Духовные интересы и культурные потребности коллектива (продолжение)
Большой любовью у судостроителей по праву пользовался духовой оркестр, созданный, пожалуй, одним из первых среди творческих коллективов. Это не удивительно. Ведь у корабелов есть очень много прекрасных традиций. А на каком празднике можно обойтись без духового оркестра? Первым руководителем оркестра в 1951 году стал В. А. Трещалин. С приходом в коллектив Ю. И. Смирнова оркестр выработал свой почерк, приобрел ярко выраженную индивидуальность, расширил репертуар. Оркестр постоянно пополнялся участниками самого разного возраста. В 1951 году пришел в коллектив Н. Г. Амосов, который стал впоследствии одним из лучших теноров оркестра, играл на ударных инструментах. В 1957 году начали играть в коллективе Г. С. Демченко и А. В. Бойко. Много лет отдали музыке Л. Д. Будник, А. С. Лаврушко, А. И. Сало, Н. Т. Рубан, В. А. Шутов. Разные судьбы и профессии были у этих людей, разный стаж игры в оркестре, но всех их объединяла преданность музыке, желание не только получать удовольствие самому, но и подарить радость общения с музыкой всем людям.
22 января 1964 года Президиум Украинского Совета профсоюзов присвоил ансамблю танцев «Свитанок» Дворца культуры судостроителей звание народного. С тех пор как в 1955 году Л. И. Малинский организовал на базе судостроительного завода танцевальный ансамбль, он стал пропагандистом традиций народного творчества, эталоном, школой для развития танцевального искусства в Херсонской области. В разные годы им руководили А. В. Уманов, Ю. И. Сердюков, А. Г. Величко. За заслуги в развитии украинского народного самодеятельного искусства Президиум Верховного Совета Украины в 1967 году присвоил ему почетное звание заслуженного ансамбля Украинской республики. Танцевальный ансамбль «Свитанок» был первым самодеятельным коллективом, представившим Херсонскую область за границей. Он побывал в 1964 году на гастролях в Болгарии, где его тепло принимали варненские судостроители, дважды по приглашению общественности Италии для участия в неделях культуры выезжал в эту страну. В апреле 1971 года, во время вторичного посещения Италии, в программу коллектива включили восемь танцев. Свое мастерство итальянским любителям искусства показали рабочие Н. А. Варивода, A. Ф. Комаров, Р. С. Шатохина, служащие А. С. Филипченко, М. Я. Андриевский и другие.
Херсонцы хорошо знают и любят капеллу Дворца культуры судостроителей. Ее творческая история родилась в 1954 году, когда начались поиски коллективом репертуара, своего почерка в хоровом искусстве. Воспитание навыков хорового пения легло тогда на плечи его первого руководителя М. Ю. Бакалинского. Он сумел создать талантливый коллектив единомышленников, среди которых были, в основном, работники завода Н. М. Дмитриев, Л. В. Лянная, B. Я. Клименко, Л. И.Трофимова, Н. М. Шулаева, В. М. Иванов, Д. М. Стефанов, Н. Я. Бяло, Н. И. Жуняк, Р. Е. Зецер, Б. Р. Свердлов. Многочисленные медали и грамоты, дипломы и благодарности свидетельствовали о строгом подборе репертуара коллектива. В его состав входила украинская, русская и зарубежная классика, произведения и песни народов многих республик. В 1970 году решением президиума Украинского Совета профессиональных союзов хоровой капелле Дворца культуры судостроителей, победителю республиканского смотра самодеятельных коллективов, присвоено почетное звание — самодеятельная Народная хоровая капелла. Золотую медаль и диплом первой степени по праву получил ее руководитель Мирон Бакалинский.
Успешно работали при Дворце культуры оркестр народных инструментов, которым многие годы руководил П. С. Прудкевич, и ансамбль бального танца под руководством А. Д. Зинченко.
Обычно большим, веселым концертом заканчивался учебный год в детской музыкальной студии, работавшей при Дворце культуры. В ней обучались дети судостроителей. На одном из таких концертов, что проходил в мае 1968 года, маленькие музыканты отчитывались перед своими преподавателями, родителями и товарищами. Все участвовавшие в концерте показали замечательные результаты. Они исполнили произведения украинских, русских и зарубежных композиторов на рояле, баяне, аккордеоне. Отлично выступили на отчетном концерте Лена Васина, Оля Трубач, Вадим Колодочка, Павел Коржов, Таня Фоменко, Людмила Суворова.
