Начальное обученіе. Часть 2.
Общественныя школы.
Состояніе школъ общественныхъ также стало улучшаться. Многія общества, принявъ земскія школы въ образецъ, стали заботиться объ улучшеніи обстановки своихъ школъ. Этому дѣлу много способствовали и сами учителя, участвовавшіе въ учительскихъ съѣздахъ и получившіе понятіе о томъ, что необходимо школѣ и какъ должно вести дѣло. Члены училищнаго совѣта посѣщали школы, заявляли объ ихъ состояніи управѣ, которая съ своей стороны доставляла имъ необходимыя учебники и выдавала учителямъ ежегодно денежное пособіе, а священникамъ нѣкоторое вознагражденіе.
Открытіе школъ въ селеніяхъ менѣе зажиточныхъ.
Согласно постановленію собранія 1870 года земскія школы основывались, какъ сказано, только въ большихъ селеніяхъ при пособіи отъ сельскихъ обществъ. Поэтому во многихъ волостяхъ уѣзда, съ населеніемъ менѣе достаточнымъ, не было основано до 1880 года ни одной земской школы. Противъ такой исключительности возникли въ земскихъ собраніяхъ возраженія и въ указанномъ году состоялось новое постановленіе. Положено открыть на средства земства, при небольшомъ лишь участіи сельскихъ обществъ (доставка топлива, наемъ сторожа) по одной школѣ въ каждой волости, которая по бѣдности не имѣла до того земской школы. На означенный расходъ ассигновано было собраніемъ 5000 рублей. Для этой же цѣли — открытія школъ въ селеніяхъ, не имѣющихъ достаточныхъ средствъ губернское земство назначило ежегодное пособіе въ 2000 рублей на уѣздъ. Послѣдствіемъ этихъ мѣропріятій было значительное за 1881 годъ увеличеніе, съ 36 до 47, земскихъ школъ.
Увеличеніе и нормировка жалованья учителямъ.
Чтобы обезпечить всѣ эти школы хорошими учителями, необходимо было, по примѣру другихъ уѣздовъ, улучшить ихъ матеріальное положеніе. Для обсужденія этого вопроса, а равно изысканія средствъ къ улучшенію вообще школьнаго дѣла въ уѣздѣ, избрана была въ 1882 году особая комиссія по народному образованію. Этой комиссіей признана была необходимость увеличенія жалованья учителямъ и образованія пенсіоннаго капитала. Собраніе 1883 года, оставивъ вопросъ о пенсіи учителямъ открытымъ, сдѣлало постановленіе только относительно увеличенія и нормировки жалованья. Низшій нормальный окладъ завѣдывающимъ школами, безразлично для учителей и учительницъ, опредѣленъ былъ въ 350 рублей, помощникамъ 250, съ прибавками за пятилѣтіе по 50 рублей въ годъ; высшій окладъ первымъ — 450 рублей (за два пятилѣтія) и вторымъ — въ 300 рублей (за одно пятилѣтіе), при чемъ прибавки рѣшено было распространить и на учителей, поступившихъ раньше на должность.
Вознагражденіе законоучителямъ.
Законоучителямъ назначено было опредѣленное вознагражденіе еще въ 1880 году, а именно: по 1 рублю за двухчасовый урокъ, но не свыше 50 рублей въ годъ. Мѣра эта однако оказалась недостаточной, и земству приходилось ходатайствовать двукратно, но безуспѣшно, о допущеніи сельскихъ учителей къ преподаванію Закона Божія въ тѣхъ случаяхъ, когда священникъ самъ не можетъ обучать и фактически предоставляетъ это дѣло учителю.
