Трамвай до Херсона не доехал…
В самом начале херсонской газетной эпохи, когда в 1898 году Виктор Гошкевич начал издавать первую в Херсоне ежедневную газету «для всех», в одном из первых её номеров была размещена информация о представленном в городскую думу проекте киевского купца І гильдии Макса Бродского об устройстве в городе электрического освещения и линии трамвая
Конечно, проект освещения домов и городских улиц электричеством был остро необходим Херсону, только недавно перешедшему от освещения сальными свечами к керосиновому. Тем более что некоторые гласные городской думы, в большинстве люди уважаемые и не бедные, посещавшие более «продвинутые» города, уже не понаслышке знали об электрическом чуде. И, без сомнения, всех горожан привлекала идея строительства в городе трамвайной линии протяжённостью, согласно проекту, целых шесть вёрст!
Это для нас нынешних, привыкших ко всевозможным бытовым благам, электроэнергия – основа всего. Без неё словно жизнь на планете замирает. А тогда, в конце ХІХ – начале ХХ веков, когда электричество использовали лишь для освещения домов и улиц, когда ещё не знали электрических бытовых приборов, электрический трамвай был скорее диковинкой, чудом с другой планеты. Впрочем, к моменту представления в городскую думу проекта Бродского первые в империи электрические трамваи с июня 1892 года уже успешно трудились на линиях в Киеве, пугая зевак завыванием двигателей, металлическим дребезжанием и резкими звонками.
Чуть позже, в 1895 году, был пущен трамвай в Петербурге. Правда, из-за противостояния со столичными извозчиками и акционерными обществами конной тяги первый петербургский трамвай до 1902 года был «зимним», так как ходил по рельсам, уложенным по льду Невы.
И если бы херсонская дума сумела найти компромисс с киевским купцом, требовавшим «исключительного права на эксплуатацию электросилы в Херсоне в течение 50 лет», то, возможно, Херсон наравне с главными столичными городами вошёл бы в пятёрку первых «трамвайных» городов империи. Ведь даже в Москве трамвай пустили только в 1899 году. Однако Херсону не судилось…
После Бродского в городскую думу Херсона обращались ещё немало соискателей концессии на устройство в нашем городе «электросилы», даже «всемирно известная» в те времена немецкая фирма «Сименс и Гальске», обвинённая в период империалистической войны в шпионаже в пользу Германии, сыгравшая в истории появления и развития электротранспорта свою «коварную» роль.
В конце концов, как это чаще всего случается и сейчас, благодаря «родственным» связям концессию на устройство электростанции, освещения и трамвая предоставили представителю анонимного бельгийского общества – некоему Максимилиану Рындзюнскому. Вот только совершенно неизвестно, какие цели преследовал концессионер, заключая этот контракт, ведь больше в Херсоне его так и не увидели. Даже несмотря на то, что связанная контрактом как говорится, по рукам и ногам дума отправляла ему через поверенного гневные письма одно за другим. Зато после окончания оговоренного контрактом срока на горизонте вместе с новыми соискателями вновь нарисовалась фирма «Сименс и Гальске».
Впрочем, теперь уже городская дума была осторожнее и, похоже, совершенно охладела к устройству в Херсоне трамвайного сообщения. По крайней мере, в местной прессе появилось больше критических статей, доказывавших несостоятельность проекта и опасность, исходившую от трамвая: «Под колёсами берлинского электроомнибуса уже погибли 20 человек…».
Так в дальнейшем ни один из представленных «трамвайных» проектов в Херсоне и не был принят…
За всеми спорами и перипетиями, связанными с устройством «электросилы» и трамвая в нашем городе, никто не обратил внимания на то, что совсем рядом с губернским Херсоном – в соседних Олешках – живёт, а точнее, влачит жалкое существование сам гениальный изобретатель трамвая Фёдор Аполлонович Пироцкий…
Изобретатель трамвая погребён в Олешках
Уроженец Полтавщины Фёдор Пироцкий родился в семье армейского штабс-лекаря, а потому, как и в семьях других офицеров, проблема с выбором будущей жизненной профессии для юноши не возникала. Константиновский кадетский корпус в Санкт-Петербурге, Михайловская артиллерийская академия и, наконец, – служба в отделе технических отчётов и смет Главного артиллерийского управления.
Конечно, отчёты и сметы для 25-летнего офицера – занятие не слишком весёлое. Может, именно поэтому Фёдор Пироцкий занялся изобретательской деятельностью. Впрочем, ещё в академии молодой человек разработал проект передачи электроэнергии через проводник на большое расстояние. Позднее изобретатель не раз возвращался к интересующей его теме, используя не слишком высокое своё жалование на приобретение дорогостоящих электрических машин и приборов для опытов с электричеством.
Стоит отметить, что опыты, хотя и были вполне удачными, никого в стране особо не заинтересовали.