По праву носил почетное звание Народного и самодеятельный коллектив драматического театра «Ровесник». Разнообразием отличался его репертуар. Многие годы на сцене театра выступали Т. И. Чебукова, В. С. Лифшиц, С. Я. Аринштейн и многие другие. Их опыт, мастерство и самоотдача в совокупности с энтузиазмом молодых исполнителей помогали создавать яркие, запоминающиеся спектакли.
Шло время, и все эти годы благодаря корабелам, понимающим искусство, в цехах и отделах живут песня, музыка, танцы. Вместе с первыми цехами, первыми баржами и танкерами рождались в цехах первые коллективы художественной самодеятельности. Хоровые и театральные кружки, оркестр, танцевальные и вокальные ансамбли вырастали по уровню исполнения и численности участников из рамок красных уголков, которые становились им тесны. Из цеховых творческих коллективов формировались общезаводские. Они продолжали готовить концертные программы, с которыми выступали перед судостроителями в цехах и на стапелях. Там, где представители администрации понимали это, где создавались условия для занятий, участники творческих коллективов добивались высоких результатов. Приятно отметить, что поболеть за своих самодеятельных артистов часто приходил на различные смотры директор завода В. Ф. Заботин.
С удовольствием хочется назвать людей, активно помогавших в организации самодеятельных коллективов в цехах: председателей профсоюзного комитета завода В. И. Склярова, В. И. Бойченко, председателей и членов профкомов цехов Ю. И. Зажигина, А. С. Юзюка, Ж. Н. Сокуренко, С. В. Комиренко, В. М. Чурилова, А. В. Амелину, B. В. Кравца. К развитию цеховой самодеятельности были неравнодушны руководители цехов Г. И. Сиганевич, C. Ю. Дарда, Н. А. Шпак, А. И. Стручалин, Б. И. Доценко, В. В. Волков, постоянно поддерживающий Дворец культуры уже в должности генерального директора объединения.
История завода запечатлена в многочисленных документальных и художественных фотоснимках. Увлечение фотографией стало для многих любителей завода второй профессией. Навсегда связал свою жизнь с заводом электрик цеха секционной сборки Н. Д. Степанов. По мере того, как строился завод, росло и его мастерство. Масштабность и размах стройки производили на молодого рабочего большое впечатление. Ему захотелось отразить это с помощью объектива фотоаппарата. Нашлись еще несколько фотолюбителей: А. И. Тертычный, Б. И. Матяш, Н. И. Думанский, И. С. Рыков, JI. А. Самотесов, которые положили начало фотоклубу, председателем которого стал Степанов. Они снимали первые корабли, людей, строящих их. Фотовыставка работ заводских фотолюбителей так потом и называлась — «Мы —корабелы». Непрерывный творческий поиск средств и способов отражения современной жизни становился характерным для работ первых фотолюбителей. Вскоре фотоклуб принял участие в республиканском фестивале самодеятельных искусств и за лучшую коллекцию снимков был награжден медалью. Фотоработы клуба были удостоены также «Гран при» на международной выставке в городе Шамони (Франция).
Н. Д. Степанов много лет избирался председателем областного клуба фотолюбителей. Снимки Степанова помещались на многочисленных выставках и в газете «Судостроитель». Каждая новая его работа приобщала любителей фотографии к прекрасному, открывала что-нибудь приятное, радующее душу и сердце. Фотографии судостроителя-фотографа экспонировались на 36 международных выставках во многих странах мира, с его снимками знакомились тысячи людей на всех континентах земли.
Среди замечательных фотолюбителей, пополнявших летопись судостроительного коллектива в документальных и художественных фотографиях, необходимо назвать В. А. Негрича, В. И. Григорьева, В. Г. Иващенко, Е. П. Кушнаренко и многих других.
