Прогулка по Соборной (часть третья)
Наше виртуальное путешествие улицами старого Херсона продолжается. Последним объектом повествования в предыдущем номере газеты «СВ» было одно из красивейших зданий города – бывшая гостиница «Европейская» на Соборной, более известная нашим современникам как ресторан «Херсон» и гостиница «1 Мая»
Городское собрание и Павловский парк
Противоположная сторона улицы Соборной напротив гостиницы «Европейской» была занята зданием, которому судилось сыграть весьма важную роль в общественной жизни старого Херсона. В нём находилось городское общественное собрание. Нечто вроде клуба, заведение, в некотором роде схожее с нынешними культурно-развлекательными центрами.
Ещё до постройки здания, с начала первой половины XIX века, этот квартал городской земли занимали торговые ряды Греческого рынка. Здесь же находилась «шопа» – большое торговое здание-навес со множеством колонн по периметру. Теперь уже трудно представить себе, что некогда обширная площадь в торговые дни была заполнена массой народа и запружена лошадьми, телегами с товаром. Надо всем этим скопищем торговцев и покупателей стоял нескончаемый гул голосов и медленно поднималась к небу тончайшая херсонская пыль.
Однако в дальнейшем, в средине XIX века, по инициативе губернатора Павла Клушина рынок, расположенный в красивом месте «на горе», был упразднён и переведён. Квартал отведён под устройство очередного городского парка, где было предусмотрено место для возведения здания городского общественного собрания. Новый херсонский парк получил название Павловский, причём совсем не в честь уже почившего императора Павла І, как могло бы показаться по аналогии с херсонским Александровским парком, а в честь всё того же местного губернатора
Павла Клушина, приложившего немало сил к осуществлению намеченных планов.
Херсонский старожил Иосиф Векслер, оставивший потомкам свои воспоминания о жизни дореволюционного Херсона, посвятил несколько строк ключевым моментам строительства здания городского собрания: «…Средств на постройку не было, и этому делу помог губернатор. Когда к нему обращались представители купечества по каким-либо своим делам, губернатор их принимал, помогал, но тут же предлагал доставить на место постройки камень, либо лес, либо другие необходимые строительные материалы. Ослушаться губернатора, конечно, было нельзя. И с помощью таких своеобразных взяток был построен клуб, нужно отметить, прекрасное здание!».
Вообще, Иосиф Наумович характеризует губернатора Клушина как «большого оригинала»: «Если он на улице встречал чиновника в нетрезвом состоянии, то приказывал явиться в воскресенье в 12 часов дня на Потёмкинский бульвар с метлой и подметать аллеи, в форме. Изумленный чиновник протестовал, что в форме он не должен подметать бульвар. Губернатор же ему: “А в форме пьяным можно ходить по улице?”».
Здание клуба было построено в 1860-х, правда потом, гораздо позднее, не раз перестраивалось и меняло свой первоначальный вид. В 1886 году администрация общественного собрания обратилась в городскую управу по вопросу отведения части паркового участка для устройства при клубе общественного сада с открытой сценой. Впоследствии клубный садик стал довольно популярным местом отдыха горожан, выступлений музыкантов и вокалистов, а само городское собрание – главным культурным центром города. Вот что писал в своих воспоминаниях Векслер: «Городской клуб, городское собрание использовали для больших балов, концертов приезжавших артистов. Тут выступала Вяльцева, знаменитая исполнительница цыганских романсов. Она поражала публику своим исполнением и своими нарядами. Она была вся усыпана бриллиантами. Это была талантливая артистка…Тут выступали знаменитые скрипачи Венявский и Костя Думчев (чех; он позже был профессором Пражской консерватории). Тут концертировал профессор Петербургской консерватории Леопольд Ауэр. Это был известный скрипач и педагог, у которого учились знаменитые позже скрипачи… Мирон Полякин, Яша Хейфец, Цимбалист и многие другие. Когда он приехал на концерт в Херсон, ему было не меньше 60 лет. Зал Городского собрания был переполнен. Здесь выступал знаменитый пианист Лев Сирота. Тут выступали трио Любошиц: Лея Любошиц – знаменитая скрипачка из вундеркиндов, её сестра Анна Любошиц – виолончелистка и брат Пётр Любошиц – пианист. Все они позже переехали в США.
Тут выступала танцовщица-босоножка, подражательница знаменитой Айседоры Дункан (в 1928 году приёмная дочь Айседоры Дункан – Ирма Дункан. – А. З.)».
К уже перечисленным фамилиям можно добавить ещё композитора Модеста Мусоргского и певицу Дарью Леонову, выступавших в 1879 году; писателя Александра Куприна, удостоившегося горячей встречи от местного херсонского студенчества, а также ряд других известных имён любимцев публики того периода.
А ещё в городском собрании развлекались игрой… в карты! Тогда этой азартной игрой увлекались немало местных чиновников и представителей интеллигенции, которые, образовав своё карточное сообщество, просиживали за картами ночи напролёт, порой «просаживая» немалые деньги. Похоже, после азартного ночного бдения местные картёжники отсыпались на службе, манкируя своими прямыми обязанностями. Интересно, что в период империалистической войны, с согласия игроков, карточные игры были обложены налогом. Местные картёжники платили по 10 копеек благотворительных взносов с каждой клубной игры.
Стоит отметить, что клубные помещения использовали не только для развлечений. До завершения строительства в 1907 году нового здания городской думы, которое возвели рядом, на перекрёстке улиц Соборной и Воронцовской, несмотря на то, что у городского управления имелось своё съёмное здание на Ганнибаловской, все думские заседания проходили в зале городского собрания.
После революции 1917 года в здании бывшего городского собрания размещался Клуб металлистов, затем клуб имени Ленина. Ещё позднее, уже после Великой Отечественной войны, – Областной украинский музыкально-драматический театр. Когда же у театра появилось своё новое здание, бывший городской клуб стал Дворцом культуры судостроителей. Наконец, во время «развала», сменившего советский период «застоя», «культура» оказалась не у дел. Лишившийся финансирования со стороны базового предприятия Дворец культуры окончательно растерял свою былую славу и… умер. Ныне в этом грязном заколоченном здании на Соборной не видно ни малейших признаков жизни… Хотя… недавно начался ремонт фасада.
Городская Дума
Только в начале ХХ века службы херсонского городского управления смогли обзавестись собственным зданием. Вся проблема состояла в постоянном отсутствии средств в городском бюджете. Причём проект нового общественного здания был, по сути, готов ещё в конце 1890-х. Но на грани смены веков – в 1899 году – от этого проекта отказались, признав его недостаточно подходящим, и объявили конкурс на новый проект. В финале конкурса была одобрена
работа одесского архитектора Адольфа Минкуса, которая после некоторых доработок городским
архитектором Антоном Свариком была принята за основу.
Определившись с проектом, городское управление решилось на риск, взяв денежные кредиты под залог городской земли. Под строительство здания отвели участок земли на углу Соборной и Воронцовской улиц. 28 мая 1905 года при большом стечении народа состоялись молебен и закладка первого камня в основание нового здания. Спустя два года новое красивое общественное строение было уже возведено. Правда, поспешность, с которой возводили постройку, впоследствии сказалась на качестве дальнейшей её эксплуатации. Поэтому серьёзные недоделки устраняли уже гораздо позднее, а местные газеты не раз отмечали отпадавшую со стен и потолков лепнину и протекавшую крышу…
Как бы там ни было, а новое здание городской думы, как и здание гостиницы «Европейской», вошло в десятку красивейших зданий Херсона.