Успѣшность обученія
Въ виду возбужденнаго нѣкоторыми гласными вопроса объ успѣшности обученія въ земскихъ школахъ постановлено было назначить провѣрочныя испытанія окончивщимъ курсъ ученія въ земскихъ школахъ за 10-ти лѣтіе, съ 1874 по 1884 годъ, и получившимъ льготныя по воинской повинности свидѣтельства. Такія провѣрочныя испытанія, въ которыхъ участвовали, совмѣстно съ членами управы и инспекторомъ народныхъ училищъ, также и нѣкоторые гласные, были произведены въ 28 школахъ. За указанные 10 лѣтъ окончило курсъ ученія 583 мальчика Изъ нихъ явилось къ экзамену и подвергнуто испытанію 274 человѣка разнаго возраста, отъ 15 до 27 лѣтъ. Отвѣтовъ дано было всего 1163, изъ нихъ: весьма удовлетворительныхъ 43 %, удовлетворительныхъ 48% и неудовлетворительныхъ 9%. Въ частности неудовлетворительныхъ отвѣтовъ было по чтенію 6%, по арифметикѣ 12% и по письму 12%. Слѣдовательно, эти испытанія дали результаты лучшіе, чѣмъ можно было было ожидать. Подобныя же испытанія и съ такимъ же успѣхомъ произведены были въ 1895 году.
Привлеченіе богатыхъ обществъ къ содержанію школъ на свои средства.
Въ 1883 году постановлено было еще, согласно мнѣнію комиссіи, предложить обществамъ, имѣющимъ достаточныя средства, содержать учителей на свой счетъ, что и приведено было отчасти въ исполненіе. Наконецъ, собраніе 1885 года, не довольствуясь этой мѣрой, нашло своевременнымъ возложить въ богатыхъ и многолюдныхъ селеніяхъ содержаніе земской школой исключительно на ихъ общественныя средства, ограничиваясь лишь надзоромъ за этими школами и снабженіемъ ихъ учебниками. Поэтому сперва три земскія школы были переданы на содержаніе мѣстныхъ сельскихъ обществъ и затѣмъ къ нимъ были отнесены еще и другія три школы, при чемъ общества обязывались особымъ приговоромъ вносить опредѣлннную сумму въ кассу управы, отъ 550 до 750 рублей, на содержаніе штата учителей и вознагражденіе законоучителя. Вслѣдствіе такого обязательства обществъ — вносить лишь установленную приговоромъ сумму — земству пришлось вскорѣ, съ увеличеніемъ штата учителей въ этихъ школахъ, взять на себя добавочный расходъ, такъ что собственно ни одна земская школа не перешла исключительно на содержаніе общества, какъ это первоначально предполагалось
Передача земскихъ школъ въ Херсонѣ въ вѣдѣніе города.
Въ то же время состоялось постановленіе собранія (1886 года) о передачѣ двухъ земскихъ школъ въ г. Херсонѣ въ вѣдѣніе города, съ ежегоднымъ пособіемъ отъ земства въ 2000 рублей, при условіи, чтобы число учениковъ въ этихъ школахъ не уменьшалось; а въ 1888 году и школа на городскихъ хуторахъ была передана въ вѣдѣніе города съ пособіемъ въ 300 рублей. Передача основана на томъ соображеніи, что заботиться объ этихъ школахъ, хотя и учрежденныхъ земствомъ, всего естественнѣе и удобнѣе городскому управленію.
Послѣдніе учительскіе съѣзды.
Къ началу восьмидесятыхъ годовъ относятся еще два учительскихъ съѣзда: съѣздъ 1881 года подъ руководствомъ Бунакова, одинъ изъ болѣе выдающихся (послѣ съѣзда 1874 г. подъ руководствомъ барона Корфа), и съѣздъ 1883 г., устроенный по ходатайству учителей и учительницъ земскихъ школъ.
Послѣдній съѣздъ 1903 года имѣлъ большое значеніе и послужилъ, между прочимъ, къ объединенію учительскаго персонала въ общество взаимопомощи, учрежденное окончательно въ 1907 году. Въ дальнѣйшемъ, учительскіе съѣзды не устраивались. Министерство разрѣшало только порайоныя совѣщанія подъ руководствомъ инспекторовъ начальныхъ училищъ. Одно такое совѣщаніе устроено было, вмѣсто предположеннаго съѣзда, въ гор. Херсонѣ въ 1910 году.
Земскіе стипендіаты
Въ Херсонской учительской семинаріи учреждены были въ 1887 году на доходъ съ 400 десятинъ земли, пожертвованной Михаиломъ Федоровичемъ Агарковымъ, при его жизни 2 стипендіи по 8 рублей каждая. Въ дальнѣйшемъ, по мѣрѣ увеличенія дохода съ означенной земли, увеличивались размѣръ и число стипендій. Въ 1913 году имѣется уже 22 стипендіи по 17 рублей въ мѣсяцъ каждая.
