Вдоль Потёмкинской – от форштадта до бульвара (часть вторая)
Продолжаем наше виртуальное путешествие по Потёмкинской улице. На очереди – любимое в прошлом херсонцами место отдыха – Потёмкинский бульвар
Цветы на месте казарм
В первые годы с начала строительства Херсона на месте нынешнего Потёмкинского сквера стояли солдатские казармы. Когда же надобность в них отпала, в 1835–38 годах их снесли, отведя и распланировав окружавший их пыльный и заросший сорняками пустырь под городской бульвар. Тогда же на новом бульваре были посажены деревья и кустарники, а в центре его в это же время на высоком гранитном пьедестале – установлен бронзовый памятник князю Потёмкину.
Прошло лет 20, и бывший пустырь, превратившийся в бульвар, стал одним из любимейших мест отдыха горожан Херсона. Причём даже такой неблагосклонный к Херсону наблюдатель, как украинский писатель и этнограф Александр Афанасьев-Чужбинский, отметил это на страницах своей книги «Поездка в южную Россию»: «Вообще Херсон не может похвастаться наружностью и не в состоянии предоставить ни одного здания, которое отличалось бы красотой и изяществом стиля, однако что можно похвалить, это так называемый бульвар, среди которого возвышается памятник Потёмкину. Сам бульвар небольшой, растительность – акация, сирень, сюда вечером собирается общество. Весною бульвар красив…».
Красоту Потёмкинского бульвара подтверждает и херсонский старожил Иосиф Векслер, оставивший дошедшие до нас свои бесценные воспоминания: «Очень хороший бульвар, находился в хорошем состоянии, за ним уже в те годы был постоянный уход специальных сторожей и садовников».
Чтобы перекрыть «несанкционированный» доступ в этот чудный уголок «двуногим и четвероногим» губителям растений, территория бульвара была обнесена добротной оградой с ажурной решёткой, а охрану бульвара в ночное время осуществляли упоминаемые уже Векслером сторожа.
В середине ХІХ века собиравшееся вечерами на бульваре общество, чинно раскланиваясь и ведя неторопливую беседу, медленно дефилировало по засыпанным гравием (позже замощённым) дорожкам, среди редких столбов с тусклыми свечками в фонарях где-то в вышине (тогда керосинового освещения на бульваре ещё не знали). Колебавшийся свет примитивных светильников едва достигал земли, превращая фигуры прогуливавшихся в таинственные, фантастические силуэты. А сверху, с высокого гранитного пьедестала, едва различимого в темноте, смотрел на сие действо невидимый князь Потёмкин…
Иногда, по праздникам, вечерние прогулки на Потёмкинском бульваре сопровождались музыкой духового оркестра пожарного общества. Впрочем, поначалу это случалось нечасто. К концу 1860-х годов херсонцам захотелось большего, ну скажем, музыки на бульваре хотя бы два раза в неделю. Однако средств на подобные развлечения в городской казне, конечно же, не было. Пришлось этот вопрос решать всем обществом. По подписке была собрана достаточная сумма, причём большую часть средств на общее дело пожертвовало еврейское купеческое общество. В мае 1869 года в одном из номеров «Херсонских губернских ведомостей» был помещён подробный отчёт о расходовании собранных городским обществом средств: «Музыкантам за игру на бульваре, всего 40 раз по 7 р. 50 к. серебром, – 300 руб. За 10 новых скамеек, сделанных арестантами тюремного замка, – 36 руб. За 50,5 фунта свечек по 18 к. для освещения во время вечерней игры – 9 р. 09 к.».
Примерно в это же время на бульваре был построен помост-эстрада для музыкантов, появилось несколько павильонов с напитками и лёгкими закусками. Немного позднее фонари со свечами, освещавшие бульвар, заменили керосиновыми лампами, и сразу же вечерами здесь стало уютнее. Часто на бульваре проходили концерты местных музыкантов-любителей, устраивались гулянья в пользу малоимущих. Порой анонсы предстоящих гуляний гласили: «Каждой даме – бесплатно цветы!» А иногда в местных газетах можно было прочитать: «Гор. управой разрешено студентам и курсисткам Херсона устроить на Потёмкинском бульваре гуляния с платой за уборку бульвара 15 р.».
По соседству – телятник
Вообще Потёмкинский бульвар, в отличие от Александровского парка, был местом прогулок, общения и развлечений «чистой» публики. По распоряжению городской управы полиция зорко наблюдала и не допускала появления среди гуляющих местных жриц любви, а также подвыпивших компаний «забалканцев» и «северофорштадтцев». В Александровском парке всё было по-другому…
В апреле 1884 года по соседству с западной границей Потёмкинского бульвара было начато строительство здания городского театра. Ровно через 60 лет, в марте 1944 года, на второй день после освобождения Херсона от немецко-фашистских захватчиков это здание было разрушено взрывом заложенной оккупантами мины с часовым механизмом.
В 1959 году во время расчистки площадки под строительство здания нового театра была найдена памятная доска с надписью: «Театр сей заложен 18 апреля 1884 года в царствование Императора Александра ІІІ при Херсонском губернаторе действительном статском советнике Александре Семёновиче Эрдели, городском голове статском советнике Василии Григорьевиче Иовец-Терещенко. Здание воздвигается на городские средства, благодаря просвещенному содействию и неусыпной заботливости членов театральной комиссии: (далее следуют 13 известных в городе фамилий. – Прим. авт.). Архитектор Домбровский».
