Прогулка по Потёмкинской
Продолжаем виртуальное путешествие по улицам старого Херсона, которое мы закончили рассказом о Потёмкинском бульваре и памятнике Светлейшему. Идём дальше
Дворянское собрание
Немного ниже бульвара по левой стороне на углу улиц Потёмкинской и бывшей Эрделевской (названной в честь действительного тайного советника и бывшего губернатора Херсонской губернии Александра Семёновича Эрдели, в советское время – Комсомольская), ныне носящей название Старообрядческая, – красивое здание, построенное в начале XIX века для цехмейстера артиллерийского управления генерала Лобри.
В те времена Херсон ещё был совсем не богат специализированными постройками. Одним из таких малоприспособленных для учебного процесса зданий было находившееся по соседству, на Суворовской, здание 1-й мужской гимназии. Наконец в 1818 году были найдены средства для реконструкции корпуса гимназии, поэтому в том же году помещения дома генерала Лобри были арендованы гимназией. Спустя четыре года, в 1822-м, учебное заведение вновь перебралось в своё здание на Суворовской, а дом Лобри в 1823 году приобрело для своих нужд херсонское дворянское собрание.
Вообще, дворянское собрание в прежние самодержавные времена было не просто «местом сборищ и отдыха элиты», а в первую очередь структурой, помогающей губернскому и городскому управленческим аппаратам успешно осуществлять их работу. Помимо активного участия дворянского собрания в делах города и губернии, немалое внимание уделялось культуре и искусству. По сути, долгое время здание губернского дворянского собрания было своеобразным центром культуры в старом Херсоне. С него началась история херсонского театра, о чём несколько позднее…
После революции 1917 года в здании дворянского собрания поочерёдно располагались различные организации, игравшие не последнюю роль в истории города. Так, в 1918 году здесь размещался уездный совет «Вольного казачества», «Українська революційна рада», общество «Просвіта», издательство «Думка», «Студентська громада», «Українська учительска спілка». Позже – партийный комитет КП(б)У и библиотека-читальня. В первые годы советской власти это был Дом физкультуры, а практически перед самой войной – Центральная городская библиотека. После освобождения Херсона в 1944 году и восстановления здания его вновь отдали детям – с 1945 до 1962 года здесь размещался городской Дом пионеров. Здесь в разные годы воспитывались будущие Герои Советского Союза Л. Винер, И. Кулик, П. Якубовский, чемпионка мира и Олимпийских игр по спортивной гимнастике Л. С. Латынина.
От дворянского театра – к общественному
В 1830 году на территории внутреннего двора здания дворянского собрания в имевшемся там подсобном помещении, наскоро приспособленном под зрительный зал со сценой, начал свою работу первый в Херсоне городской театр. Именно здесь, на подмостках этого театра, выступал знаменитый актёр Михаил Щепкин, приехавший в сопровождении русского литератора-критика Виссариона Белинского в 1846 году. Корифей русской литературы, Белинский в письме жене из Херсона так же неблагосклонно отзывался и о театре в херсонском дворянском собрании: «Михаил Семёнович страдает теперь на сцене пакостнейшего театра, сделанного из сарая».
Как бы там ни было, в 1870–1880-е годы на сцене этого театра работал и выступал ещё один талантливый актёр, снискавший славу известного украинского драматурга и режиссёра, – Марко Кропивницкий. Его режиссёрская деятельность началась именно с постановки пьесы Ивана Котляревского «Наталка Полтавка» в театре херсонского дворянского собрания.
А спустя много лет наступил момент, когда городское самоуправление озаботилось строительством нового здания театра. Несмотря на вечно пустую городскую казну, средства на постройку театра нашлись – благодаря в первую очередь неравнодушным горожанам. Городская управа выделила для строительства участок земли в западной части Потёмкинского бульвара. Правда, не обошлось без некоторых проблем. Слово херсонскому старожилу Иосифу Векслеру, оставившему дошедшие до наших дней воспоминания: «На беду, невдалеке стояла церковь, и церковники запротестовали против места постройки театра, так как театр – это неприличное место, где ходят голые женщины, поют, танцуют и поднимают ноги. Они отправили своего представителя в Петербург хлопотать о запрещении строительства…».
Строительство театра на отведённом управой участке удалось отстоять по чистой случайности. Как оказалось, секретарём Святейшего синода в Петербурге был уроженец Херсона, бывший кантонист Вальтер. При общении отыскались общие знакомые, в результате чего секретарь помог положительно решить вопрос со строительством здания театра.
