысла заключается не в одном лишь повышении таксы, а – в улучшении качества выездов, что в свою очередь не замедлит увеличить спрос, следовательно, и заработок».
«В настоящее время более исправные экипажи работают днём, другие, менее исправные, – ночью, а так как каких-либо точных границ исправности выездов не имеется, то эти разряды, постоянно смешиваясь, дают такую пёструю картину, которая видом своим вызывает одно недоумение и насмешку. Приличный фаэтон и дребезжащий, связанный веревками экипаж требуют одну и ту же плату. Один не имеет права взять выше таксы, другой пользуется правом взять по таксе. Кляча, еле тянущая экипаж порожняком, берется везти седока с багажом в предместье, где летом море пыли, а зимой – грязи».
«В соседних больших городах наблюдалось почти то же и с таким же промедлением, пока на помощь извозному промыслу не явились общественные управления».
«Реорганизация извозного промысла должна заключаться в следующем: существующие исправные фаэтоны необходимо оставить в прежнем виде, повысив им плату за конец до 25 к. Что касается бричек, то последние стоит разделить на 2 категории, причём исправные и комфортные должны быть отнесены в первый разряд, с платой за конец – 20 к.
Все же не подходящие к этому разряду брички относятся ко 2-му разряду, с платой по 10 коп. за конец, с таким расчётом, чтобы им дать возможность в течение 2-х лет перейти в 1-й разряд».