Ещё одной достопримечательностью, соседствовавшей с Потёмкинским бульваром, был двухэтажный дом с мезонином, поначалу принадлежавший Льву Скадовскому, отцу будущего предводителя дворянства Херсонского уезда Георгия Скадовского. Часть этого дома была арендована под резиденцию губернатора. Почти полсотни лет, с 1866 года до постройки в 1915-м нового здания на Пестелевском бульваре напротив Александровского парка, херсонские губернаторы жили и работали в этом здании, расположенном у южных границ Потёмкинского бульвара.
Восточной границей бульвара служило здание Губернской управы, находящееся рядом с городским телятником. Пожалуй, ныне подобное соседство было бы весьма удивительным. Однако телятник в то время был важной необходимостью в борьбе с эпидемией оспы, так как благодаря содержавшимся здесь животным служители получали вакцину для прививок. Стоит добавить, что в таком привычном и знакомом для нас слове «вакцина» имеется прямое указание на это, ведь латинское слово «вакка» означает «корова». Так что в начале ХХ века никого не удивляло появлявшееся время от времени в старых херсонских газетах обращение к горожанам с предложением посетить городской телятник для прививки оспы.
Памятник Потёмкину
После смерти князя Потёмкина императрица Екатерина ІІ наказала увековечить дела своего фаворита в специальной грамоте «с описанием в оной завоёванных им крепостей и разных сухопутных и морских побед, войсками его одержанных. Грамоту сию хранить в соборной церкви города Херсона, где соорудить мраморный памятник Таврическому, а в арсенале того же города поместить его изображение и в честь его вылить медаль».
Впрочем, исполнение волеизъявления царственной особы затянулось на долгие годы. В ноябре 1796-го императрица скончалась, так и не дождавшись доклада об установке монумента. Сменивший её на престоле Павел І, яростно ненавидевший Потёмкина, и слышать не хотел о выделении государственных средств на памятник матушкиному фавориту. Мало того, именно он приказал уничтожить тело и склеп Светлейшего в Херсоне, чтобы навсегда вытравить даже саму память о нём.
Однако приказание сие, как у нас зачастую бывает, «замедлило с осуществлением», хотя императору и было доложено об исполнении.
В сентябре 1801 года на престол взошёл новый император Александр І. Практически сразу же после коронации новый император удовлетворил просьбу племянника Потёмкина, графа Самойлова, ходатайствовавшего о разрешении установить в Херсоне памятник Светлейшему за счёт личных средств потомков князя. Правда, очень скоро Самойлов отказался от этой затеи, потому как достаточных средств среди родственников собрать так и не удалось.
Лишь спустя два десятилетия, уже после вступления в должность губернатора края князя Михаила Семёновича Воронцова, появилась реальная возможность сооружения памятника.
В 1825 году профессор, ректор Императорской Академии художеств, к тому времени уже весьма знаменитый скульптор Иван Петрович Мартос сделал первый терракотовый эскиз скульптуры Потёмкина. В 1831-м известным литейщиком Василием Екимовым (Якимовым) памятник Светлейшему был отлит в бронзе. Пьедестал был изготовлен итальянским архитектором Францем Боффо, с 1820-го по 1861 годы жившим и работавшим в соседней Одессе. Там по его проектам были построены более семи десятков зданий, поныне являющихся украшением южного города.
Первоначально планировали установить у подножья памятника Потёмкину на отдельных прямоугольных пьедесталах четыре фигуры – Марса, Нептуна, Аполлона и Геркулеса, которые, по замыслу художника, олицетворяли бы собой главные достоинства Светлейшего. Однако средств на всё, как всегда, не хватило, а посему князь Потёмкин остался в «гордом одиночестве».
Стоит отметить также, что сначала на пьедестале памятника были установлены медные доски с надписями: «Князю Потёмкину-Таврическому – Новороссийский край» и «Памятник сей воздвигнут в царствование Государя Императора Николая І. При Новороссийском и Бессарабском генерал-губернаторе графе Воронцове и при Херсонском гражданском губернаторе, действительном статском советнике Ганскау в 1836 году».
Смутные годы революции, Гражданской войны и установление в феврале 1920 года советской власти в Херсоне не могли способствовать сохранению памятных досок. Мало того, само существование памятника было поставлено под угрозу. Ещё в 1917 году его спрятали от глаз обывателей, укутав брезентом, а 27 апреля 1921-го бронзовый бюст Потёмкина сняли с пьедестала. 6 ноября 1921 года Потёмкинская улица и бульвар были переименованы в улицу и бульвар Карла Маркса.
Спустя год, в голодном 1922-м, к пятой годовщине Октября на опустевший пьедестал водрузили гипсовый бюст теоретика коммунизма, изготовленный скульптором И. Михайловичем и не представлявший особой художественной ценности.
Бронзовый памятник Светлейшему долгое время пылился на задворках Херсонского археологического музея (ныне в этом здании расположено управление культуры и туризма Херсонской области). В период оккупации Херсона фашистскими войсками памятник какое-то время находился в городе, о чём имеется ряд свидетельств и фотографий. Однако после освобождения Херсона в марте 1944 года во дворе музея его уже не оказалось. По бытующей версии памятник был вывезен фашистами при отступлении.
Лишь в 2003 году к празднованию 225-летия Херсона памятник основателю города князю Потёмкину был восстановлен по фотографиям и эскизам херсонским скульптором Юриком Степаняном и вновь занял достойное место на своём пьедестале.