На выставках самодеятельных художников, организуемых заводским Дворцом культуры, часто выставлялись работы П. С. Замкового, А. М. Очеретенко, В. М. Иванова — людей, очарованных неповторимостью днепровских плавней, красотой тех людей, которые живут и работают в коллективе. «Мостик», «Осень», «Бессмертие», «У вечного огня» и все остальные картины заводского художника П. С. Замкового подолгу задерживали около себя посетителей, и, наверняка, многие не знали, какой из работ отдать предпочтение. Пейзажи и портреты, масло, акварель, пастель, карандашные наброски, причудливые фигурки из дерева — все это дело рук слесаря-механосборщика В. М. Иванова. Умение видеть необыкновенное в самом обычном, умение фантазировать и понимать природу давали руками Иванова жизнь и засохшему корню, и совсем незаметному сучку. Прикосновение рук художника к ним… и вместо мертвых корней — персонажи сказок.
В столовой цеха судовых устройств висят четыре картины: «Зимняя деревня», «Натюрморт», «У реки» и «На вечерней зорьке». Их нарисовал и подарил рабочим замечательный живописец А. И. Тафинцев, бывший контрольный мастер завода. По настоящему он увлекся рисованием уже будучи на пенсии. Первый успех окрылил художника, и тогда задумал он создать несколько больших полотен в дар коллективу цеха. Когда ему срочно понадобилась кровь во время операции, рабочие без раздумий сдавали ее. «С тех пор я постоянно чувствовал себя должником перед своими товарищами», — признавался А. И. Тафинцев.
Очень часто в красных уголках цехов завода организовывались выставки работ херсонских художников. В них участвовали и молодые художники А. Бережной, Н. Шиян, и представители старшего поколения — И. Ботько, Д. Дзевановский, Б. Лавриненко. На их полотнах корабелы видели знакомые места Херсонщины, портреты знатных людей судостроительного завода. Художники своим творчеством прославляли родной край, его людей, природу. Они часто посещали завод, осуществляя здесь свои творческие замыслы. Особенно впечатляли картины Ф. Завгороднюка «На стапеле», «Портрет кадрового рабочего Л. М. Авраменко», «Портрет Тани Стрижак» и другие произведения этого талантливого художника. В помещениях, где проводились выставки, было всегда многолюдно.
В светлом, просторном помещении, расположенном на втором этаже Дворца культуры судостроителей, 5 ноября 1967 года открылся заводской музей трудовой славы. На его открытии присутствовали руководители завода, рабочие и служащие, гости судостроителей. Перед присутствующими наглядно предстала семнадцатилетняя история завода в панорамах, макетах кораблей, фотопортретах, рисунках. В левом углу -— ярко освещенная диорама. В ней художник изобразил Карантинный остров с его болотами, поросшими камышом. Таким было то место, где впоследствии выросли огромные корпуса цехов, стапель, док-камера, административные здания завода. А напротив — другая картина. Она напоминала 1953 год, когда на смену баржам судостроители заложили первый танкер, назвав его именем города. Рядом помещены фотографии первого директора завода Т. В. Сафронова, первого начальника цеха М. А. Горшкова. Большое место в музее было отведено ветеранам труда, их трудовым будням. В нем экспонировались фотографии и различные документы, отображающие разнообразную жизнь и деятельность коллектива завода. С большим интересом музей посещали гости судостроителей, ветераны труда, рабочие, служащие и особенно молодежь, приходящая на смену ветеранам.
21 июня 1953 года состоялось открытие первого сезона в пионерском лагере, построенном заводом в селе Старая Збурьевка Голопристанского района. На его открытие прибыли представители руководства завода, общественных организаций, родители школьников. Духовой оркестр исполнил марш, дети выстроились на линейке. Начальник лагеря доложил о готовности пионерского лагеря к началу работы. После торжественного открытия дети показали выступление своей незатейливой художественной самодеятельности.
Заводской пионерский лагерь расположился в удобном месте на берегу Днепра, весь в зелени. На его территории строители оборудовали спортивную площадку, в плане культурно-массовой работы предусматривались интересные экскурсии, походы, увлекательные игры, спортивные соревнования. Долгие годы лагерь служил культурному и здоровому отдыху детей судостроителей, которые с благодарностью вспоминают его душевных воспитателей и руководителей В. А. Шелковенко, Е. В. Муравскую и других.