В 1875–77 годах Пироцкий провёл новую серию успешных электротехнических опытов и испытание первых рельсовых вагонов на электротяге на небольшом участке железной дороги под Санкт-Петербургом. Однако, с головой уйдя в работу, изобретатель пренебрёг волокитой, связанной с получением патента и закрепления своих авторских прав. Вместо этого Фёдор Аполлонович публикует подробные статьи о своих экспериментах и открытиях в доступном всем «Инженерном журнале». Совершенно естественно, что в тот период интенсивного развития технических инноваций подобная ошибка могла сыграть роковую роль в судьбе изобретателя. И она сыграла…
Уже в 1879 году берлинская фирма Telegraphen-Bauanstalt Siemens & Halske, работавшая по несколько иному профилю, продемонстрировала на берлинской выставке некое подобие первого пассажирского трамвая.
Пироцкий же в то время работал над новыми конструкциями промышленных и доменных печей, усовершенствовал хлебопекарные печи. В 1880–81 годах по проекту артиллериста-изобретателя впервые был проложен подземный электрический кабель от пушечного литейного завода к Артиллерийской школе. Экспериментировал и добился хороших результатов с двухэтажными вагонами городской конки, переведя их на электротягу.
Меж тем всё та же германская фирма «Сименс и Гальске», используя опыт и разработки Пироцкого, открыла в пригороде Берлина в мае 1881 года первый постоянный трамвайный маршрут…
В 1888 году полковник Фёдор Аполлонович Пироцкий, не успев дослужить несколько месяцев до положенного по закону срока и полного пенсиона, был уволен в отставку. В связи с чем пенсию ему определили весьма скромную, как тогда говорили, «половинный пенсион». Впрочем, у изобретателя-пенсионера ещё оставалось унаследованное после смерти дяди-помещика полуторамиллионное состояние и имения в сёлах Масловка и Магдалиновка в Таврической губернии, неподалёку от Олешек. Туда он отправился в надежде в тишине сельских пейзажей продолжить свою изобретательскую деятельность и электротехнические опыты. Вот только работать ему спокойно не дали и здесь.
Вскоре на горизонте «нарисовались» некие братья Хохоевы, заявившие свои права на наследство его дяди. Долгая судебная тяжба, отнявшая у Пироцкого массу драгоценного времени и нервов, завершилась не в его пользу. Судебные крючкотворы придрались к букве в фамилии и лишили изобретателя имения в январе 1898 года.
В то самое время, когда изобретатель трамвая воевал с судьями, зимой 1891-го военный инженер- мостостроитель Аманд Егорович Струве, прославившийся в своё время строительством в Киеве железнодорожного моста по собственным разработкам, получил в Киевской думе «добро» на осуществление проекта строительства трамвайной линии и устройства трамвайного сообщения. К слову, вагоны первого киевского трамвая были изготовлены на заводе Аманда Струве в Коломне, где предприниматель давно и успешно строил паровозы и пароходы.
В начале июня 1892 года в Киеве был пущен первый в истории империи трамвай. Однако изобретатель трамвая Пироцкий так никогда и не увидел своё детище, перевозившее пассажиров на постоянном маршруте.
Чтобы продолжать свои опыты и иметь возможность выписывать нужные для работы книги, лишившийся имения изобретатель был вынужден экономить средства. Последние четыре месяца своей жизни Пироцкий провёл в олешковской гостинице «Афины», где обитал с полным пансионом за 40 рублей в месяц. По тем временам это были весьма приличные деньги.
Интересно, что различные источники указывают неодинаковые даты смерти Пироцкого. Исходя из сообщения в херсонском «Юге», скорее всего, изобретатель трамвая умер в мае 1898 года, всего лишь спустя месяц-полтора после того, как в городскую думу Херсона обратился киевский купец Бродский, возжелавший «осчастливить» херсонцев устройством в городе трамвая, с которого я начал свой рассказ.
По свидетельствам очевидцев, почтальон принёс Пироцкому посылку с заказанными изобретателем химикатами, за которые получателю нужно было заплатить 19 рублей. Вместе с посылкой пришло письмо от отправителя, в котором тот сообщал о допущенной при расчётах ошибке и просил доплатить за груз ещё 5 рублей. Не имея достаточной суммы, Фёдор Аполлонович разволновался, стал нервничать, кричать на почтальона, потом опустился на стул… и умер.
Газета «Югъ» в номере от 27 мая 1898 года писала: «Алешки. На базарной площади с молотка продавались разные старые вещи. Выручено всего 65 рублей. Не проданными остались офицерские погоны, пояса, эполеты, разные книги, бумаги и др. Вырученные деньги должны пойти на покрытие расходов по погребению умершего собственника этих вещей Пироцкого, кавалера орденов Анны 2-й и 3-й степеней, Святого Станислава 2-й и 3-й степеней…
Оставшиеся после него 5 сундуков, 4 чемодана и 3 ящика наполнены деловыми бумагами, образами и книгами духовного содержания…»
Спешу добавить, что могила изобретателя трамвая сохранилась на олешковском кладбище, а одна из улиц городка носит имя Пироцкого.