Чтобы облегчить доступъ лучшимъ и неимущимъ ученикамъ земскихъ школъ въ учительскую семинарію или фельдшерскую школу, ассигнованы были земствомъ (съ 1903 г.) средства на выдачу пособій ученикамъ 2-хъ классныхъ школъ въ уѣздѣ въ размѣрѣ 5 рублей въ мѣсяцъ за учебное время, или 45 рублей въ годъ, и въ училищѣ при Херсонской учительской семинаріи по 100 руб. въ годъ. Нуждающимся ученикамъ земской фельдшерской школы въ Херсонѣ назначаются пособія по 6 руб. въ мѣсяцъ въ учебное время. Для выдачи означенныхъ пособій ассигновано было первоначально 360 руб. и затѣмъ ассигнованіе постепенно увеличено до 2300 рублей.
Въ ознаменованіе 50-ти лѣтія освобожденія крестьянъ отъ крѣпостной зависимости постановлено земскимъ собраніемъ 1911 года учредить пять стипендій, по 300 рублей каждая, для особенно одаренныхъ дѣтей крестьянъ земледѣльцевъ Херсонскаго уѣзда, обучающихся въ среднихъ и высшихъ учебныхъ заведеніяхъ. Такихъ стипендіатовъ состоитъ въ настоящее время (при накопленіи капитала) 6, изъ нихъ 2 воспитанника высшихъ учебныхъ заведеній и 4 среднихъ.
Курсы садоводства и разведеніе садовъ при школахъ.
Съ открытіемъ въ 1891 году курсовъ садоводства при Херсонскомъ земскомъ сельско-хозяйственномъ училищѣ для учителей сельскихъ школъ на счетъ казны, земство командировало на эти курсы по 5-ти учителей, и затѣмъ, чтобы учителя имѣли возможность пріобрѣтенныя ими знанія примѣнять на дѣлѣ, составленъ образцовый планъ и смѣта школьнаго сада въ одну десятину съ колодцемъ при немъ. Соотвѣтственно этой смѣтѣ, ассигновано было на 1894 годъ 750 рублей для разведенія садовъ при тѣхъ школахъ, гдѣ имѣлось достаточно земли. Постановлено также, чтобы постройка и открытіе новыхъ школъ обусловливались обязательствомъ отвода участка земли въ десятину или по меньшей мѣрѣ въ полъ-десятины для разведенія сада. Въ настоящее время имѣются,болѣе или менѣе правильно устроенные садыпри 20 школахъ.
Пособіе церковнымъ школамъ грамоты.
Предложенія духознаго вѣдомства относительно пособія церковно-приходскимъ школамъ вызывали со стороны земства различныя постановленія. Такъ, въ. 1885 году было предостазлено священникамъ входить съ ходатайствомъ въ собраніе въ каждомъ отдѣльномъ случаѣ и для каждой отдѣльной школы. По таковымъ ходатайствамъ назначено было двумъ школамъ по 50 рублей. Затѣмъ въ 1894 году ассигновано было единовременное пособіе въ 1000 руб. епархіальнымъ отдѣленіямъ училищнаго совѣта на вознагражденіе учителей въ тѣхъ селеніяхъ, гдѣ обученіе дѣтей грамотѣ не было обезпечено земскими или министерскими школами и гдѣ не было церкви, а слѣдовательно и лицъ, обязанныхъ заниматься въ церковныхъ школахъ безплатно. Съ преобразованіемъ. церковныхъ школъ грамоты въ правильно организованныя приходскія школы (при введеніи всеобщаго обученія) ассигнованіе это прекращено въ 1908 г.
Первыя попытки введенія всеобщаго обученія.
Все обостряющася потребность въ широкомъ развитіи народнаго образованія вызвала въ девяностыхъ годахъ первыя попытки введенія всеобщаго обученія. Херсонское губернское земство подняло этотъ вопросъ въ 1895 году и передало его на заключеніе уѣздныхъ земскихъ собраній Въ слѣдующемъ 1896 году представленъ былъ уже управою уѣздному собранію особый докладъ о всеобщемъ обученіи, выработана школьная сѣть и смѣта.