Высокая производительность труда, как известно, складывается из многих факторов, и здоровье тружеников играет здесь не последнюю роль. Отношение заводской администрации к своим лечебно-профилактическим учреждениям в большой мере показывает ее отношение к людям.
В 1948 году, когда еще шел намыв территории завода, на нем начала работать фельдшер Н. И. Берникова. Она оказывала первую помощь строителям, дежурила в карете скорой помощи при спуске первого судна, а начиная с 1953 года ей пришлось постоянно принимать участие в сдаче судов, исполняя роль судового медика.
Вместе с первыми рабочими пришли на завод врач Ф. Ю. Лифшиц, впоследствии ставшая главным врачом поликлиники, и фельдшер К. Е. Остистова. Здравпункт располагался тогда в старом тесном помещении барачного типа. К этому бараку постепенно пристраивали то одну, то другую комнатушку для вновь открываемых «кабинетов» и «лабораторий». С первых дней организации здравпункта работали в нем врачи И. Е. Пилат, В. Н. Расторгуева, фельдшеры Р. Ф. Дорошенко, Л. Д. Корниенко, Е. Н. Фесенко, А. П. Домченко. Позже пришли молодые врачи Р. Ф. Громова, Т. В. Шорохова, В. А. Дмитренко, Н. Л. Потапова, медсестры Л. Бискун, Н. Белозуб, П. Ковбасюк. С уважением и признательностью следует назвать санитарок Л. В. Олейник, С. П. Гольцеву, В. И. Безродную и многих других.
В 1959 году на базе здравпункта организовалась поликлиника, началось комплектование ее кадрами врачей и фельдшеров. При поликлинике открыли лабораторию, рентгеновский кабинет, расширили кабинет физиотерапии. В августе медики оборудовали новый фельдшерский пункт в деревообрабатывающем цехе. Руководители цеха выделили для него хорошее помещение, помогли обставить необходимой мебелью. Этот пункт обслуживал первой медицинской помощью также кислородный и паросиловой цехи. В этом же цехе начала работать комната гигиены женщин. Намечалось открытие подобных лечебных пунктов на участках достроечного, механического и монтажного цехов.
В 1964 году на территории завода была построена новая поликлиника — двухэтажное типовое здание, в котором начали работать 43 лечебных кабинета. К услугам судостроителей функционировали оборудованные всей необходимой аппаратурой физиотерапевтический, электрокардиологический, ушной, глазной и зубоврачебный кабинеты, клиническая лаборатория, рентгеновская установка, ингаляторий. Медицинский персонал получил в новом здании благоустроенный общий зал, комнату отдыха, буфет, то есть все условия для нормальной работы. Завод приобрел для поликлиники новейшее медицинское оборудование: усовершенствованный рентгенаппарат, физиотерапевтическую установку, медицинские шкафы, столы и другое.
В 1986 году врачи заводской поликлиники получили возможность лечить больных методом гипербарической оксигенации, сущность которого заключалась в том, что пациент в течение определенного времени находился под давлением в среде чистого кислорода. С помощью новой установки стало возможным в короткие сроки лечить больных с язвенной болезнью желудка, сахарным диабетом, атрофия ми зрительного нерва, некоторыми психическими и профессиональными заболеваниями, а также снимать утомление, стимулировать мышечную и нервную энергию. Аналогичных установок в больницах Херсонской области в то время еще не было.
В 1972 году для рабочих судостроительного завода недалеко от Херсона в Цюрупинске был построен профилакторий — современного типа здание с удобными, прекрасно обставленными комнатами. В стиле времени, со вкусом были оформлены комнаты отдыха, просторная столовая. В профилактории предусматривалось все для того, чтобы судостроители хорошо отдохнули, интересно провели время. Есть здесь спортивные площадки, уголок для любителей тенниса и биллиарда. Для тех, кто дружит с природой, лесной тропой, найдется немало прекрасных уголков. Окружают профилакторий стройные тополя, плакучие ивы, подступает прямо к окнам зелень хвойного леса.