18 апреля 1884 года был заложен первый камень в фундамент. Осенью 1889 года театр перебрался в новое красивое, построенное по проекту архитектора Домбровского, здание. Спустя полвека, на другой день после освобождения Херсона от фашистов, здание было уничтожено взрывом бомбы с часовым механизмом, которую заложили гитлеровцы при отступлении…
Биоскоп на углу Суворовской и Потёмкинской
В 1910 году в местных газетах появилось сообщение об открытии в Херсоне очередного биоскопа (кинотеатра): «Вчера на углу Суворовской и Потёмкинской ул. открылся новый театр “Экспресс”, содержимый бывшим управляющим биоскопа Цисовского С. Левиным, зарекомендовавшим себя как чрезвычайно опытный в иллюзионном деле человек. Перемена картин 2 раза в неделю – по средам и субботам. Цены местам – от 15 до 40 коп., для учащихся и детей – от 12 до 30 коп.».
Работа иллюзиона началась с показа программы картин «Жизнь А. С. Пушкина», «Пиренейские горы», «Каин и Авель», «Кипятите вашу воду» и комических «Счастливец» и «Брак на американский манер».
По сообщениям всё тех же херсонских газет, новый иллюзион изначально стал пользоваться популярностью у херсонцев и «с каждым днём привлекает всё больше публики благодаря тому, что там демонстрируются великолепные картины».
Типография Ходушиной и техническое бюро Билинкиса
Ниже Суворовской, на углу Потёмкинской и Соборной, в средине XIX века начала работу первая частная типография Ващенко. Её владельцами с 1886 года были Аспер, затем Ходушин. После смерти мужа в 1888 году типографию унаследовала Ольга Ходушина. Правда, довольно скоро, уже после её смерти, предприятие перешло во владение наследников О. Д. Ходушиной. Эта типография была одной из основных в городе. В её здании размещался книжный и писчебумажный магазин, торгующий собственной продукцией.
После революции типографию национализировали, а с установлением в Херсоне советской власти стала называться «Государственная типография № 2 им. товарища Ленина». В период оккупации Херсона фашистами здесь печатали газету «Голос Дніпра», в которой публиковались важные сообщения и приказы новой власти. Вот некоторые из них:
«Украинки Мария Марзук и Анна Медведева из Херсона приговорены к казни за враждебное отношение к немецкой власти. Приговор приведён в исполнение».
«В советское время на природных водах каждый непрофессиональный рыбак мог ловить ручной удочкой рыбу без специального разрешения на это. Немецкие власти это право не отменили, а лишь уточнили, что удочкой можно ловить только с берега. Чтобы ловить рыбу той же удочкой, но уже с лодки, понтона или плота, надо уплатить 10 крб. и получить разрешение Рейхскомиссариата Украины по образцу от 17 декабря 1942 г. Ловля рыбы непрофессиональными рыбаками производится только для своих потребностей. Менять или продавать её запрещено».
«Как стало известно, оплата за перевоз через Днепр от паротурбинной станции (набережная в районе памятника первым корабелам. – А. З.) взимается от 5 крб. и выше, поэтому приказываю: плату за перевоз на другой берег Днепра установить в ОДИН карбованец. Лодочники, нарушившие это постановление, будут штрафоваться и лишаться патента на право перевоза пассажиров».
При отступлении фашистов из Херсона в 1944 году здание типографии было сожжено, а в 1950-х на этом месте был возведён жилой дом.
До революции, с началом «электрической эры» в Херсоне, под одной крышей с типографией размещались техническое бюро и склад инженера-электрика Билинкиса, занимавшегося, согласно рекламе, «устройством электрического освещения, передачей сил и сигнализацией, парового и водяного отопления. Доставкой и установкой тепловых двигателей, газогенераторов, паровых и водяных турбин. Торговлей аппаратурой для электрического освещения и электромоторов».
Винный магазин Черепахина
На противоположной стороне квартала, на углу, напротив типографии находился один из магазинов виноторговца Иллариона Черепахина, проживавшего в собственном доме на Преображенской и известного разразившимся скандалом из-за устройства подземного склада под проезжей частью улицы. После чего городская управа издала обязательное постановление «Об ограничении рытья мин в пределах городской черты»: «Безусловно, воспрещается домовладельцам и арендаторам домов рыть подземные мины или делать разветвление погребов далее черты собственных владений. Каждый домовладелец, желающий устроить мину в черте своего дворового места, обязан донести об этом до сведения горуправы».
А ещё для составления общего плана «подземного города» управа потребовала от всех домовладельцев предоставить схемы имеющихся в их распоряжении подземелий. Однако домовладельцы проигнорировали требования управления.
Немного выше, за магазином Черепахина на Потёмкинской, ближе к Суворовской, находилась «Русская типолитография Шрейбера», которая, как сообщала газетная реклама: «Выполняет самые сложные и изящные работы по умеренным ценам, скоро и хорошо!»