1937 год
ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ БЮРО ГОРНОСТАЕВСКОГО РАЙКОМА КП|б]У О ПРОВЕДЕНИИ КУЛЬТМАССОВОЙ РАБОТЫ В ТРАКТОРНЫХ БРИГАДАХ
2 марта 1937 г.
…Раскрепить всех коммунистов и комсомольцев МТС ко всем тракторным бригадам для проведения бесед, чтения газет и литературы, помощи в выпуске полевых газет.
Обеспечить все тракторные бригады необходимым культ- и спортинвентарем для организации культурного отдыха трактористов после работы.
Организовать при каждой МТС культфургоны для обслуживания всех тракторных бригад, снабдить литературой из передвижной библиотеки, пластинками для патефона, радио, кино и т. д.
Совместно с правлением колхозов приобрести радиоприемники в каждую тракторную бригаду, обеспечив их питанием, ремонтом, консультацией.
Ускорить ремонт и оборудование тракторных будок, обеспечив приобретение для каждого тракториста отдельных постельных принадлежностей, посуды, оборудовав в будках умывальники и души…
Секретарь райкома (подпись)
Партархив Херсонского обкома Компартии Украины, ф. 124, оп. 1-а, д. 8, л. 42. Отпуск.
* * *
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ А. И. ЛОХНОВСКОЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНИЦЫ ДЕТСКОГО ДОМА ДЛЯ ДЕТЕЙ ИСПАНСКИХ РЕСПУБЛИКАНЦЕВ В г. ХЕРСОНЕ
1937—1944 гг.
…Когда в августе 1937 г. испанских детей привезли в город Херсон, мне кажется, ни один житель Херсона не остался равнодушен. Всем хотелось увидеть детей, проявить заботу, отдать им тепло и ласку своего сердца. Вокруг ограды детского дома, который располагался по улице Суворова (где сейчас 1-я больница, а был санаторий с водолечебницей) почти круглые сутки стояли толпы народа, они передавали детям через ограду игрушки, лакомства, хотя это могло нанести вред здоровью детей.
В детский дом приходили делегации молодежи с предприятий, школ, воинских частей. Я в это время работала воспитательницей в дошкольном детском доме «Колокольчик». В 1938 г. в сентябре меня вызвали в городской комитет комсомола и секретарь горкома мне сказал, что есть решение бюро направить меня в испанский детский дом на должность воспитательницы в дошкольную группу. Сначала мне было боязно, справлюсь ли я, не зная языка и обычаев. Но когда я пришла в детский дом, директор детского дома Кравченко Антон Васильевич и завуч Тимошенко Анна Степановна рассказали мне, кто эти дети, что многие из них уже круглые сироты. Этим детям необходима была искренняя материнская любовь, забота, внимание, тепло и ласка, чтобы отвлечь их от тоски и переживаний от разлуки и потери родных и близких. У меня была самая младшая группа в возрасте от 3 до 6 лет. Много приходилось прилагать усилий, терпения, чтобы изучить характер и понять каждого ребенка в отдельности и весь коллектив детей, войти к ним в доверие, заинтересовать их. Трудностью в работе было то, что я не знала испанского языка, а дети — русского. На весь детский дом была одна переводчица Федорова Лидия Петровна…
Для нас, воспитателей, был организован кружок изучения испанского языка, которым руководила преподаватель русского языка и литературы Мудролюбова Ольга Васильевна. Она хорошо знала испанский язык. Испанские дети очень общительны, они быстро сдружились с пионерами и школьниками Херсона, и это облегчило и ускорило изучение и понимание русского языка.
Для маленьких детей был организован кружок «Умелые руки». Дети очень любили работать с глиной, бумагой, играли в подвижные и настольные игры, совершали прогулки, наблюдения в природе, на реке — каждый ребенок мог найти себе занятие по душе и желанию. Для старших детей были организованы кружки рукоделия, вышивания, вязания, спортивные кружки, кружки фото, стрелковый и изучения азбуки Морзе, а также были слесарные и деревообрабатывающие мастерские.