Каждый день в шесть часов вечера от заводской набережной отходил катер, теперь — автобус. Освежающий душ, ужин, лечебные процедуры, потом развлечения — кино, телевизор или шахматы и домино. Утром, после зарядки на свежем воздухе и лечебных процедур — высококалорийный и вкусный завтрак, потом — на завод. Вечером снова сюда. В субботу и в воскресенье заводчане проводили здесь круглые сутки — своеобразный санаторий без отрыва от производства.
У самого Черного моря в селе Лазурном расположилась база отдыха судостроителей «Корабел». Побережье здесь представляет собой сплошную курортную зону, климатически близкую к Евпатории в Крыму. В 1966 году корабелы построили на этом берегу дом отдыха. Сначала появились миниатюрные домики — каждый на четыре человека, а через два года уже более ста таких домиков разместились у самой воды. Были сооружены душевые установки, навесы от солнца, танцевальная площадка, небольшая столовая. Просторный пляж отличался чистотой и ухоженностью. За смену здесь могли отдохнуть свыше четырех тысяч судостроителей и членов их семей.
…Утро. Косые лучи солнца побежали по окнам домиков, зайчиками заиграли по их стенам. Отдыхающие заводчане в пансионате еще спят, а обслуживающий персонал уже на ногах. Нужно приготовить пищу, вовремя накрыть столы. Забот у заведующей столовой Л. М. Евсеевой очень много. Она обходит свои «владения», поторапливает кухонных работников. Но все понимают ее с полуслова — не надо напоминать шеф-повару А. Д. Михайленко и повару Е. И. Тищенко, они всегда успевают приготовить пищу на всех отдыхающих.
Солнце только что показалось над горизонтом, а на берегу уже появились первые любители моря. Заняли у прибрежной полосы свои излюбленные места рыбаки В.Кирюхин, А. Андриец, Д. Малыга. Надоест сидеть с удочками — берут в руки бредень и начинают ловить креветок.
Море ласково бьется о берег. Но что это? Невдалеке показалась какая-то тень, она подплывает все ближе и ближе. Да это же дельфин, которого здесь прозвали «Любопытным». Он делает несколько кругов, поворачивается с боку на бок, разглядывая рыбаков, и, порезвившись, уплывает в открытое море.
В 1977 году в пансионате «Корабел» было введено в строй современное многоэтажное благоустроенное, даже, можно сказать, комфортабельное здание нового корпуса. Это дало возможность увеличить число отдыхающих в два раза. Комнаты в здании удобные, на два-три человека, чем-то напоминающие каюты океанского лайнера: зеркальный пластик, обилие света, уютная мебель, просторная лоджия, душ, санузел. Вокруг здания уже на второй год зашумели кронами деревья, благоухало около двух тысяч кустов роз особого сорта, которые цвели до глубокой осени.
После ввода в эксплуатацию многоэтажного корпуса назрела необходимость в строительстве новой столовой, так как старая стала уже тесная и питание в пансионате проводилось в несколько смен. Однако долгое время это не удавалось сделать: то средств не хватало, то строительных мощностей, так как в объединении велись и другие стройки, на которых работа не прекращалась. Руководство приняло решение послать в помощь строителям людей из цехов и отделов. В октябре 1985 года новая столовая на 1200 мест уже вошла в строй. Она понравилась всем — просторная, уютная, красивая…
В первые же годы становления коллектива на заводе начали создаваться организации добровольных обществ: спортивное — «Авангард», содействия армии, авиации и флоту — ДОСААФ, Красного Креста. Они начали проводить спортивную и оборонно-массовую работу среди работников завода. Спортсмены показывали неплохие успехи в соревнованиях по водному поло и гребле, с хорошими результатами провела ряд встреч заводская футбольная команда. Начали работать кружки по подготовке шоферов, мотоциклистов, стрелков.
Херсон, стоящий на берегу Днепра вблизи Черного моря, — город судостроителей и моряков. Поэтому его жителей не удивишь речными катерами, океанскими грузовыми великанами, стремительными «Ракетами» и «Метеорами». И все же зрелище скользящих над водой парусов, которыми управляют сильные руки, никого не оставляет равнодушным. Паруса напоминают о приключениях, о неповторимых городах Грина, о мечте. Каждый раз, увидев яхту, смотришь на нее с восхищением, и кажется, что невозможно на таком легком суденышке преодолеть большие расстояния.
Для судостроителей парусный спорт, пожалуй, всегда был основным видом увлечений. В 1957 году молодые спортсмены завода под руководством перворазрядника парусного спорта А. И. Дедкова построили яхту водоизмещением 20 тонн, с парусной площадью 150 метров. Это была первая в нашем судостроении яхта, построенная из металла при помощи электросварки. Команда яхты «Днепр» — такое название получило судно — состояла из работников завода, любителей водного спорта. После ходовых испытаний яхта под командованием мастера спорта А. Г. Романова и П. А. Середенко 27 июля вышла в поход вдоль побережья Крыма и Кавказа. В районе Киркинитского залива яхту захватил шторм. Несмотря на огромные волны семибалльного шторма, она продолжала поход. Яхтсмены еще раз убедились в крепости корпуса и хороших мореходных качествах судна, построенного собственными руками.
В конце 70-х годов в Стеблиевском затоне Днепра был построен заводской парусно-гребной комплекс, инициатива и большая заслуга в строительстве которого принадлежала председателю заводского комитета профсоюза Валентину Ивановичу Бойченко. Яхт-клуб стал излюбленным местом отдыха для заводчан и всех жителей микрорайона Корабел.
Как только наступает весна, из гаваней яхт-клуба со свежим ветром выходят более трехсот белокрылых яхт разных классов. Рядом с опытными спортсменами, среди которых есть мастера спорта, победители и призеры соревнований самого высокого ранга, и совсем юные яхтсмены — дети корабелов.
Парусные регаты, посвященные различным знаменательным событиям, всегда имели большое значение в спортивной жизни коллектива завода. Маршруты этапов гонок прокладывались таким образом, чтобы в полной мере можно было проверить мастерство и теоретическую подготовку яхтсменов. Соревнования, как правило, проходили несмотря ни на время суток, ни на капризы погоды. Престижными считались гонки яхтсменов на кубок Херсонщины, переходы Херсон — Николаев — Херсон, соревнования с яхтсменами завода «Океан», ежегодные соревнования на кубок героев-ольшанцев на акватории яхт-клуба этого завода. Николаевские яхтсмены часто наносили ответные визиты в Херсон, и здесь, на Днепре, организовывались первенства парусников двух соседних областей.
Традиционным для яхтсменов Херсонского судостроительного завода стало участие в международных парусных регатах, проводимых в Болгарии. В этой братской стране херсонцев ждали, кроме встречи с соперниками, еще и свидания с друзьями. Они наносили визиты дружбы городу-побратиму Шумену. В августе 1990 года яхтсмены Херсонского судостроительного объединения впервые совершили длительный поход: Херсон — Синоп — Стамбул — Варна — Херсон. В одной связке шли две яхты корабелов — «Глория» и «Славянка» под руководством капитанов В. Башина и В. Иглина. Суда прошли путь по генеральному курсу длиной более 1200 миль.
Неоднократно победителями в гонках различного уровня становились яхты «Пассат» и «Ассоль» под руководством капитанов Ю. Бабкова и Б. Борисова, успешно ориентировались в любой обстановке экипажи яхт «Садко» и «Али-Готе» (капитаны Л. Товкач и И. Кремерман), яхты «Глория» (капитан А. Максименко), «Чайка» (капитан В. Сало). Особым упорством постоянно отличались семейные экипажи яхт «Скиф» — в составе С. Маслова и его сына Ивана и «Славянка» — с участием А. Олейника и его сына Игоря. Активными участниками и организаторами парусного спорта на заводе проявили себя В. Иглин, Ю. Кайда, В. Борсук, М. Лавров, В. Усик, Л. Герасимович и другие.
Дружеские, а затем и производственные связи коллектива Херсонского судостроительного завода с родственными предприятиями других государств начались еще в середине 50-х годов. В январе 1956 года директор Гданьской верфи из Польши Ч. Знаевски и председатель заводского совета Ф. Фильбрант прислали коллективу херсонской верфи письмо с новогодним поздравлением, в котором писали: «По случаю наступившего Нового года шлем вам от имени коллектива нашего предприятия, а также от себя лично, сердечные братские поздравления и пожелания дальнейших достижений в работе и успехов в личной жизни… Наш коллектив вместе со всем польским народом глубоко убежден, что дружба, которая родилась на поле сражений и крепла в годы восстановления хозяйства Польши, в новом году окрепнет еще больше, потому что она освещает нам общую цель: создание строя общей справедливости и сохранение мира во всем мире». Аналогичное письмо с новогодним поздравлением прислала также группа венгерских специалистов из Будапешта.