В детском доме была хорошая художественная самодеятельность, руководил воспитатель испанец Хосе Морено. С художественной самодеятельностью часто выступали на предприятиях, во Дворце пионеров, в воинских частях, в театре. Дети очень любили петь русские песши, несмотря на то, что им было очень трудно учить текст песен. Я помню, с каким подъемом пели они «Тачанку», «Каховку», «Катюшу», «Дан приказ ему на запад» и др. Любили слушать и читать стихи и сказки А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова. Вся работа по группам в детском доме была спланирована так, чтобы каждый мог заниматься интересным и полезным делом. Старшие дети ежедневно ходили смотреть карту боевых действий в Испании, которая была вывешена возле здания по ул. Суворова, 18, где размещалась организация Осоавиахима.
Дети учились в школе, где были 3—6 классы.
В 1938 г. была создана пионерская организация, пионервожатой была комсомолка из Ленинграда — Галия Сулеймановна Хамзина, хорошая энергичная девушка.
Вся жизнь и работа в детском доме шла нормально. В 1941 г. после окончания учебного года, 10 июня, детский дом — коллектив детей и сотрудников выехал в Цюрупинск на отдых в пионерлагерь возле леса. В лагере были организованы интересные походы, игры. Дети отдыхали, физически крепли, закалялись.
И вдруг 22 июня услышали о начале Великой Отечественной войны. Германия напала на Советский Союз. Все взрослые и дети плакали. Детям было еще страшно и потому, что они уже перенесли ужасы войны в Испании, нашли вторую Родину — СССР и вдруг война. 19 августа 1941 г. детский дом был эвакуирован на Северный Кавказ в Пятигорск…
18 августа 1942 г., когда немецкие орды подходили к Ставрополю, было дано указание детский дом эвакуировать. Эвакуация была очень тяжелая, транспорта не было, пришлось из Пятигорска до станции Прохладной идти пешком. В Лермонтовке на горе Машук немцы высадили десант, надо было быстро уходить…
Из Махачкалы детский дом был перевезен в Краоноводск, а оттуда поездом прибыли в Барнаул Алтайского края. Из Барнаула детский дом на машинах был вывезен и размещен в Залесовском районе, в с. Тундириха…
Дети принимали активное участие в общественной и трудовой жизни детского дома. Сотрудники и дети детского дома работали в колхозе, помогали убирать лен, участвовали в прополке и уборке овощей, собирали на поле колоски. За хорошую работу пионерская и комсомольская организации получили благодарность от крайкома ВЛКСМ. Большую переписку вели сотрудники и воспитанники детского дома с фронтовиками. Длинными зимними вечерами, весной и летом воспитатели вместе с детьми вязали теплые носки, варежки, шили и вышивали кисеты и посылали в действующую армию на фронт защитникам Родины. Воспитанники с самодеятельностью выступали в воинских частях и госпиталях Барнаула…
С жителями деревни у нас была тесная связь: старикам и малограмотным писали письма на фронт, читали газеты, инвалидам помогали в посадке огородов и уборке их…
В 1944 г. в сентябре детский дом был переведен в Московскую область в Истренский район село Нахабино. Когда» мы уезжали, все жители села провожали нас, плакали, приглашали приезжать в гости. В конце 1944 г. наш детский дом был расформирован, старшие дети ушли учиться в средние и высшие учебные заведения, младшие переведены в Балашиху и Солнечногорск, где были испанские дети. Я свою группу детей отвезла в испанский детский дом в Солнечногорске. В Солнечногорске у меня состоялась неожиданная встреча. Директором испанского детского дома был Карабанов, воспитанник Макаренко, а жена Карабанова была завпедом. Встреча и беседа с этими интересными людьми осталась у меня в памяти на всю жизнь…
Госархив Херсонской области, ф. р-4001, оп. 1, д. | л, 1—8, 10. Подлинник.
Лариса
| #
Здравствуйте! К сожалению обладаю малой информацией… Но в до военные годы моя бабушка Усик (может быть Романенко) Нина Корнеевна работала воспитателем в херсонской детском доме и под её опекой были испанские дети, сохранилось одно фото с её воспитанниками. С уважением Лариса
Reply