В ответных письмах за подписью Анацкого, Киктенко, Малютина и Золотухина херсонские судостроители сердечно поблагодарили польских и венгерских друзей за теплые новогодние поздравления и пожелали им также всяческих успехов.
В декабре 1957 года на заводе гостила делегация молодежи Германской Демократической Республики. Она ознакомилась с цехами, технологией постройки танкеров, с новой техникой, внедренной за последнее время на заводе. Через месяц по приглашению молодых немецких рабочих с ответным визитом в ГДР отбыла делегация завода. В ее состав вошли секретарь завкома комсомола А. Г. Грищенко, отличившиеся на производстве молодые рабочие.
В январе 1958 года в адрес женского совета завода пришло письмо из ГДР. Его написали женщины — работницы Магдебургской судоверфи им. Эдгара Андре. Они рассказали о том, как женщины работают на производстве, какие вопросы решает женский совет верфи, как организует воспитание детей. В своем письме женщины Магдебурга предложили наладить регулярную переписку с труженицами Херсонского судостроительного завода в целях обмена опытом работы. Письмо немецких женщин было зачитано на общезаводском собрании работниц завода, которые одобрили ответное послание. В нем женщины горячо поблагодарили германских тружениц за присланное письмо, рассказали о том, как трудятся работницы предприятия, какие должности занимают, какую работу проводит женский совет. Собрание выразило желание вести дружескую переписку.
В 1958 году в дни празднования 1 Мая в Херсон прибыла делегация варненских судостроителей в количестве 20 человек во главе с заместителем директора верфи Стояновым. В итоге визита на общезаводском митинге был заключен договор о соревновании между болгарскими и херсонскими судостроителями. Специалисты завода, по просьбе болгарских друзей, отправили на верфь им. Г. Димитрова интересовавшую их документацию. Это стаю первым шагом на пути технического содружества. Обмен бюллетенями технической информации между двумя предприятиями превратился впоследствии в регулярное сотрудничество.
В 1962 году профсоюзный комитет Херсонского судостроительного завода установил дружеские связи с объединенным судостроительным клубом датской машиностроительной фирмы «Бурмейстер ог Вайн». В течение последующих лет между двумя коллективами проводился обмен делегациями, состоялось несколько деловых встреч. Они, несомненно, способствовали улучшению взаимопонимания в решении многих общих проблем.
С 1963 года тесные производственные связи установились между Херсонским судостроительным заводом и верфью в городе Александрия (Египет). Строящееся судостроительное предприятие в этом городе, крупнейшем порту на Средиземном море и втором по значению и численности жителей города в Объединенной Арабской Республике, являлось гордостью всех египтян. Оно сооружалось при техническом содействии и сотрудничестве с Советским Союзом, откуда поставлялись основное оборудование и материалы. Херсонский судостроительный завод определился в качестве главного предприятия, курирующего строительство судов на египетской верфи. На стапеле Александрии было заложено судно одного из проектов, строящегося в Херсоне, и в 1970 году намечался его спуск на воду. В течение нескольких лет многие специалисты завода побывали в длительных командировках на верфи в Александрии, оказывая ей квалифицированную техническую помощь.
Дружеские связи различных общественных организаций и экономическое сотрудничество специалистов с зарубежными предприятиями укреплялись и расширялись из года в год. Делегации Херсонского судостроительного завода становились желанными гостями в Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, ГДР, Бельгии, Норвегии и в других странах. Одновременно представители родственных предприятий этих и других государств охотно посещали Херсон и были частыми гостями коллектива херсонской верфи. В дальнейшем завод поддерживал устойчивые дружеские и экономические связи с различными предприятиями Югославии, Кубы, Финляндии, Ирландии, профсоюзами Великобритании, Португалии, объединенным профсоюзом «Аккер Групп» судостроителей Норвегии и других стран.